Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе «В гости к сказкам»
план-конспект урока (старшая группа)

Лобеева Екатерина Дмитриевна

Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ. Развитие познавательной активности, творческих возможностей с помощью элементов методики ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе

«В гости к сказкам»

с использованием ТРИЗ-технологий.

Составил: Лобеева Екатерина Дмитриевна.

Воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 46»

Цель:

Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ. Развитие познавательной активности, творческих возможностей с помощью элементов методики ТРИЗ.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказочных героев.

3. Учить запоминать с помощью моделирования.

Развивающие:

1. Развивать умение детей действовать согласованно.

2. Продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

3. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к устному народному творчеству, сказкам.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

3. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая товарищей.         

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Образовательные   области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Оборудование: презентация иллюстрации к сказкам, модель яблоньки, карточки с изображением предметов, сундучок, звукозапись, ленточки голубого и белого цвета, мяч, мнемотаблицы «Курочка ряба», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка».

Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше), рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку».

Структура

Содержание образовательной деятельности

Планируемый результат

Вводная часть: Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

Звучит негромкая музыка. Дети встают возле воспитателя.

Воспитатель: Собрались ребята в круг, слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок.

А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что сказочные герои обладают разными чертами характера.

Давайте поиграем в игру «Наоборот».

Цель: Формировать умение детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные.

 Я буду называть характеристики героев, а вы попробуйте назвать наоборот.

-Добрый-злой, веселый-грустный, ленивый-трудолюбивый, толстый-худой, низкий-высокий, умный-глупый, ласковый- грубый.

Вхождение в тему

Создание положительного эмоционального настроения, формирование группового единства.

Настрой на предстоящую работу

Основная часть:

Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка, осуществление дифференцированного подхода.

Заключительная часть: Подведение итогов деятельности поощрение детей (выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка)

- Ребята, у меня есть волшебные цветные ленточки, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну.

(дети берут ленточки белого и голубого цвета, махают ими под музыку)

(Звучит музыка «Там на неведомых дорожках», неожиданно, на экране появляется книга сказок.)

Воспитатель: Друзья мои здесь написано, что в стране сказок случилась беда. Герои забыли названия сказок и не могут в них вернуться,они зовут нас на помощь.

Воспитатель: Ну, что поможем героям сказок?

Дети: Да!

Воспитатель: - Для этого нужно выполнить первое задание «Угадай-ка»

(воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)

(метод «Мозговой штурм»).

Цель: развитие фантазии и воображения, раскрепощения сознания детей.

- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что выросла «Большая – пребольшая»?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- В какой сказке кот спасал петушка?

- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

Воспитатель: молодцы ребята, этим сказкам помогли.

III этап. Практический

- Ребята для того чтобы нам отправиться дальше нужно произнести волшебные слова и выполнить специальные движения. Повторяйте за мной.

Физкультминутка

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.

В сказке – смелый князь Гвидон,

Он Салтану шлет поклон.

В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.

Вот герои все стоят – в сказку нас позвать хотят!

(на экране появляется Аленушка из сказки «Гуси лебеди»)

Воспитатель:  Ребята, кто это? Посмотрите, да это же Аленушка из сказки «Гуси лебеди». Аленушка потеряла братца Иванушку и просит нас о помощи.

 

- Воспитатель: Будьте готовы к тому, что в сказочной стране происходят чудеса. По дорожке мы пойдем и куда-то попадем.

(подходим к столу, накрытому платком)

- Ребята посмотрите вот яблонька и сундучок. Мы должны отгадать что лежит в сундучке. Поиграем в игру «Да- нет-ка».

Цель: научить детей задавать сильные вопросы, развивать мышление, память, умение фантазировать

Вы задавайте мне вопросы, а я буду отвечать да или нет.

Дети: Он круглый (Да) Он твердый (Да) Он сладкий (Да) – Овощ (Нет) Фрукт (Да)Красного цвета (Да)

Воспитатель: обобщаем ответы: растёт на дереве, круглой формы, красного цвета, сладкий. Что это?

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Молодцы ребята! отдадим яблочко Аленушке оно и приведет ее к братцу…

- А мы с вами отправляемся дальше, и нам на встречу спешит новый герой, ребята, по-моему, ему тоже нужна наша помощь, давайте ему поможем, но для этого нужно постараться, и узнать кто же он?

