Проект "Волшебная капелька"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnaya_kapelka.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идее его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Организация этой деятельности возможна при соблюдении принципа интеграции в рамках реализации ФГТ, которые направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Таким образом, был разработан экологический проект «Волшебная капелька».
Проблема проектной деятельности может быть сформулирована словами
С. Экзюпери: «О воде надо помнить с большой буквы, так как она не только необходима для жизни, она сама жизнь». В соответствии с ФГТ необходимо решать её, опираясь на практическую направленность деятельности воспитанников, ибо «экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности», т.е. люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.
Цель проекта – формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Расширять и закреплять представления детей о свойствах воды.
- Развивать у детей любознательность, наблюдательность, умение обобщать собственный опыт исследовательской работы.
- Расширять представления о значимости воды для жизни человека, растений, животных.
- Познакомить с круговоротом воды в природе.
- Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
- Формирование экологической компетентности и водоохранной деятельности родителей.
Практическая значимость проекта – формирование навыков экологически грамотного поведения в быту, укрепление родительско-детских отношений
Состав проектной группы:
Руководитель проекта – Захаркина Л.В.
Участники проекта – воспитанники подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ – музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
Тип проекта –исследовательско-познавательный.
Сроки реализации – долгосрочный (февраль-май).
Планируемые результаты экологического проекта:
Промежуточные результаты:
Дети:
- Воспитанники знают свойства воды.
- Воспитанники имеют представления о круговороте воды в природе.
- Берегут природные ресурсы /всегда закрывают кран после умывания, мытья рук, при пользовании водой не включают её сильным напором и т.д./;
Родители:
- Понимают важность своего личного примера по отношению к природным богатствам;
- Берегут природные ресурсы / при пользовании водой не включают её сильным напором, не допускают утечки воды вследствие неисправности кранов и унитазов; своевременно производят ремонт сантехники у себя дома; и т.д./;
- Знают и соблюдают правила поведения в природе /не позволяют себе мусорить на улице и засорять водоем и другие/;
Имеют разносторонние знания о воде, водоёмах.
Педагоги:
- Понимают важность своего личного примера по отношению к природным богатствам;
- Берегут природные ресурсы / при пользовании водой не включают её сильным напором, не допускают утечки воды вследствие неисправности кранов и унитазов; своевременно производят ремонт сантехники у себя дома; и т.д./;
- Знают и соблюдают правила поведения в природе /не позволяют себе мусорить на улице и засорять водоем и другие/;
Имеют разносторонние знания о воде, водоёмах.
Ожидаемые результаты:
- Сформированная экологическая культура всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
- Активизация познавательного интереса воспитанников в области экологии.
- Повышение уровня экологической компетентности родителей.
- Наличие информационной базы по изучаемой проблеме, сформированной в ходе практической деятельности у педагогов.
Планируемые результаты экологического проекта позволяют сформировать интегративные качества портрета выпускника в соответствии с ФГТ, согласно которым выпускник ДОУ – это ребёнок:
- способный решать интеллектуальные проблемы , адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
- проявляющий интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
- воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
- проявляющий активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;
- способный воспринимать красоту мира природа – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
- проявляющий разумную осторожность в обращении с водой, выполняющий выработанные обществом правила безопасного поведения, деятельности – осторожный;
- понимающий ценность жизни; её составляющих - бережно относящийся ко всему живому.
Система работы.
Ключевую позицию в системе работы занимает исследовательская деятельность, поскольку в основу были положены достижения Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков).
Структура проведения экспериментирования выглядит следующим образом:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотез;
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
Тайна, сюрприз;
Мотив помощи;
Познавательный мотив (почему так?);
Ситуация выбора.
В процессе реализации экологического проекта предполагается интеграция образовательных областей:
- «Познание» направлена на совершенствование знаний детей о значении воды в жизни человека и живых организмов, о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твёрдая, жидкая, газообразная) ; знакомство с круговоротом воды в природе. Содействие в развитии логического мышления, в формировании умения определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
- «Коммуникация» -направлена на совершенствование фонематического слуха, активизацию и обогащение словаря детей существительными, прилагательными по теме, развитию мышления, любознательности.
- «Социализация» направлена на развитие желания участвовать в совместной коллективной деятельности, воспитание социальных навыков (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту) .
- «Безопасность »направлена на формирование представления о соблюдении техники безопасности в природе.
- «Чтение художественной литературы» направлена на
- «Физическая культура» направлена на
- «Художественное творчество» направлена на
- «Музыка» направлена на развитие образного восприятия музыки.
Формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей) и детей, самостоятельная деятельность детей.
Образовательно- игровые технологии:
Каждое занимательное дело открывает «виновница» - Волшебная капелька. Дети задают вопросы Волшебной капельки, а она либо присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям.
При проведении цикла НОД по теме проекта предполагается проведение огромной предварительной работы.
Диагностический инструментарий представлен опросниками для детей, анкетами для родителей.
1.Опросник « Что ты знаешь о воде?»
