Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе «В гости к сказкам»
план-конспект урока (старшая группа)
Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ. Развитие познавательной активности, творческих возможностей с помощью элементов методики ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе
«В гости к сказкам»
с использованием ТРИЗ-технологий.
Составил: Лобеева Екатерина Дмитриевна.
Воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 46»
Цель:
Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ. Развитие познавательной активности, творческих возможностей с помощью элементов методики ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказочных героев.
3. Учить запоминать с помощью моделирования.
Развивающие:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
3. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
3. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая товарищей.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Оборудование: презентация иллюстрации к сказкам, модель яблоньки, карточки с изображением предметов, сундучок, звукозапись, ленточки голубого и белого цвета, мяч, мнемотаблицы «Курочка ряба», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка».
Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше), рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку».
Структура | Содержание образовательной деятельности | Планируемый результат |
Вводная часть: Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность). | Звучит негромкая музыка. Дети встают возле воспитателя. Воспитатель: Собрались ребята в круг, слева друг и справа друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса. Много сказок есть на свете, Сказки очень любят дети. Все хотят в них побывать И немного поиграть! Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что сказочные герои обладают разными чертами характера. Давайте поиграем в игру «Наоборот». Цель: Формировать умение детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные. Я буду называть характеристики героев, а вы попробуйте назвать наоборот. -Добрый-злой, веселый-грустный, ленивый-трудолюбивый, толстый-худой, низкий-высокий, умный-глупый, ласковый- грубый. | Вхождение в тему Создание положительного эмоционального настроения, формирование группового единства. Настрой на предстоящую работу |
Основная часть: Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка, осуществление дифференцированного подхода. Заключительная часть: Подведение итогов деятельности поощрение детей (выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка) | - Ребята, у меня есть волшебные цветные ленточки, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. (дети берут ленточки белого и голубого цвета, махают ими под музыку) (Звучит музыка «Там на неведомых дорожках», неожиданно, на экране появляется книга сказок.) Воспитатель: Друзья мои здесь написано, что в стране сказок случилась беда. Герои забыли названия сказок и не могут в них вернуться,они зовут нас на помощь. Воспитатель: Ну, что поможем героям сказок? Дети: Да! Воспитатель: - Для этого нужно выполнить первое задание «Угадай-ка» (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя) (метод «Мозговой штурм»). Цель: развитие фантазии и воображения, раскрепощения сознания детей. - Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? - Кто съел козлят? - Кто пришел в гости к медведям? - В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? - Что выросла «Большая – пребольшая»? - Что случилось с ледяной избушкой? - В какой сказке кот спасал петушка? - Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? Воспитатель: молодцы ребята, этим сказкам помогли. III этап. Практический - Ребята для того чтобы нам отправиться дальше нужно произнести волшебные слова и выполнить специальные движения. Повторяйте за мной. Физкультминутка Мы глазами миг-миг; Мы плечами чик-чик; Мы руками хлоп-хлоп; Мы ногами топ-топ; Раз – туда, два – сюда, А потом – вокруг себя Надо низко поклониться, Чтобы в сказке очутиться. В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога. В сказке – смелый князь Гвидон, Он Салтану шлет поклон. В сказке петушок сидит – во все стороны глядит. Вот герои все стоят – в сказку нас позвать хотят! (на экране появляется Аленушка из сказки «Гуси лебеди») Воспитатель: Ребята, кто это? Посмотрите, да это же Аленушка из сказки «Гуси лебеди». Аленушка потеряла братца Иванушку и просит нас о помощи.
