Волшебная капелька
опыты и эксперименты (средняя группа)

Кумзерова Татьяна Анатольевна

Цель: знакомство детей со свойствами воды; создание условий, игровых и проблемных ситуаций, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Познавательные:

-Познакомить со свойствами воды (вода без запаха, без вкуса, прозрачная).

Обучающие:

- упражнять в умении анализировать, строить предположения о результатах опыта;

- делать простейшие выводы на основе проведенного опыта;

Воспитательные:

- воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;                                                                                                                                                                         

 - воспитывать доброжелательные отношения между детьми и педагогом

Развивающие:

- развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности;

- развивать связную речь детей; слуховое и зрительное внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_volshebnaya_kapelka.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности на тему «Волшебная Капелька»

Цель: знакомство детей со свойствами воды; создание условий, игровых и проблемных ситуаций, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Познавательные:

-Познакомить со свойствами воды (вода без запаха, без вкуса, прозрачная).

Обучающие:

- упражнять в умении анализировать, строить предположения о результатах опыта;

- делать простейшие выводы на основе проведенного опыта;

Воспитательные:

- воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;                                    - воспитывать доброжелательные отношения между детьми и педагогом

Развивающие:

- развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности;

- развивать связную речь детей; слуховое и зрительное внимание

Методы и приемы:

1.Игровой: появление персонажа «Капельки», сюрпризные моменты.

2.Наглядный: схемы, символы

3.Практический: опыты.

4.Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Оборудование:

 Пластмассовые стаканчики, тарелочки, молоко, вода, сок, трубочки, монетки, медальки «Капельки» (всё индивидуально для каждого ребенка).

Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.

Предварительная работа:

1.Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».

2. Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.

3. Проведение опытов с водой.

Содержание:

Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»

  1. Организационный момент

Воспитатель: станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем привет и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

Доброе утро! Все вместе!

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: к нам в гости сегодня пришла Капелька, но посмотрите, какая она грустная и печальная.

Вот послушайте её историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

Дети: да!

Воспитатель: конечно, да! И так начнем прямо сейчас!

  1. Целеполагание и мотивация

Воспитатель: Капелька подготовила для вас очень интересные, загадки. Отгадав их, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

  1. Меня пьют, меня льют,

всем нужна я. Кто я такая?

(Вода)

  1. Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.    

(Вода)

  1. Если б не было её,
    Мама б не стирала,
    Пол бы папа не помыл,
    А кораблик не поплыл.
    (Вода)
  2. Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.
    Если жажда одолела, нужно выпить её срочно.
    (Воду)
  3. Перед едой Руки вымоем ...

  1. Она помогает нам чистыми стать,                                                                             Посуду помыть и белье постирать.

  1. Чтобы лился дождик с неба,                                                                                                  Чтоб росли колосья хлеба,                                                                                                     Чтобы плыли корабли,                                                                                                               Чтоб варили кисели,                                                                                                             Чтобы не было беды —                                                                                                  Жить нельзя нам без...

Воспитатель: верно! Ответ была вода. Значит тема нашего занятия – вода.

Звучит мелодия ручейка.

Воспитатель: Вы слышите мелодию?

На, что она похожа? (ответы детей - на ручей, на воду, на водопад)

Воспитатель: правильно!

Ребята, а как вы думаете, из чего состоит наша Капелька? (ответы детей)

Воспитатель: А живет она где? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! А, где же мы можем встретить воду? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? (ответы детей)

Воспитатель: правильно! А, как вы думаете, а нам в детском саду, нужна вода?

Дети: Да

Воспитатель: А для чего? (ответы детей)

Показать картинку, на которой изображено использование воды

Воспитатель: все правильно, молодцы!

Да, ребята, без воды все живое просто погибнет. Вода-это жизнь!

Животные тоже пьют воду и просто без нее погибнут, а некоторые в ней и живут. Кто же живет в воде? (ответы детей)

Воспитатель: ни одно живое существо не может жить без воды.

Послушайте стихотворение:

«Вы слышали о воде?                                                                                         Говорят, она везде!                                                                                                                В луже, в море, в океане                                                                                                        И в водопроводном кране.                                                                                                             Как сосулька замерзает,                                                                                                    В лес туманом заползает.                                                                                               На плите у нас кипит,                                                                                           Паром чайника шипит,                                                                                                        Без нее нам не умыться,                                                                                                     Не наесться, не напиться!                                                                                                         Смею вам я доложить:                                                                                          Без нее нам не прожить!»

III. Ход деятельности

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы и даже опыты. Хотите попробовать? (ответ детей)

Воспитатель: - Ребята тогда, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты)

Ребята вставайте и проходите в нашу лабораторию.

- Итак, представьте, что вы учёные и мы будем проводить опыты.

 А чтобы опыты получились, в лаборатории надо соблюдать правила поведения. Ребята, знаете какие? Давайте их вместе вспомним.