№ вопроса Ф.И. ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
- Что такое вода?
- Какая она бывает?
- Всегда ли вода была прозрачной?
- Можно ли жить без воды?
- Роль воды в организме человека и в природе?
- Где на земле находится вода?
- Всегда ли вода приносит пользу людям?
- Откуда появилась вода?
- Откуда берутся лужи?
- Как можно сберечь воду?
- Как можно очистить воду?
- Как нужно вести себя на воде?
При определении критериев оценки знаний воспитанников взята за основу бальная система оценок:
4б. – высокий уровень;
3б. – соответствует возрасту;
2б. – отдельные компоненты не развиты;
1б.- большинство компонентов не развиты.
Высокий уровень – рассказывает правила поведения на воде; правила пользования водой; знает свойства воды.
Средний уровень(соответствует возрасту) – отвечает на вопросы не полными ответами, в отдельных случаях требуется помощь взрослого
Низкий уровень - отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов воспитателя.
2.Анкета для родителей
- Знаете ли вы что такое экология?
- Знает ли Ваш ребёнок стихи, загадки, пословицы про воду?
- Какие виды деятельности по экологическому воспитанию детей для Вас наиболее приемлемы?
- беседы;
-наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- совместное экспериментирование.
- Экономите ли Вы воду?
- Пьёте Вы и Ваш ребёнок воду:
- водопроводную из фильтра;
- водопроводную не очищенную;
- из магазина.
- Проявляете ли ВЫ бережное отношение к природе?
План реализации проекта
Этапы работы | Деятельность педагога | Сроки | Работа с родителями | Работа с детьми |
1 этап - подготовительный | Изучение и анализ литературы по проблеме | Февраль | ||
Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание условий для реализации проекта. | Февраль | |||
разработка плана реализации проекта. | Февраль | |||
Входной мониторинг | Февраль | Анкетирование родителей | Диагностика по опроснику | |
Подбор оборудования для экспериментальной деятельности | Февраль | Подбор оборудования для экспериментальной деятельности | ||
Изготовить картотеку опытов | Февраль | Изготовить картотеку загадок, потешек, художественного слова о воде. | ||
Разработать цикл занятий и бесед опытно - экспериментальной деятельности. | Февраль | |||
Вводная беседа по теме проекта | ||||
2 этап -основной | Март | Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» | ||
Март. апрель | Проведение опытов с детьми дома | |||
Март, апрель | Рисование: «Мир воды глазами детей», «Вода в нашем доме», «Водоёмы нашего села» | |||
Чтение художественной литературы о воде, потешки, отгадывание загадок. | Март, апрель | Чтение художественной литературы о воде, потешки, отгадывание | ||
Оформление выставки в фойе ДОУ «Люди, давайте беречь воду» | Март | Круглый стол «Что мы знаем воде» | Рассматривание иллюстраций «Вода в природе», «Природные явления». | |
Обеспечение безопасности при проведении опытов | Март, апрель | Проведение опытов с водой. | ||
Март, апрель | Цикл НОД по теме проекта | |||
Март, апрель | Цикл бесед по теме проекта: «Что такое вода?», «Где живет вода?», «Морская и пресная вода», «Вода в жизни человека», «Как мы бережем воду дома» и др. | |||
Апрель | Придумывание сказок о воде | |||
Подготовка памяток | Апрель | Размещение табличек в группах ДОУ «Внимание!!! Проверьте все краны» | ||
Апрель | Рисование плакатов в защиту рек и воды | |||
Создавать соответсвующую предметно-развивающую среду | Март, апрель | Дидактические игры, игры-ситуации | ||
Март, апрель | Экскурсии к водоёмам села | |||
Май | Экскурсия на НФС | |||
Май | Выставка рисунков | |||
3 этап - заключительный | Май | Оформление фотоальбом «Наши опыты» | ||
Май | Открытый показ НОД «Водица – всему миру царица» | |||
Май | Выявление уровня знаний по теме проектирования. | |||
Май | Экологический праздник «Волшебница вода» | |||
Май | Экологическая викторина «Я, ты, он, она – экологическая семья» | |||
Оформление портфолио проекта | Май |
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов.
Материально – техническое: мультимедийный проектор, магнитофон, материалы и оборудование для экспериментирования, материалы и оборудование для продуктивной деятельности, фотоаппарат, принтер, ПК.
Диагностико - дидактическое: опросник для диагностирования знаний детей, анкета для родителей, примерные план-конспекты НОД, экскурсий, картотеки игр, художественной литературы.
Методическое: Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
Кадровые: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель, родители.
Список используемых источников
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003.
- Алексеева Е.Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
- Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: "Детство-пресс". 2001.
- Рыжова Н.Н. Волшебница вода. М., 1987.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Проект «Капелька за капелькой»
Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....
Проект "Капелька за капелькой"
Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...
Сказка про капельку "Путешествие капельки"
Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель: формировать нач...
"Капелька за капелькой"
Проект...
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...
Капелька за капелькой
Проект в средней группе...