- Воспитатель: Будьте готовы к тому, что в сказочной стране происходят чудеса. По дорожке мы пойдем и куда-то попадем. (подходим к столу, накрытому платком) - Ребята посмотрите вот яблонька и сундучок. Мы должны отгадать что лежит в сундучке. Поиграем в игру «Да- нет-ка». Цель: научить детей задавать сильные вопросы, развивать мышление, память, умение фантазировать Вы задавайте мне вопросы, а я буду отвечать да или нет. Дети: Он круглый (Да) Он твердый (Да) Он сладкий (Да) – Овощ (Нет) Фрукт (Да)Красного цвета (Да) Воспитатель: обобщаем ответы: растёт на дереве, круглой формы, красного цвета, сладкий. Что это? Дети: Яблоко. Воспитатель: Молодцы ребята! отдадим яблочко Аленушке оно и приведет ее к братцу… - А мы с вами отправляемся дальше, и нам на встречу спешит новый герой, ребята, по-моему, ему тоже нужна наша помощь, давайте ему поможем, но для этого нужно постараться, и узнать кто же он? (на экране появляется Колобок силуэт) (Творческое задание – метод проб и ошибок) Цель: формирование у детей умений в наблюдении. Воспитатель: — Это кто? Дети: Колобок Воспитатель: - А Колобок какой? Дети: круглый, румяный, непослушный Воспитатель: - А что бывает круглое как колобок? Дети: солнце, яблоко, луна, часы, мяч. Воспитатель: А колобок какого цвета? Дети: желтого? Воспитатель: А что бывает желтого цвета, как колобок? Дети: цыпленок, солнце, шапка, машина. Воспитатель: - Что случилось с Колобком? (ответы детей). Воспитатель: - Как бы ты спас Колобка? - какой большой путь мы с вами прошли ребята, вот бы немного отдохнуть. А вот и теремок, давайте постучим и попросим нас впустить, а так как мы находимся в сказке нам вновь понадобятся волшебные слова (на экране появляется Теремок) Пальчиковая гимнастика «Терем- теремок» На полянке теремок(ладошки соединяем домиком) дверь закрыта на замок(пальцы сомкнуты в "замок") Из трубы идет дымок(сомкнуть пальцы в колечки) вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые) чтобы не забрался вор. тук-тук-тук-тук-тук-тук(кулачок стучит по ладони) Открывайте, я ваш друг! (Руки развести в стороны) Игра «Теремок» Цель: развивать аналитические способности ребёнка, научить сравнивать, выделяя общее и находя различия. Ход Всем игрокам раздаются карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки: - Кто в теремочке живёт? - Я, пирамидка. А ты кто? - А я - кубик – рубик. Пусти меня к себе жить? - Скажешь, чем на меня похож – пущу. (карточки с изображениями: кубик- рубик, ножницы, кружка, дерево, акварельные краски) - друзья мои давайте скажем теремку спасибо, мы с вами отдохнули и готовы идти дальше. До конца нашего путешествия осталось совсем чуть-чуть. Давайте вспомним с вами с чего же началось наше путешествие, что случилось в стране сказок? (Работа с мнемотаблицами на столах разложены листы-схемы) - ребята перед нами главное задание нашего путешествия. Рассмотрите внимательно картинки и постарайтесь отгадать какая сказка в них спряталась? Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась? («Курочка ряба», «Репка», « Заюшкина избушка», «Три поросенка») Рефлексия: - Какое задание вам показалось самым сложным? - А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Воспитатель: Молодцы! Но нам пора возвращаться в группу. Садимся на наши волшебные облачка. - Ребята выберите для себя то облачко цвет которого соответствует вашему настроению в конце нашего путешествия. Если вам понравилось, было весело и интересно выбирайте облачко голубого цвета, а если во время нашего путешествия вам было грустно и печально то берите облачко белого цвета. (дети с ленточками образуют два облачка голубое и белое) звучит аудиозапись «Сказки гуляют по свету». | Развитие фантазии и воображения; Раскрепощение детей. Снижение психоэмоционального напряжения, создание положительных эмоций. Смена вида деятельности Обогащение двигательного опыта, развитие координации движений формирование уверенности в себе. Умение классифицировать объект рукотворного мира по заданным признакам. Умение выделять у объекта заданный признак, развитие наблюдательности. Смена темпа деятельности Снижение психоэмоционального напряжения, создание положительных эмоций развитие аналитических способностей ребёнка, умение сравнивать, выделяя общее и находя различия. Получить положительный эмоциональный отклик от совместных действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "В гостях у сказки"
Предназначен для знакомства детей со сказочной живописью и мифологическим жанром....
Технологическая карта образовательной деятельности "1,2,3,4,5 в сказку мы идем играть"
Составление технологической карты образовательной деятельности...
Технологическая карта образовательной «ситуации» 2 младшая группа Тема ОС: чтение сказки «Снегурушка и лиса». Культурная практика: коммуникативная деятельность.
Тема ОС: чтение сказки «Снегурушка и лиса».Культурная практика: коммуникативная деятельность.Культурно-смысловой контекст: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и ...
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе « В гостях у сказки"
Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)...
Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе «Украшаем одежду»
Создать условия для развития творческих способностей детей, для формирования умения проявлять творческую активность через аппликацию...
Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе :"В лаборатории песка"
Эксперементирование...
Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе «Юные аквариумисты» с использованием проектной технологии
Цель: Создать условия для ознакомления детей с профессией аквариумист.Задачи:1.Образовательные:- Познакомить детей с профессией аквариумиста и с понятиями, сопутствующими данной профессии.- Побу...