(на экране появляется Колобок силуэт)

(Творческое задание – метод проб и ошибок)

Цель: формирование у детей умений в наблюдении.

Воспитатель: — Это кто?

Дети: Колобок

Воспитатель: - А Колобок какой?

Дети: круглый, румяный, непослушный

Воспитатель: - А что бывает круглое как колобок?

Дети: солнце, яблоко, луна, часы, мяч.

Воспитатель: А колобок какого цвета?

Дети: желтого?

Воспитатель: А что бывает желтого цвета, как колобок?

Дети: цыпленок, солнце, шапка, машина.

Воспитатель: - Что случилось с Колобком? (ответы детей).

Воспитатель: - Как бы ты спас Колобка? 

- какой большой путь мы с вами прошли ребята, вот бы немного отдохнуть. А вот и теремок, давайте постучим и попросим нас впустить, а так как мы находимся в сказке нам вновь понадобятся волшебные слова

(на экране появляется Теремок)

Пальчиковая гимнастика «Терем- теремок»

На полянке теремок(ладошки соединяем домиком)

дверь закрыта на замок(пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок(сомкнуть пальцы в колечки)

вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

чтобы не забрался вор. тук-тук-тук-тук-тук-тук(кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг! (Руки развести в стороны)

Игра «Теремок»

Цель: развивать аналитические способности ребёнка, научить сравнивать, выделяя общее и находя различия.

Ход

Всем игрокам раздаются карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, пирамидка. А ты кто?

- А я -  кубик – рубик. Пусти меня к себе жить?

- Скажешь, чем на меня похож – пущу.

(карточки с изображениями: кубик- рубик, ножницы, кружка, дерево, акварельные краски)

- друзья мои давайте скажем теремку спасибо, мы с вами отдохнули и готовы идти дальше. До конца нашего путешествия осталось совсем чуть-чуть. Давайте вспомним с вами с чего же началось наше путешествие, что случилось в стране сказок?

 (Работа с мнемотаблицами на столах разложены  листы-схемы)

- ребята перед нами главное задание нашего путешествия. Рассмотрите внимательно картинки и постарайтесь отгадать какая сказка в них спряталась?

Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась?

(«Курочка ряба», «Репка», « Заюшкина избушка», «Три поросенка»)

Рефлексия:

- Какое задание вам показалось самым сложным?

- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Воспитатель: Молодцы! Но нам пора возвращаться в группу. Садимся на наши волшебные облачка.

- Ребята выберите для себя то облачко цвет которого соответствует вашему настроению в конце нашего путешествия. Если вам понравилось, было весело и интересно выбирайте облачко голубого цвета, а если во время нашего путешествия вам было грустно и печально то берите облачко белого цвета.

(дети с ленточками образуют два облачка голубое и белое)

звучит аудиозапись «Сказки гуляют по свету».

Развитие фантазии и воображения;

Раскрепощение детей.

Снижение психоэмоционального напряжения, создание положительных эмоций.

Смена вида деятельности

Обогащение двигательного опыта, развитие   координации движений

формирование уверенности в себе.

Умение классифицировать объект рукотворного мира по заданным признакам.

Умение выделять у объекта заданный признак, развитие наблюдательности.

Смена темпа деятельности

Снижение психоэмоционального напряжения, создание положительных эмоций

развитие аналитических способностей ребёнка, умение сравнивать, выделяя общее и находя различия.

Получить положительный эмоциональный отклик от совместных действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "В гостях у сказки"

Предназначен для знакомства детей со сказочной живописью и мифологическим жанром....

Технологическая карта образовательной деятельности "1,2,3,4,5 в сказку мы идем играть"

Составление технологической карты образовательной деятельности...

Технологическая карта образовательной «ситуации» 2 младшая группа Тема ОС: чтение сказки «Снегурушка и лиса». Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Тема ОС: чтение сказки «Снегурушка и лиса».Культурная практика: коммуникативная деятельность.Культурно-смысловой контекст: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и ...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе « В гостях у сказки"

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)...

Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе «Украшаем одежду»

Создать условия для развития творческих способностей детей, для формирования умения проявлять творческую активность через аппликацию...

Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе «Юные аквариумисты» с использованием проектной технологии

Цель:  Создать условия для ознакомления детей с профессией аквариумист.Задачи:1.Образовательные:- Познакомить детей с профессией аквариумиста и с понятиями, сопутствующими данной профессии.- Побу...