« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
материал (средняя группа) по теме

Мурашкина  Марина Михайловна

« В тереме расписном я живу.

К себе в избу всех  гостей приглашу»

Программное содержание

1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.

2. Углубить представление детей о русской избе как памятнике русской деревянной

     Архитектуры.

3. Закрепить знания детей о дереве как традиционном материале русских построек.

4. Познакомить детей с элементами украшения избы: причелины, полотенце, наличники.

5. Дать понятие детям о старинных орудиях труда: долото, скобель, стамеска.

6. Вызвать у детей желание дополнить заготовку избы элементами украшения, вырезанными из полосок бумаги.

7. Развивать координацию рук.

8. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством(пословицы, загадки, сказки).

9. Воспитывать чувство уважения к мастерству, к результатам труда других людей, любовь и интерес к старине.

 

Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций « Памятники древнерусского зодчества»;

Экскурсия к деревянным постройкам;

Знакомство с резьбой по дереву;

Чтение русских народных сказок: « Каша из топора», «Золотой топор»;

Лепка изб из глины с применением знаний о традиционном способе постройки.

 

Материал:

Заготовки изб: прямоугольники, квадраты из бумаги под «дерево» разных размеров;

Кисти, клейстер, салфетки, ножницы;

Заготовки: «солнышко», «петушок», « голова коня»;

Русская музыка в грамзаписи;

Иллюстрации «Памятники древнерусского зодчества»;

Картинки: топор, пила, скобень, долото, стамеска;

Рисунок русской избы;

Шапочки на голову: лягушка, мышка, заяц;

Русские народные костюмы;

Рисунок – подмалевок для анализа детских работ;

Мольберты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon murashkina.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:

« В тереме расписном я живу.

К себе в избу всех  гостей приглашу»

Программное содержание

1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.

2. Углубить представление детей о русской избе как памятнике русской деревянной

     Архитектуры.

3. Закрепить знания детей о дереве как традиционном материале русских построек.

4. Познакомить детей с элементами украшения избы: причелины, полотенце, наличники.

5. Дать понятие детям о старинных орудиях труда: долото, скобель, стамеска.

6. Вызвать у детей желание дополнить заготовку избы элементами украшения, вырезанными из полосок бумаги.

7. Развивать координацию рук.

8. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством(пословицы, загадки, сказки).

9. Воспитывать чувство уважения к мастерству, к результатам труда других людей, любовь и интерес к старине.

Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций « Памятники древнерусского зодчества»;

Экскурсия к деревянным постройкам;

Знакомство с резьбой по дереву;

Чтение русских народных сказок: « Каша из топора», «Золотой топор»;

Лепка изб из глины с применением знаний о традиционном способе постройки.

Материал:

Заготовки изб: прямоугольники, квадраты из бумаги под «дерево» разных размеров;

Кисти, клейстер, салфетки, ножницы;

Заготовки: «солнышко», «петушок», « голова коня»;

Русская музыка в грамзаписи;

Иллюстрации «Памятники древнерусского зодчества»;

Картинки: топор, пила, скобень, долото, стамеска;

Рисунок русской избы;

Шапочки на голову: лягушка, мышка, заяц;

Русские народные костюмы;

Рисунок – подмалевок для анализа детских работ;

Мольберты.

     (У входа в  «избу» встречает хозяюшка)

ХОЗЯЙКА – Здравствуйте гости дорогие!

Дети – Здравствуй ХОЗЯЙКА!

ХОЗЯЙКА – Проходите пожалуйста! ( дети встают полукругом у мольберта, на котором рисунок «изба»)

ХОЗЯЙКА –  Русь деревянная – края дорогие

        Здесь издавна русские люди живут

        Они прославляют жилища родные

        Раздольные русские песни поют

        (звучит русская народная песня)

ХОЗЯЙКА – Дети, а вы знаете почему Русь называют деревянной?

Дети – Да!

       (раздается голос Домовенка Кузи, он в избе).

ДОМОВЁНОК КУЗЯ – А я не знаю.

ХОЗЯЙКА – Это кто там не знает?

        (ДОМОВЁНОК КУЗЯ выходит из избы)

ДОМОВЁНОК КУЗЯ – Здравствуйте!

Дети – Здравствуй Кузя!

ХОЗЯЙКА – Кузя, ты не огорчайся, что не знаешь, дети тебе сейчас расскажут.

ДОМОВЁНОК КУЗЯ – хорошо, я внимательно буду слушать.

ХОЗЯЙКА – Давным – давно люди строили себе жилища из дерева. Как вы думаете почему?

Дети – Люди жили среди полей в окружении лесов.

ХОЗЯЙКА – Правильно, лес давал человеку жилище, кормил его, обувал, одевал. Для строительства выбирали лес крепкий ровный, строили жилище, в основном, из сосен и елей. Как называется дом построенный из бревен?

Дети – Изба (дом сделанный из бревен)

ХОЗЯЙКА – Умница, русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе и всю жил в ней .

       Как называется та часть избы, которая выходит на улицу?

Дети – «Лицо» избы.

ХОЗЯЙКА – Изба смотрит на мир окнами – глазами. Через окна проходит солнечный свет. А как ласково называют окна?

Дети – Окна называют оконцами.

ХОЗЯЙКА – Что у окошек справа и слева?

Дети – Справа и слева ставенки. Открыты ставни – значит, хозяева уже встали, закрыты _ значит еще спят или куда-нибудь ушли.

ХОЗЯЙКА – Что украшают окна?

Дети – Окна украшают наличники.

ХОЗЯЙКА – Молодец! А почему их так называют?

