Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Знакомство с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.Городецкая роспись»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чапрак Анна Сергеевна

Формирование духовно-нравственных качеств ребёнка в процессе ознакомления  с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx357 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №345» г. Нижний Новгорода

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

«Знакомство с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.Городецкая роспись»

C:\Users\ттттт\Desktop\096ce9aef5d7b3118b8cf050edad654f.jpg

Составила и провела

 воспитатель: Чапрак А.С.

Нижний Новгород

2022

Программное содержание:

Цель: формирование духовно-нравственных качеств ребёнка в процессе      

 ознакомления  с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.                              

1) Воспитательныезадачи :воспитывать осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов Нижегородского края;

воспитывать  уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению истории народных промыслов

2) Образовательные задачи:продолжать формировать представление детей о Городецкой росписи, учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки; учить рисовать элементы городецкой росписи – купавки голубого и розового цвета, составлять узор на круге;

3) Развивающие задачи: развивать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними, закреплять умение работать всей кистью и её концом; развивать речь детей, обогащать словарный запас детей, активизировать в речи слова: прялка, купавка, бутон, розан, оживка; учить детей отвечать на вопросы полным, содержательным ответом;

развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, чувство композиции.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие.

Оборудование и материалы: предметы Городецкой росписи; тонированная бумага в форме круга; кисти; гуашь;  д/и «Найди предметы с элементами Городецкой росписи»;  квадраты белой бумаги;  презентация «Знакомство дошкольников с Городецкой росписью»; тонированный трафарет блюда;  клеевые карандаши; д/и «Сложи узор» (на кубиках); д/и «Укрась полоску Городецким узором» (полоска жёлтого цвета, элементы Городецкой росписи, вырезанные из картона), ноутбук, смарт доска.

 Предварительная работа: рассматривание открыток, картинок, иллюстраций, предметов с Городецкой росписью; рисование «Посуда для Федоры», «Роспись мебели для кукол»; чтение стихов о городе Городец и Городецкой росписи,  дидактические игры: «Сложи узор», «Найди такой же», «Сравни росписи», «Сложи кубики с Городецкой росписью», разрезные картинки «Городецкая доска», раскраска «Народные промыслы».

Ход занятия:

I. Вводная часть

Воспитатель:  Ребята, становитесь в круг

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

                                                          И друг другу улыбнемся.

А теперь посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь и подарите улыбку им. Отлично. Садитесь.

II. Основная часть (Показ слайдов и рассказ воспитателя)

Воспитатель: Давайте посмотрим, ребята,  на карту нашего города .Давайте вспомним   как называется город в котором мы живем? (Нижний Новгород)   На карте около названия города мы прикрепили с вами «значок», который обозначают, чем славен наш город. Сегодня я пригласила вас, ребята, сюда, чтобы вы узнали новое и интересное о другом городе Нижегородской области, городе Городец, который находится вот здесь, на реке Волге. В конце занятия «значок» мы прикрепим и городу Городец. А вы пока подумаете: какой.

        2 слайд                        Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

 Там и зародилась, ребята, Городецкая роспись.

         3 слайд    Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали купцы из разных городов .Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки. Рынок находился под открытым небом, где было много продавцов и покупателей.

         4 слайд   Сначала все предметы быта были просто деревянными, некрасивыми. И решили в городе Городец расписывать эти предметы узорами. Самым известным предметом народного быта, орудием  труда, на котором пряли нитки -  была прялка. Поэтому она была традиционным подарком для невесты, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.

          5 слайд   Когда спрос на прялки упал, городецкие мастера стали делать детские стульчики, качалки, разделочные доски, деревянные тарелки,  шкатулки, посуду, мебель,  детские игрушки, и так же росписью  украшать их, чтобы они создавали радостное настроение.

Воспитатель: Подойдите к столу, посмотрите, здесь у нас есть небольшая выставка изделий, украшенных городецкой росписью. Какие они яркие, нарядные, красочные!

Ребята , а вы хотите попасть на «Городецкую фабрику» и посмотреть как работают мастера? (Да)

Тогда мы с вами отправимся туда сейчас на теплоходе по реке «Волга»

Физкультминутка :

От зеленого причала (шаг вперед, руки опущены)

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два – он назад шагнул сначала. (два шага назад)

А потом шагнул вперед – раз, два. (два шага вперед)

И поплыл, поплыл по речке, (руки вытянуты вперед и сомкнуты – «нос» теплохода)

Набирая полный ход. (идут по кругу)

 

Руки в стороны – в полет (бегут по кругу, руки в стороны)

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед, (поворот через правое плечо)

Левое крыло вперед. (поворот через левое плечо)

Полетел наш самолет. (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

 

Наивысший пилотаж

Нам покажет экипаж.

