Волшебная капелька
опыты и эксперименты (средняя группа)
Цель: знакомство детей со свойствами воды; создание условий, игровых и проблемных ситуаций, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Познавательные:
-Познакомить со свойствами воды (вода без запаха, без вкуса, прозрачная).
Обучающие:
- упражнять в умении анализировать, строить предположения о результатах опыта;
- делать простейшие выводы на основе проведенного опыта;
Воспитательные:
- воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми и педагогом
Развивающие:
- развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности;
- развивать связную речь детей; слуховое и зрительное внимание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_volshebnaya_kapelka.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности на тему «Волшебная Капелька»
Цель: знакомство детей со свойствами воды; создание условий, игровых и проблемных ситуаций, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Познавательные:
-Познакомить со свойствами воды (вода без запаха, без вкуса, прозрачная).
Обучающие:
- упражнять в умении анализировать, строить предположения о результатах опыта;
- делать простейшие выводы на основе проведенного опыта;
Воспитательные:
- воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации; - воспитывать доброжелательные отношения между детьми и педагогом
Развивающие:
- развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности;
- развивать связную речь детей; слуховое и зрительное внимание
Методы и приемы:
1.Игровой: появление персонажа «Капельки», сюрпризные моменты.
2.Наглядный: схемы, символы
3.Практический: опыты.
4.Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование:
Пластмассовые стаканчики, тарелочки, молоко, вода, сок, трубочки, монетки, медальки «Капельки» (всё индивидуально для каждого ребенка).
Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.
Предварительная работа:
1.Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
2. Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
3. Проведение опытов с водой.
Содержание:
Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»
- Организационный момент
Воспитатель: станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем привет и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
Доброе утро! Все вместе!
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: к нам в гости сегодня пришла Капелька, но посмотрите, какая она грустная и печальная.
Вот послушайте её историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
Дети: да!
Воспитатель: конечно, да! И так начнем прямо сейчас!
- Целеполагание и мотивация
Воспитатель: Капелька подготовила для вас очень интересные, загадки. Отгадав их, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
- Меня пьют, меня льют,
всем нужна я. Кто я такая?
(Вода)
- Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода)
- Если б не было её,
Мама б не стирала,
Пол бы папа не помыл,
А кораблик не поплыл.
(Вода) - Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.
Если жажда одолела, нужно выпить её срочно.
(Воду) - Перед едой Руки вымоем ...
- Она помогает нам чистыми стать, Посуду помыть и белье постирать.
- Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варили кисели, Чтобы не было беды — Жить нельзя нам без...
Воспитатель: верно! Ответ была вода. Значит тема нашего занятия – вода.
Звучит мелодия ручейка.
Воспитатель: Вы слышите мелодию?
На, что она похожа? (ответы детей - на ручей, на воду, на водопад)
Воспитатель: правильно!
Ребята, а как вы думаете, из чего состоит наша Капелька? (ответы детей)
Воспитатель: А живет она где? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! А, где же мы можем встретить воду? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: правильно! А, как вы думаете, а нам в детском саду, нужна вода?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего? (ответы детей)
Показать картинку, на которой изображено использование воды
Воспитатель: все правильно, молодцы!
Да, ребята, без воды все живое просто погибнет. Вода-это жизнь!
Животные тоже пьют воду и просто без нее погибнут, а некоторые в ней и живут. Кто же живет в воде? (ответы детей)
Воспитатель: ни одно живое существо не может жить без воды.
Послушайте стихотворение:
«Вы слышали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!»
III. Ход деятельности
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы и даже опыты. Хотите попробовать? (ответ детей)
Воспитатель: - Ребята тогда, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты)
Ребята вставайте и проходите в нашу лабораторию.
- Итак, представьте, что вы учёные и мы будем проводить опыты.
А чтобы опыты получились, в лаборатории надо соблюдать правила поведения. Ребята, знаете какие? Давайте их вместе вспомним.
Дети вспоминают и называют правила вместе с воспитателем:
- Думай, слушай и смотри, и без спроса не бери-эти правила просты, их легко запомнишь ты!
- Не шуметь и не кричать, осторожность соблюдать!
- Ты работу завершил. Всё на место положил?
(воспитатель показывает карточки с правилами поведения в лаборатории)
Одеваем костюмы, халаты, шапочки и приступаем к работе.
У меня на столе два стакана, вода и молоко, определите, в каком стакане вода (дети показывают)
Воспитатель: правильно, а как вы догадались?