Дети вспоминают и называют правила вместе с воспитателем:

  1. Думай, слушай и смотри, и без спроса не бери-эти правила просты, их легко запомнишь ты!
  2. Не шуметь и не кричать, осторожность соблюдать!
  3. Ты работу завершил. Всё на место положил?

(воспитатель показывает карточки с правилами поведения в лаборатории)

Одеваем костюмы, халаты, шапочки и приступаем к работе.

У меня на столе два стакана, вода и молоко, определите, в каком стакане вода (дети показывают)

Воспитатель: правильно, а как вы догадались?

Дети: Вода прозрачная, а молоко нет

Воспитатель: А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет.

Проведём опыт под номером1.

Опыт№1. «На определение прозрачности воды»

Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой монетку и посмотрим сверху. Видно её? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь такую же монетку мы положим в стаканчик с молоком и посмотрим сверху. Видно её? (ответы детей)

Воспитатель: вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле - прозрачная.

Воспитатель: после проведения первого опыта, мы как учёные делаем вывод… (ответы детей «вода прозрачная»)                                                                                                            

(Вот наша памятка, мы закрепляем её на магниты).

Сейчас мы с вами переходим ко второму опыту.

Опыт № 2 «Вода не имеет формы»

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем какую форму имеет вода. Если мы нальём воду в стакан, то она примет форму стакана. Если нальём воду в тарелку, то она примет форму чего? (ответ детей «форму тарелки»). А если воду налить на стол или на пол, то она будет…(ответы детей «как маленькая лужа»). Вода будет менять свою форму, то есть растекаться. (Демонстрирую все эти действия с водой).                                                                   Воспитатель: сейчас мы с вами можем делать следующий вывод: (ответы детей «что вода – не имеет формы») 

(Вот ещё одна наша памятка, мы тоже закрепляем её на магниты).

Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и обрадовалась. Пока наша капелька радуется, мы немножко отдохнем.

Вставайте ребята на физминутку.

Физминутка: «Капельки прыг – прыг»

Молодцы ребята, располагайтесь в нашей лаборатории. Ну, что продолжим. Следующий опыт…

Опыт № 3 «На определение вкуса воды»

Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?

- Ребята, а какой на вкус лимон? (ответы детей)

- А конфета? (ответы детей)

- А лук? (ответы детей)

- Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!

- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.

- Какая она на вкус? (ответы детей)

- А сейчас для сравнения, возьмите стакан с соком. Попробуйте сок.

- Какой вкус у сока? (ответы детей)

Так что мы сейчас можем сказать про воду: может быть, вода была горькая?  (нет), кислая?  (нет),  солёная? (нет), а какая? (ответы детей)

Воспитатель: итак, делаем следующий вывод: у воды нет вкуса!                            (На доске картинка с изображением этого свойства воды. Дети делают вывод)

Сейчас переходим к следующему опыту

Опыт № 4 «На определение запаха воды»

- Ребята, когда ваша мама печёт пирожки, булочки или котлетки вы чувствуете аппетитный запах, а есть ли запах у воды?

- Чтобы (проверить этот ответ) ответить на этот вопрос, проведём следующий опыт:

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (ответы детей)

- А как вы догадались? (ответы детей «пахнет апельсинами»)

- А теперь возьмите стакан с водой.

- Понюхайте, чем пахнет? (ответы детей)

- Ребята, скажите так есть ли запах у воды? (ответы детей).

Воспитатель: итак, учёные какой вывод мы делаем? (что у воды нет запаха!)

(Ещё одно свойство мы закрепляем рядом с остальными).

Вот мы и помогли нашей капельке. Давайте снимем халаты, шапочки, покинем нашу лабораторию и вернёмся на свои места.

IV. Обобщение и систематизация знаний

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите какая капелька стала радостная и весёлая! Капелька, узнала о себе много нового.

Ребята, давайте напомним капельке, что же мы узнали?                                  (отвечают дети)

• Вода – прозрачная

• Вода – не имеет формы

• Вода не имеет вкуса

• Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий!

V. Итог

Воспитатель:

А, вам понравилось сегодня наше занятие с Капелькой?

А, что именно вам понравилось? (ответы детей)

На память о нашем знакомстве Капелька оставляет вам вот этих маленьких подружек (медальки «Капельки»). Ну, что пора и нам попрощаться с Капелькой.

Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек.

 Спасибо вам за вашу активную работу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие :"Волшебная капелька"

закрепить свойства воды с помощью эксперимента. Развивать диалогическуюречь, умение отвечать на вопросы, воспитывать бережное отношение к водезакрепить умение склеивать полоску  в виде капельки....

Презентация проекта "Волшебные капельки".

Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире....

"Волшебная капелька"

Исследовательский проект...

Проект "Волшебная капелька"

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...

Проект "Волшебная капелька"

Процесс познания маленького ребенка, отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, малыши эмоциями. Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детства. Одним из п...

Развлечение «Волшебные капельки воды»

Цель:• Закреплять знания детей о воде, её свойствах.• Развивать поэтический слух.• Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.• Воспитывать доброе отношение к воде.Материалы:Плоскостны...