В поднебесье самолет (наклоны влево и вправо с вытянутыми в стороны руками)

Детям крылышком махнет.

Отдохнуло наше тело,

Что же, примемся за дело.

          6 слайд   Вот и попали мы с вами на фабрику «Городецкая роспись», на которой изделия вытачивают из дерева на токарном станке, шлифуют (то есть делают поверхность гладкой), а затем передают заготовки в цех, где мастера украшают их росписью. У каждого мастера своё рабочее место, на котором очень много кисточек, красок. Мастера рисуют свои узоры, но при этом сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла Городца.

          7 слайд   Каких элементов особенно много встречается на Городецких узорах? (листья, цветы, кони, птицы). Правильно, украшают  их фантастические птицы и кони, а также диковинные цветы: купавки, бутоны, ромашки, розаны.

          8 слайд   Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белыми красками - белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры птиц, коней. Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму листочков, что придает работе законченный вид .

Воспитатель:  У вас на столах лежат карточки с изображениями предметов русского прикладного искусства. Нужно белыми квадратами закрыть предметы, которые не являются предметами с Городецкой росписью.

III. Д/и «Найди предметы с элементами Городецкой росписи»

          9,10слайды   Давайте проверим ваше задание, правильно ли вы нашли изделия с элементами Городецкой росписи. Эти предметы на слайде будут вращаться. Молодцы!

          11 слайд   А сейчас давайте посмотрим на последовательность рисования купавки: сначала круг голубого или розового цвета, затем «тенёвка» синей или тёмно-красной краской (отмечаем глазок, и лепестки цветка) и в конце «оживка» белой краской или чёрной – маленькие круги, точки, капельки, дуги.

IV. Продуктивная деятельность  «Дорисуй узор»

Воспитатель : Теперь на короткое время мы станем мастерами  Городецкой росписи, возьмём тонкие кисточки и закончим узор на купавках и розанах, которые я вам подготовила, и украсим наше блюдо.

Детям предлагаются круги розового и голубого цвета, на половине которых красной и синей краской выполнена «тенёвка», а белой краской «оживка». Заготовки у всех детей разные (купавки, розаны). Нужно закончить красками узор на второй половине круга.

Воспитатель: Давайте украсим вашими купавками и розанами наше блюдо, помещаем их  по краю блюда (дети размещают свои бутоны на общем листе по кругу).

Воспитатель:  А я нарисовала вот такую диковинную птицу, которая украсит середину блюда. Вот этими листиками мы оживим наш узор. Помогите мне разложить их между ваших бутонов

Воспитатель : Посмотрите, какое красивое Городецкое блюдо у нас получилось. Вечером, когда высохнут краски, мы с вами приклеим на блюдо наши нарисованные элементы.  

Дифференцированный подход: 

Кто быстро нарисовал, предложить:

  1. Взять ещё круг для создания узора
  2. Д/и «Сложи узор» (на кубиках)
  3. Д/и «Укрась полоску Городецким узором» (полоска жёлтого цвета, элементы Городецкой росписи, вырезанные из картона)

Воспитатель : Вернёмся к нашей карте Нижнего Новгорода. Чем славен город Городец, какой «значок» мы прикрепим к нему? Правильно, он славен своей росписью по дереву, прикрепим к нему вот такую купавку. Сейчас наше путешествие по Нижегородской области  закончилось, но обязательно будет продолжение, где вы узнаете ещё много интересного о городах нашей области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия"....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша страна- Россия"

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и форми...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"...

Презентация к конспекту занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «У стен Нижегородского Кремля»

Расширять знания детей о Нижнем Новгороде, воспитывать любовь и гордость за славное прошлое нашего города....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «У стен Нижегородского Кремля»

Расширять знания детей о Нижнем Новгороде, воспитывать любовь и гордость за славное прошлое нашего города....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в младшей группе: "Знакомство с русской народной игрушкой- матрешкой"

Цель данного конспекта- приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской нардной культуры....