Дети: Вода прозрачная, а молоко нет
Воспитатель: А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет.
Проведём опыт под номером1.
Опыт№1. «На определение прозрачности воды»
Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой монетку и посмотрим сверху. Видно её? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь такую же монетку мы положим в стаканчик с молоком и посмотрим сверху. Видно её? (ответы детей)
Воспитатель: вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле - прозрачная.
Воспитатель: после проведения первого опыта, мы как учёные делаем вывод… (ответы детей «вода прозрачная»)
(Вот наша памятка, мы закрепляем её на магниты).
Сейчас мы с вами переходим ко второму опыту.
Опыт № 2 «Вода не имеет формы»
Воспитатель: Ребята, давайте узнаем какую форму имеет вода. Если мы нальём воду в стакан, то она примет форму стакана. Если нальём воду в тарелку, то она примет форму чего? (ответ детей «форму тарелки»). А если воду налить на стол или на пол, то она будет…(ответы детей «как маленькая лужа»). Вода будет менять свою форму, то есть растекаться. (Демонстрирую все эти действия с водой). Воспитатель: сейчас мы с вами можем делать следующий вывод: (ответы детей «что вода – не имеет формы»)
(Вот ещё одна наша памятка, мы тоже закрепляем её на магниты).
Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и обрадовалась. Пока наша капелька радуется, мы немножко отдохнем.
Вставайте ребята на физминутку.
Физминутка: «Капельки прыг – прыг»
Молодцы ребята, располагайтесь в нашей лаборатории. Ну, что продолжим. Следующий опыт…
Опыт № 3 «На определение вкуса воды»
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?
- Ребята, а какой на вкус лимон? (ответы детей)
- А конфета? (ответы детей)
- А лук? (ответы детей)
- Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.
- Какая она на вкус? (ответы детей)
- А сейчас для сравнения, возьмите стакан с соком. Попробуйте сок.
- Какой вкус у сока? (ответы детей)
Так что мы сейчас можем сказать про воду: может быть, вода была горькая? (нет), кислая? (нет), солёная? (нет), а какая? (ответы детей)
Воспитатель: итак, делаем следующий вывод: у воды нет вкуса! (На доске картинка с изображением этого свойства воды. Дети делают вывод)
Сейчас переходим к следующему опыту
Опыт № 4 «На определение запаха воды»
- Ребята, когда ваша мама печёт пирожки, булочки или котлетки вы чувствуете аппетитный запах, а есть ли запах у воды?
- Чтобы (проверить этот ответ) ответить на этот вопрос, проведём следующий опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (ответы детей)
- А как вы догадались? (ответы детей «пахнет апельсинами»)
- А теперь возьмите стакан с водой.
- Понюхайте, чем пахнет? (ответы детей)
- Ребята, скажите так есть ли запах у воды? (ответы детей).
Воспитатель: итак, учёные какой вывод мы делаем? (что у воды нет запаха!)
(Ещё одно свойство мы закрепляем рядом с остальными).
Вот мы и помогли нашей капельке. Давайте снимем халаты, шапочки, покинем нашу лабораторию и вернёмся на свои места.
IV. Обобщение и систематизация знаний
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите какая капелька стала радостная и весёлая! Капелька, узнала о себе много нового.
Ребята, давайте напомним капельке, что же мы узнали? (отвечают дети)
• Вода – прозрачная
• Вода – не имеет формы
• Вода не имеет вкуса
• Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий!
V. Итог
Воспитатель:
А, вам понравилось сегодня наше занятие с Капелькой?
А, что именно вам понравилось? (ответы детей)
На память о нашем знакомстве Капелька оставляет вам вот этих маленьких подружек (медальки «Капельки»). Ну, что пора и нам попрощаться с Капелькой.
Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек.
Спасибо вам за вашу активную работу. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексное занятие :"Волшебная капелька"
закрепить свойства воды с помощью эксперимента. Развивать диалогическуюречь, умение отвечать на вопросы, воспитывать бережное отношение к водезакрепить умение склеивать полоску в виде капельки....
Презентация проекта "Волшебные капельки".
Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире....
"Волшебная капелька"
Исследовательский проект...
Проект "Волшебная капелька"
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...
Проект "Волшебная капелька"
Процесс познания маленького ребенка, отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, малыши эмоциями. Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детства. Одним из п...
Развлечение «Волшебные капельки воды»
Цель:• Закреплять знания детей о воде, её свойствах.• Развивать поэтический слух.• Подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.• Воспитывать доброе отношение к воде.Материалы:Плоскостны...