Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Знакомство с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.Городецкая роспись»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Формирование духовно-нравственных качеств ребёнка в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 357 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №345» г. Нижний Новгорода
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
«Знакомство с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.Городецкая роспись»
Составила и провела
воспитатель: Чапрак А.С.
Нижний Новгород
2022
Программное содержание:
Цель: формирование духовно-нравственных качеств ребёнка в процессе
ознакомления с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.
1) Воспитательныезадачи :воспитывать осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов Нижегородского края;
воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению истории народных промыслов
2) Образовательные задачи:продолжать формировать представление детей о Городецкой росписи, учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки; учить рисовать элементы городецкой росписи – купавки голубого и розового цвета, составлять узор на круге;
3) Развивающие задачи: развивать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними, закреплять умение работать всей кистью и её концом; развивать речь детей, обогащать словарный запас детей, активизировать в речи слова: прялка, купавка, бутон, розан, оживка; учить детей отвечать на вопросы полным, содержательным ответом;
развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, чувство композиции.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие.
Оборудование и материалы: предметы Городецкой росписи; тонированная бумага в форме круга; кисти; гуашь; д/и «Найди предметы с элементами Городецкой росписи»; квадраты белой бумаги; презентация «Знакомство дошкольников с Городецкой росписью»; тонированный трафарет блюда; клеевые карандаши; д/и «Сложи узор» (на кубиках); д/и «Укрась полоску Городецким узором» (полоска жёлтого цвета, элементы Городецкой росписи, вырезанные из картона), ноутбук, смарт доска.
Предварительная работа: рассматривание открыток, картинок, иллюстраций, предметов с Городецкой росписью; рисование «Посуда для Федоры», «Роспись мебели для кукол»; чтение стихов о городе Городец и Городецкой росписи, дидактические игры: «Сложи узор», «Найди такой же», «Сравни росписи», «Сложи кубики с Городецкой росписью», разрезные картинки «Городецкая доска», раскраска «Народные промыслы».
Ход занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, становитесь в круг
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
А теперь посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь и подарите улыбку им. Отлично. Садитесь.
II. Основная часть (Показ слайдов и рассказ воспитателя)
Воспитатель: Давайте посмотрим, ребята, на карту нашего города .Давайте вспомним как называется город в котором мы живем? (Нижний Новгород) На карте около названия города мы прикрепили с вами «значок», который обозначают, чем славен наш город. Сегодня я пригласила вас, ребята, сюда, чтобы вы узнали новое и интересное о другом городе Нижегородской области, городе Городец, который находится вот здесь, на реке Волге. В конце занятия «значок» мы прикрепим и городу Городец. А вы пока подумаете: какой.
2 слайд Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Там и зародилась, ребята, Городецкая роспись.
3 слайд Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали купцы из разных городов .Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки. Рынок находился под открытым небом, где было много продавцов и покупателей.
4 слайд Сначала все предметы быта были просто деревянными, некрасивыми. И решили в городе Городец расписывать эти предметы узорами. Самым известным предметом народного быта, орудием труда, на котором пряли нитки - была прялка. Поэтому она была традиционным подарком для невесты, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.
5 слайд Когда спрос на прялки упал, городецкие мастера стали делать детские стульчики, качалки, разделочные доски, деревянные тарелки, шкатулки, посуду, мебель, детские игрушки, и так же росписью украшать их, чтобы они создавали радостное настроение.
Воспитатель: Подойдите к столу, посмотрите, здесь у нас есть небольшая выставка изделий, украшенных городецкой росписью. Какие они яркие, нарядные, красочные!
Ребята , а вы хотите попасть на «Городецкую фабрику» и посмотреть как работают мастера? (Да)
Тогда мы с вами отправимся туда сейчас на теплоходе по реке «Волга»
Физкультминутка :
От зеленого причала (шаг вперед, руки опущены)
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два – он назад шагнул сначала. (два шага назад)
А потом шагнул вперед – раз, два. (два шага вперед)
И поплыл, поплыл по речке, (руки вытянуты вперед и сомкнуты – «нос» теплохода)
Набирая полный ход. (идут по кругу)
Руки в стороны – в полет (бегут по кругу, руки в стороны)
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед, (поворот через правое плечо)
Левое крыло вперед. (поворот через левое плечо)
Полетел наш самолет. (бегут по кругу, расставив руки в стороны)
Наивысший пилотаж
Нам покажет экипаж.
