"Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Квест: «Путешествие в прошлое»
Цель: создать условия для формирования представления о жизни русского народа, его обычаях и традициях.
Задачи:
1.Познакомить детей с обустройством русской избы. С предметами быта.
2.Развивать связанную речь и коммуникативные умения при помощи игры.
3. Формировать потребности в изучении обычаев и истории русского народа через занятия и игры в музее.
Оборудование: русские народные костюмы для детей, соленое тесто для лепки, карточки с буквами, деревянные брусочки для игры в «Малечку-калечку» ширина 1-1.5 см х длина 10см, на каждого ребенка по три ленты связанных вместе для плетения оберега.
Ход квеста:
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Скажите мне, пожалуйста, кто знает, как на Руси называлась самая большая комната в русской избе? (ответы детей) Что бы ответить на мой вопрос, предлагаю совершить путешествие в прошлое на машине времени и самым все узнать. Согласны?
Дети: да
Ведущий: предлагаю переодеться в русские народные костюмы
Занимаем места, садимся удобнее. 10.9.8.7…. 0 Старт!(выключается свет и включается через пару секунд).
Дети встают со стульчиков и идут к двери, за которой их ждет Хозяйка в русской одежде.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Девицы красные, да добры молодцы! Гость во двору – хозяину радость. Чай устали вы с дальней дороги, пойдемте ко мне в избу. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба», так назывался отапливаемый жилой сруб из брён.
Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм.
Хозяйка открывает дверь в избу.
Хозяйка: Проходите, присаживайтесь, да рассказывайте, далеко ли путь держите и что в наших краях делаете?
Ответы детей.
Хозяюшка: С этим я вам помогу, об устройстве избы расскажу, если выполните все мои задания, то узнаете, как такая комната называется. Согласны?
Ну так слушайте внимательно.
Комната, в которой мы сейчас находимся и есть та, название которой вы пришли узнать. Тут и столовая, и спальня, и гостиная. Посмотрите по сторонам, сколько нужных вещей у меня по всей избе разложено и для каждой вещи есть свое место, свой уголок. А углов таких у меня в избе много и каждый под свое особое дело определен.
Первый угол, самый важный – называется «Красным углом». Какие предметы вы видите в красном угле, как вы думаете, для чего они используются? (иконы)
Ответы детей.
Другой угол занимает русская печь – это печной угол. Печь – главное в доме, основа жизни, семейный очаг. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Русская печь отапливает жильё, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится пиво и квас, сушатся продукты и одежда, в ней даже моются!
Задание 1. Вот вам и первое задание помочь мне сделать выпечку.
Из теста мы раскатаем длинные жгутики и сложим из них разные фигурки. Такая выпечка(печенье) пряник называется козули и делается она к празднику Рождества.
(Дети из соленого теста лепят фигурки (животные, деревья, птички) Пока ребята работают, хозяйка рассказывает о данном виде выпечки.)
Почему такая выпечка называется «Козули» точно вам ни кто не скажет, но думаю, что название пошло от слово коза, т.к часто при помощи жгутиков из теста лепят домашних животных. Такой вид выпечки пришел к нам с русского севера, и сначала, такое печенье было объемным как глиняная игрушка, позже козули стали плоскими, потому что лепить их так проще.
За выполненное задание дети получают карточку с буквой «Г»
«Детский угол» – народные игры и забавы.
В моей избе есть «детский уголок», а что больше всего любят делать все дети? Правильно, играть.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек!
Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. А играть мы будем в игры русские, народные, в которые можно играть в избе.
Игра «Малечка-калечка»
Старинное развлечение, которое актуально до сих пор. Суть игры состоит в том, что в вертикальном положении располагают палочку на кончике одного или двух пальцев. При этом «инструмент» запрещено поддерживать руками.
Обращаясь к малечине, необходимо сказать следующий стишок:
«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три …»
Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадет. Если она покачнулась, палку разрешено подхватить второй рукой, чтобы не уронить. Победителем считается тот, кто досчитает до большей цифры.
«В шепоток»
Выбирается водящий, ему завязывают глаза. К водящему подходит любой из играющих и шепчет на ушко его имя, водящий должен угадать, кто его позвал.
За игры дети получают два буквы О, Р.
4. Этап «Мужской угол» и «Бабий угол». Буква Н
Хозяюшка: А вот угол «Мужской». Этот угол не простой.
Здесь лавка-коник стояла (короткая широкая лавка в форме ящика с откидной плоской крышкой), на ней хозяин спал, охранял избу, инструменты хранил. Это было рабочее место мужчины. Днем мужчины обычно работали или отдыхали на мужской половине избы. Вечером же мужчина на лавке-коннике сидел, для хозяйства что-то мастерил (плёл лапти, корзины, резал ложки, чинил рыболовные сети).
На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Однако женщине на коннике сидеть было неприлично.
Ну, а вас мы приглашаем сейчас с нами время скоротать, да делом заняться.
Особое место в избе занимает женский угол, «Бабий угол». Это самая светлая часть дома. Здесь находится ткацкий станок, прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики, делали игрушки для детей, изготавливали обереги. Кто знает что такое оберег и для чего он нужен? (ответы детей)
Задача оберега – оберегать от злых духов, от злых взглядов и мыслей. Сейчас мы с вами поучимся плести косу. И сделаем оберег – браслет, так же используя такое плетение, можно сделать и пояс. А где еще можно встретить плетение коса?
Ответы детей.
Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд
Косу-оберег плели из трех равных прядей. Такое плетение символизировало единство миров – земного, небесного и подземного. Именно оно считалось и считается самым мощным защитным средством от злых сил и темных мыслей.
6. Сказки. Буква И, Ц, А.
Хозяюшка: Гости званные, желанные! Красному гостю, красное место! Рассаживайтесь потеснее! Где теснее, там завсегда веселее!
На завалинках, в светелках иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки пожилых и молодых!
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.
СКАЗКИ, БЫЛИ заводили, те, что сказывал народ!
Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без них? Конечно, вы все слушали и читали сказки. Вам их рассказывали мамы и бабушки. История сказок и былин корнями уходит в историю народа.
Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название «басень» – от слова «баять», «говорить») – это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны.
За долгие столетия чудесный ларец фольклора наполнился бесценными сокровищами. Многие народные сказки и песни легли в основу сказок литературных, а позже стали сюжетами для мультипликационных фильмов.
Ну, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Загадаю я вам сейчас загадки, да не простые – сказочные. (Задача участников: послушать отрывок из сказки и назвать):
- По щучьему велению. «По щучьему велению, по-моему хотению, ступайте сани домой сами.»
- Репка. «Тянут потянут, вытянуть не могут.»
- Гуси-лебеди. Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! «У моего батюшки и пшеничные не едятся…»
Получив все буквы, дети составляют слово «ГОРНИЦА» .
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"
Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа).
Открытое занятие на аттестацию...
Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.
Программные задачи:· Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...
Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое пылесоса» Цель вызвать у детей интерес к прошлому предмета; подвести к пониманию того, то человек придумывает разные приспособления для облегчения труда.
интегрированное занятие с использованием отрывков из произведений К.Чуковского...
ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...
«Путешествие в прошлое Петербурга» конспект занятия-путешествия
Обучающие задачиОбогатить представления детей о том, как выглядела территория современного Санкт-Петербурга 315 лет назадПознакомить с историей строительства Петропавловской крепости...
Конспект игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"
В конспекте игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"раскрывается понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни....