Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста
статья
Основной идеей современного общества является идея формирования и развития успешной личности, способной быстро адаптироваться к новым социальным условиям. Приобщение детей к общепринятым нормам, правилам поведения, обычаям и традициям является одним из ведущих принципов построения образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка дошкольного возраста в систему ранней профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_soboleva.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста.
Соболева Н.В., воспитатель;
Полухина С.Н., воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка», г. Железногорск Курская область
Основной идеей современного общества является идея формирования и развития успешной личности, способной быстро адаптироваться к новым социальным условиям. Приобщение детей к общепринятым нормам, правилам поведения, обычаям и традициям является одним из ведущих принципов построения образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка дошкольного возраста в систему ранней профориентации.
В последние десятилетия проблема внедрения ранней профориентации в систему дошкольного образования является наиболее актуальной и дискутабельной, так как постоянно идут споры о целесообразности профориентации в дошкольном возрасте.
В настоящее время подробно описаны и проанализированы психолого-педагогические аспекты проблемы трудового воспитания дошкольников, определены особенности труда в дошкольном детстве, разработаны технологии приобщения детей к труду (технология воспитания трудовой активности; технология вхождения ребенка в трудовые связи; технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде; технология организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста). [2]
В большинстве современных научных исследований идет акцент на совмещении традиционных форм приобщения детей к труду, а так же использование инновационных технологий для совершенствования трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Если оценивать потенциал и целесообразность включения ребенка дошкольного возраста в систему ранней профориентации, то несомненно данный процесс будет результативным, так как благоприятно скажется на социальном и нравственном развитии ребенка. Социальная адаптивность, социально значимые качества личности (ответственность коммуникативность, самостоятельность, инициативность, социальная активность) способствует успешной деятельность ребенка в обществе [3].
Формирование и развитие качеств социальной адаптивность является важнейшим компонентом целостного социального развития ребенка, так как оно направлено на усвоение общепринятых норм и правил поведения, ценностей и моральных установок, развитие саморегуляции собственных действий, эмоционального интеллекта, позитивных установок по отношению к труду.
Н.Н. Колмогорцева выдвинула идею о том, что «для формирования ориентировочных основ выбора профессии необходимо развивать представления личностных чертах профессионала». [4]
Когнитивный компонент процесса ранней профориентации непосредственно связан с формированием профессиональной составляющей образа мира дошкольника. Образ мира рассматривается не как многоуровневая система представлений о мире, других людях, себе, но и как система отношений человека к миру. Именно поэтому главной задачей процесса ранней профориентации в дошкольном учреждении является не осознанный выбор профессии, а формирование познавательного интереса к разнообразию и специфике профессий.
Психологические аспекты трудовой деятельности представлены в работах Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.А. Коротковой, В.С. Мухиной, А.В. Петровского и др.
Модель ранней профориентации должна обязательно включать в себя освоение детьми дошкольного возраста различных культурных практик. Такими культурными практиками являются:
- Игровая деятельность (освоение разнообразных действий с предметами, «социальная проба», проживание ребенком социальных взаимоотношений в процессе сюжетно-ролевых игр);
- Продуктивная творческая деятельность – приобщение детей к различным видам искусства (использование средств ИЗО, кукольного театра, спектакля, художественной литературы, кино, анимации для формирования у детей представлений о различных профессиях, целенаправленном включении ребенка в систему социальных взаимоотношений для достижения конкретного результата);
- Познавательно-исследовательская деятельность (формирование опыта трудовой деятельности дошкольника).
Перспективным является использование данной модели для эффективного инструмента реализации процесса ранней профориентации детей дошкольного возраста. [1]
Психолого-педагогическими условиями эффективности реализации данного направления будут следующие:
- Инновационная развивающая предметно-пространственная среда для социально-коммуникативного, познавательного развития дошкольника, включающая новейшие цифровые технологии;
- Выполнение ребенком посильных форм трудовой деятельности;
- Деятельность взрослых, направленная на развитие социально-значимых качеств личности (ответственность, инициативность, самостоятельность, коммуникативность, творческость).
- Активное взаимодействие с семьей ребенка;
- Сетевое взаимодействие дошкольной организации с ресурсными центрами.
Таким образом период дошкольного детства является начальным этапом для раннего профориентационного развития.
Список литературы:
1. Баранов А.А. Формирование навыков социальнобезопасного поведения у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослым [Текст] / А.А. Баранов, А.Р. Елганов // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 2(22). – С. 7–9.
2.Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р.С. Буре. – Москва: МозаикаСинтез, 2012. – 136 с.
3. Карпушина Л.П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Карпушина, Н.Ф. Пупкова // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 1(25). – С. 42–46.
4. Колмогорцева Н.Н. Влияние профессиональной составляющей образа мира на формирование образа-Я : дис. … канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2003. – 205 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации»
буклет социально-коммуникативное и позновательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации...
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АКТИВНОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ»
педагогичекий проект социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста средставми активной мультипликации...
Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути....
Мастер класс "Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
Мастер класс направлен на формирование представлений педагогов ДОУ о технологии ТРИЗ, на оказание практической помощи воспитателям в использовании методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельност...
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...
Картотека ранняя профориентация как элемент социально - коммуникативного и познавательного развития детей первой младшей группы
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ Содерж...
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Знакомство детей с миром профессий подразумевает их подготовку к тому, чтобы они в свое время смело смогли вспупить в самостоятельную жизнь и конкректно выбрать свой профессиональный путь деятельности...