Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Знакомство детей с миром профессий подразумевает их подготовку к тому, чтобы они в свое время смело смогли вспупить в самостоятельную жизнь и конкректно выбрать свой профессиональный путь деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Садовская СОШ ( дошкольное образование)
Консультация для воспитателей
«Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Мосенкова Н.В.
2022 г
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня- врач, воспитатель, повар, завтра- механик, банкир и даже Президент…
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.. В педагогике это называется - введение дошкольников в профориентацию .
Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности.
Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется его кругозор; все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
Основные задачи ранней профориентации дошкольников:
- расширить представление детей о профессиях;
- сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества;
- мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях.
Следовательно, знакомство детей с миром профессий подразумевает их подготовку к тому, чтобы они в свое время смогли смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение труда взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомят детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы) , во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.
II. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе ( предприятии, учреждении) . Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых , способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?»
III. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Одним из эффективных технологий по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых является проектная деятельность так как: - основывается на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию; - позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность – это комплексное планирование, деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; - подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».
В настоящее время школа и родители предъявляют большие требования к подготовке детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. В связи с этим эффективное развитие интеллектуальн...
Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».
Моя консультация предназначена прежде всего тем родителям и педагогам, которые интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...
Консультация для воспитателей и родителей "Влияние театрализованных игр-драматизаций на всестороннее развитие детей дошкольного возраста"
Художественно-эстетическое развитие ребенка – это одно из основных направлений деятельности детского сада. Педагоги определяют этот вид деятельности как развитие способности воспринимать, чувств...
Консультация для воспитателей Тема: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное тво...
Консультация для воспитателей на тему: "Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста"...
Мастер класс "Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
Мастер класс направлен на формирование представлений педагогов ДОУ о технологии ТРИЗ, на оказание практической помощи воспитателям в использовании методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельност...
Консультация для молодых специалистов: «Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста
Представляю вашему вниманию такой вид дидактических игр, как игры на липучках. Практика применения таких игр в мой педагогической работе с детьми показала высокий развивающий эффект. В своей работе пр...