В поднебесье самолет (наклоны влево и вправо с вытянутыми в стороны руками)
Детям крылышком махнет.
Отдохнуло наше тело,
Что же, примемся за дело.
6 слайд Вот и попали мы с вами на фабрику «Городецкая роспись», на которой изделия вытачивают из дерева на токарном станке, шлифуют (то есть делают поверхность гладкой), а затем передают заготовки в цех, где мастера украшают их росписью. У каждого мастера своё рабочее место, на котором очень много кисточек, красок. Мастера рисуют свои узоры, но при этом сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла Городца.
7 слайд Каких элементов особенно много встречается на Городецких узорах? (листья, цветы, кони, птицы). Правильно, украшают их фантастические птицы и кони, а также диковинные цветы: купавки, бутоны, ромашки, розаны.
8 слайд Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белыми красками - белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры птиц, коней. Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму листочков, что придает работе законченный вид .
Воспитатель: У вас на столах лежат карточки с изображениями предметов русского прикладного искусства. Нужно белыми квадратами закрыть предметы, которые не являются предметами с Городецкой росписью.
III. Д/и «Найди предметы с элементами Городецкой росписи»
9,10слайды Давайте проверим ваше задание, правильно ли вы нашли изделия с элементами Городецкой росписи. Эти предметы на слайде будут вращаться. Молодцы!
11 слайд А сейчас давайте посмотрим на последовательность рисования купавки: сначала круг голубого или розового цвета, затем «тенёвка» синей или тёмно-красной краской (отмечаем глазок, и лепестки цветка) и в конце «оживка» белой краской или чёрной – маленькие круги, точки, капельки, дуги.
IV. Продуктивная деятельность «Дорисуй узор»
Воспитатель : Теперь на короткое время мы станем мастерами Городецкой росписи, возьмём тонкие кисточки и закончим узор на купавках и розанах, которые я вам подготовила, и украсим наше блюдо.
Детям предлагаются круги розового и голубого цвета, на половине которых красной и синей краской выполнена «тенёвка», а белой краской «оживка». Заготовки у всех детей разные (купавки, розаны). Нужно закончить красками узор на второй половине круга.
Воспитатель: Давайте украсим вашими купавками и розанами наше блюдо, помещаем их по краю блюда (дети размещают свои бутоны на общем листе по кругу).
Воспитатель: А я нарисовала вот такую диковинную птицу, которая украсит середину блюда. Вот этими листиками мы оживим наш узор. Помогите мне разложить их между ваших бутонов
Воспитатель : Посмотрите, какое красивое Городецкое блюдо у нас получилось. Вечером, когда высохнут краски, мы с вами приклеим на блюдо наши нарисованные элементы.
Дифференцированный подход:
Кто быстро нарисовал, предложить:
- Взять ещё круг для создания узора
- Д/и «Сложи узор» (на кубиках)
- Д/и «Укрась полоску Городецким узором» (полоска жёлтого цвета, элементы Городецкой росписи, вырезанные из картона)
Воспитатель : Вернёмся к нашей карте Нижнего Новгорода. Чем славен город Городец, какой «значок» мы прикрепим к нему? Правильно, он славен своей росписью по дереву, прикрепим к нему вот такую купавку. Сейчас наше путешествие по Нижегородской области закончилось, но обязательно будет продолжение, где вы узнаете ещё много интересного о городах нашей области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия".
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе " Недаром помнит вся Россия"....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша страна- Россия"
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и форми...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Родина – моя бескрайняя Россия».
Воспитание любви к Родине, уважение к Российскому флагу, гимну, гербу....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"...
Презентация к конспекту занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «У стен Нижегородского Кремля»
Расширять знания детей о Нижнем Новгороде, воспитывать любовь и гордость за славное прошлое нашего города....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «У стен Нижегородского Кремля»
Расширять знания детей о Нижнем Новгороде, воспитывать любовь и гордость за славное прошлое нашего города....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в младшей группе: "Знакомство с русской народной игрушкой- матрешкой"
Цель данного конспекта- приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской нардной культуры....