"Центр экспериментирования "Хотим все знать".
опыты и эксперименты

Кравченко Марина Ивановна

Создала центр экспериментирования для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\дом\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1579141-ce7d7791b22c60b1.jpg

как средство развития познавательной активности дошкольников.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования , исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Экспериментирование можно включать в тематически запланированную ООД, можно использовать как развлечение, как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических представлений т. д.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Давайте рассмотрим последовательность детского экспериментирования:

1. Целеполагание.

2. Выдвижение гипотез.

3. Проверка предположений.

4. Если предположение подтвердилось: формулируем выводы.

5. Если предположение не подтвердилось: постановка новой гипотезы, её реализация, подтверждение, формулировка выводов. Т. е. ребёнок сам шаг за шагом выступает исследователем.

Но существуют проблемы организации детского экспериментирования, в первую очередь это недостаточное оснащение развивающей предметно - пространственной среды, для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы с помощью родителей оборудовали и оснастили центр экспериментирования,

Материал подобран(сконцентрирован по определенному принципу:

- по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);

- по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);

- содержанию и тематике ( «Осень», «Камни»…)

Принцип статичности – подвижности.

С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить  в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.

Принцип эмоционального благополучия и комфорта.

Содержание материалов и оборудования, их размещение должны вызывать положительные эмоции .

Принцип закрытости.

Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира (« я и другие», «один ребенок – группа детей», «группа детей – детский сад», «детский сад – весь мир»…), предполагает открытость природе, обществу и т.д.

Принцип универсальности.

Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.

Многофункциональность.

Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.

Рациональность.

Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.

Обновляемость материала.

Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.

В нашем центре экспериментирования три раздела:

1.УГОЛОК ПРИРОДЫ:

-растения

-коллекции камней, ракушек,

-репродукции художников о природе

-календарь наблюдения за природой

-дидактические игры

-схемы

-энциклопедии

-глобус

-электронная картотека видео, аудиозаписей и презентаций

-…животных и птиц

2. Мини-лаборатория «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»:

-оборудование для экспериментов (микроскоп, лупы, весы, ватные палочки, салфетки, емкости, воронки, пищевые красители, зеркала, цветные стекла, пипетки, воздушные шары)

-песочные часы,

-крупы,

-звучащие коробочки с различным наполнением,

-разные виды бумаги (фольга, бархатная бумага, тетрадный лист и т.д)

-Картотека экспериментов,

- Схемы экспериментов

-многофункциональный материал  (Шишки , камни, пробки, пластмасса, губки

- стол для игр с водой и песком

-песок (речной, кинетический)

-оборудование для игр с водой и песком (формочки, мелкие игрушки,  мультифункциональные планшеты

Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является персонаж-кукла «Дед Зная». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

3.УГОЛОК ТРУДА:

-Фартуки

-лопатки

-грабли

-лейки

-ведерки

-губки

-екости для посадки мини-огорода

-карты-схемы трудовых процессов

-семена бобов, гороха, фасоль

Я считаю, что  исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность и активность. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центр экспериментирования как средство познавательного развития дошкольника. Воспитатель МБДОУ «Детский сад К.В. № 27» Кравченко М.И.

Слайд 2

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» – утверждают педагоги-практики.

Слайд 4

Уголок природы

Слайд 5

Мини лаборатория «Я – исследователь!»

Слайд 6

Уголок труда

Слайд 7

. Стол для игра-экспериментов с водой, песком

Слайд 8

Мультифункциональные планшеты

Слайд 9

Пособие «Тучка»

Слайд 10

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр поисково-познавательной деятельности "Хочу все знать!"

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.  Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельнос...

Проект по безопасности «Детям знать положено правила дорожные» в МБОУ Шурышкарская СОШ «Образовательный центр».

Дети­­ – это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются, именно, дети. Они ещё ...