Музыкальное развитие в раннем возрасте – фундамент музыкальной и духовной культуры человека в будущем
статья
Цель начального музыкального образования воспитывать будущего профессионального музыканта или грамотного любителя музыки, слушателя, прививать любовь к музыкальному искусству. В целом же музыкальное образование решает проблемы художественного, нравственного воспитания, духовно развивает личность. Тип личности, обладающий богатым духовным потенциалом, всегда будет востребован в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_razvitie_v_rannem_vozraste.docx | 20.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное развитие в раннем возрасте – фундамент музыкальной и духовной культуры человека в будущем
Музыка развивает эмоциональную сферу. Как считают многие ученые, эмоциональная отзывчивость на музыку (восприятие) – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
«Восприятие музыки – активный слухо-двигательный процесс, через движения дети ярче и эмоциональней воспринимают музыку. Поэтическое слово, предваряющее прослушивание произведений, помогает детям настроиться на встречу с музыкой, точнее передать её содержание и настроение в ритмопластических образах». [№ 1, с.3]
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Радынова О.П. в своей работе «Музыкальное воспитание дошкольников» писала, что с помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка.
Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену её характера, как бы «пропустить её через себя», пишет в своей книге «Музыкальное воспитание дошкольников» О.П.Радынова. Эти знания требуют внимания, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребёнка.
В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.
Основными задачами музыкального воспитания являются следующие:
– развить музыкальные творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
– сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Итак, если вернуться к ранее приведенному высказыванию Т.Б.Юдовиной-Гальпериной, то нужно сказать, что чем раньше у ребенка начинается погружение в мир музыки, тем динамичней он будет развиваться. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика.
Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Выдающийся психолог советской эпохи Б.М.Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» [№ 2, с.7].
Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
«В дружной семье искусств, – писала известный педагог А.Д.Артоболевская, – музыка занимает особое место. Оно определяется тем, что развитие музыкальных образов, происходящих во времени, позволяет предельно выразительно передавать движение, борьбу и смену чувств» [№ 3, с. 41].
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
«Музыкальное воспитание – это, прежде всего, эмоциональное питание, основывающееся на высших социальных потребностях человека. Аудиально-интонационный канал восприятия позволяет нам ещё задолго до появления вербального общения получать ту первичную информацию об окружающем мире, усвоение которой дает возможность получить новый опыт мироощущения, способствующий лучшему пониманию себя и других». [№ 4, с.3]
Музыкально-эстетическая деятельность ребенка способна выполнять роль психологического тренинга в воспитании эмоциональной отзывчивости – существенной составляющей нравственно-эстетического развития человека.
Необходимо развивать музыкальные способности в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то спонтанные творческие проявления останутся нереализованными. Любое воздействие творчеством стимулирует развитие и проявление способностей. Так рождается яркая индивидуальность. Пусть в дальнейшем ребята выберут профессии, не связанные с искусством. В конечном итоге именно опыт детских фантазий поможет им раскрыть весь свой потенциал.
Цель начального музыкального образования воспитывать будущего профессионального музыканта или грамотного любителя музыки, слушателя, прививать любовь к музыкальному искусству. В целом же музыкальное образование решает проблемы художественного, нравственного воспитания, духовно развивает личность. Тип личности, обладающий богатым духовным потенциалом, всегда будет востребован в обществе.
1. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические задания и этюды на музыку Г.Свиридова для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. Труды: В 2т. – М., Педагогика, 1985. – Т 1.
3. Артоболевская А.Д. Дети и музыка // Малыши и музы. – М., 1972.
4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. Юдовина-Гальперина Т.Б. Музыка и вся жизнь. Издательство «Композитор ∙ Санкт-Петербург», 2005.
7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста через музыкально-театрализованную деятельность в условиях перехода к ФГОС
Методы и приёмы в работе с детьми раннего возраста по театрализованной деятельности....
Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»
Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...
Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»
Презентация. Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...
Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»
Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....
«Музыкальные сказки, как актуальная форма организации музыкальной деятельности детей раннего возраста»
Описание опыта работы по теме: «Музыкальные сказки, как актуальная форма организации музыкальной деятельности детей раннего возраста»...
«Музыкальные сказки, как актуальная форма организации музыкальной деятельности детей раннего возраста»
Воспитание ценностно–смыслового восприятия и понимания детьми раннего возраста музыкального искусства через драматизацию русских народных сказок....
Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»
проектная деятельность...