Инновационный проект Тема: «В тереме расписном я живу, к себе в избу мордовскую всех приглашу»
проект (старшая группа)
Материал рекомендован для воспитателей, и музыкальных руководителей детского сада для детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inavatsionnyy_proekt_stsenariy_v_starshey_gruppe.docx | 181.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88»
Инновационный проект
Тема: «В тереме расписном я живу, к себе в избу мордовскую всех приглашу»
(для старшей группы)
Подготовила:
музыкальный руководитель
Высшей квалифицированной категории
Сысуева В.Ф.
Саранск,2022 г.
Тема занятия: «В тереме расписном я живу.
К себе в избу всех гостей приглашу».
Цели занятия:
«Знакомство детей с мордовской избой и с предметами ее обихода».
-познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском
и мордовском народном быте и гостеприимстве;
-развивать смекалку, сообразительность;
-воспитывать интерес к устному народному творчеству.
·обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
Оборудование: куклы-хозяюшки (из кукольного театра в русском и мордовском народном костюме), гребень, самотканые половики, грабли, коса, вилы, деревянные ложки, самовар (из папье-маше),
·познакомить кухонными принадлежностями: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
У входа в «избу» детей встречает Хозяюшка.
Хозяюшка : Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна мордовские и русские люди живут.
Они прославляют жилища родные.
Раздольные народные песни поют…
Звучит песня « Как люблю свою Мордовию».муз.Т.Бокач
Хозяюшка. А знаете, почему Русь называется деревянной? Давным-давно на Руси люди строили жилища из бревен. Такие дома называются избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Наша изба встречает нас красивыми деревянными резными воротами. (Приглашает гостей в «избу».)
Наша изба ровно тепла.
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить.
Сколько народных умельцев было на Руси!
Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. Или вот такой сундук , отделанный витыми деревянными планками. где хранились домашние ткани платки .
Какая мордовская и русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали вот на таком деревянном трацком станке.
А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку:
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
Дети отвечают.
Хозяюшка. Правильно расческа. А в старину этот предмет назывался гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож?
Дети отвечают.
Хозяюшка. А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и про них загадку.
Двенадцать деревянных коней
Одним поводом веду. (Грабли)
Блестит, сверкает,
По полю гуляет,
Всю траву срезает. (Коса)
Кто берет сено
Тремя зубами? (Сено)
Ведущий: Наша хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним-одна за всех отвечает.
Хозяюшка Ах! В тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою
Ведущий: Спасибо тебе хозяюшка за гостеприимство.
и для тебя Хозяюшка мы песню споём про самовар.
Песня «Пых пых самовар»
Хозяюшка: Ай да мои гости дорогие порадовали Вы меня своим пением.
Подходит к печи, обращаясь к ней, произносит:
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
Достает из печи пироги и блины. Накрывая на стол, напевает:
Эх, чай, чай, чай…
Уж ты, кумушка, встречай,
Прибауткой привечай.
(Приглашает всех к столу.)
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найди едаков!
Хозяйку потешьте – пирогов моих поешьте!
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Разливает чай, при этом произносит: «Чай пить – не дрова рубить!»
После угощения дети благодарят Хозяюшку, выходят из-за стола и кланяются.
Мальчик : Эх, возьму я в руки балалайку
Да потешу я свою хозяйку!
Сядем, братцы, все рядком
Да частушку пропоем!
Дети исполняют частушки.
Хозяюшка. Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаек. А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня; самоварище-дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода; да вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят. (Показывает на стол.) А это мои голубки, которым место – у прорубки. (Показывает ложки.)
Вот какие у меня живут друзья-помощники. Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?
Ведущий: Красны девицы да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.
Ведущий: Хозяюшка мы тебе очень благодарны за блины и пироги, мы не только умеем петь да частушки подпевать, а ещё мы любим играть и танцевать. Становись честной народ в наш весёлый хоровод.
будем петь, и танцевать и хозяюшку развлекать.
Хоровод « На горе то калина»
Спасибо вам, Хозяюшка!
Наделили бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем.
Хозяюшка: Молодцы песни пели меня развлекали я Вас Пирогами и блинами угощала , предлагаю со мной в игру поиграть наше время скоротать ,а игра у на будет мордовская называется она ключи.
игра « Ключи»
Ведущий: Спасибо тебе хозяюшка за гостеприимство, но нам пора возвращаться в детский сад в свою группу.
Хозяюшка: Я тоже рада была Вас видеть в моей избе, Вам понравилось у меня в гостях?
2.Что Вам больше всего понравилось?
Приходите почаще ко мне в гости, я буду очень рада вас видеть.
Все дети благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."
Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....
Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...
« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...
В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.
занятие-развлечение для детей подготовительной группы....
"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.
Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, тряпичной кукле....