Дети – Они находятся на «лице» дома.

ХОЗЯЙКА – Детки, как вы думаете, почему крышу строили со скатом, т.е. не прямо, а под углом.

Дети – Чтобы вода стекала, когда идет дождь, и снег скатывается.

ХОЗЯЙКА – хорошо! А что напоминают скаты крыши?

Дети – Скаты крыши напоминают крылья.

ХОЗЯЙКА – как называется верхняя часть крыши?

Дети – Конек.

ХОЗЯЙКА – Почему?

Дети – На самом верху крыши красовалась голова  деревянного коня, люди говорил: «Конь на крыше – в избе тише».

ХОЗЯЙКА – А еще кто мог восседать на верху избы?

Дети – Петух.

ХОЗЯЙКА – Птица, встающая с солнцем. И он, петушок, как – будто говорил людям мимо проходящим, что хозяин не ленив, встает рано, везде успевает. А что было самым главным украшением избы?

Дети – Солнышко.

ХОЗЯЙКА – Да, круг, солнышко, от него зависело благополучие в семье. Как говорили в народе о солнце?

Дети – Не земля хлеб родит, а солнце.

ХОЗЯЙКА – Как называются две доски под скатами крыши?

Дети – Причелины.

       ( могут повторить хором)

ХОЗЯЙКА – А вертикальная доска под коньком?

Дети – Полотенце.

ХОЗЯЙКА – Избу  люди украшали резьбой.

       ( Обращаю внимание детей на фотографии «Резные узоры».  Посмотрите, как красиво вырезаны узоры мастерами – резчиками по дереву. Скажите, пожалуйста, какие элементы избы украшали резьбой?).

Дети – Причелины, полотенце, наличники.

ХОЗЯЙКА – Какие геометрические формы вырезали?

Дети – Треугольники, квадраты, ромбы, круги.

ХОЗЯЙКА – Строили избу рабочие – плотники. Они сначала складывали стены из брёвен, топом                 накрывали их крышей, а затем прорубали окна и двери.

         В своей работе они применяли инструменты. А какие вы сами назовёте. Вот вам               задания. ( дети берут конверты, а в каждом из них  разрезная картинка).

         Игра «Собери картинку»

        (топор, пила, долото, скобель, стамеска) (в игре принимает участие Домовёнок Кузя).

ХОЗЯЙКА – Для чего была нужна пила?

Дети – Люди распиливали больше бревна.

ХОЗЯЙКА – А как называется этот инструмент? И для чего он был нужен?

Дети – Это долото. Им выдалбливали в дереве отверстия, углубления.

ХОЗЯЙКА А это что?

Дети – Скобель. Им сдирали кору с дерева.

ХОЗЯЙКА – Расскажите, как называется этот инструмент?

Дети  – Стамеска. С её помощью подравнивали углубления в дереве.

ХОЗЯЙКА – Для чего нужен был топор?

Дети – Им прорубали окна и двери, срубали деревья и ветки со стволов.

ХОЗЯЙКА – Да, без топора никак нельзя было обойтись, Русский народ уважил топор и сложил про   него загадки. Какие?

Дети – 1. Кланяется, кланяется

       Придёт домой растянется

       2.В лес идёт – домой глядит

        Домой идёт – в лес глядит.

ХОЗЯЙКА  – А в каких  сказках  упоминается топор?

Дети – «Каша из топора», «Золотой топор».

ХОЗЯЙКА – А как вы думаете, молоток нужен был для работы?

Дети – Да, им стучали по долоту и стамеске, а гвозди не забивали, т.к. избу строили без единого гвоздя.

ХОЗЯЙКА – Тяжело было людям, пока они могли заставить инструменты слушаться.

       Поэтому они любили повторять во время работы «Терпенье и труд - все перетрут».

       А какие ещё пословицы о труде вы знаете?

Дети – Делу время – потехе час.

        Кончил дело – гуляй смело.

        Без труда не – выловишь и рыбку из пруда.

        хочешь,  есть калачи – не лежи на печи.

       Любишь кататься – люби и саночки возить.

       Маленькое дело – лучше большего безделья.

ХОЗЯЙКА – А сейчас мы отдохнем немножко ( дети встают в круг).

Динамическая пауза.

Инсценирование отрывка из сказки « Теремок»

с использованием народной игры « Заинька».

(Дети идут по кругу)

Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю зайка бежит

У дверей остановился и стучит.

Заяц – Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка – Я – мышка норушка!

Лягушка – Я – лягушка квакушка!

А ты кто?

Заяц – Я заяц длинные ушки, коротенький хвостик.

Все дети. Заинька, заинька, где твой дом?

Заяц – Мой дом под кустом, под березовым листом.

Дети – Заинька, заинька, приходи к нам на лужок

             На головку вить венок!

Заинька входит в круг. Дети идут по кругу выставляют ножку. И идут в круг, зайчик присел.

Поднимают зайчика.

Идут обратно, хлопают в ладоши.

Заинька, заинька

Коротенькие сапожки

Мы тебя поили, мы тебя кормили

На ноги поставили

Танцуй, танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь.

( Зайчик выбирает Домовенка Кузю или ребенка и танцует с ним, танцуют все дети под грамзапись « коробейники» или «светит месяц»).

ХОЗЯЙКА – Дети, а вы хотите быть мастерами и украсить избу резными узорами?

Дети – Да!

ХОЗЯЙКА – Тогда проходите в мастерскую, поудобнее рассаживайтесь и приступайте к работе.

(Коллективная аппликация «Укрась избу»).

ХОЗЯЙКА  (работы выставляют на заранее нарисованный зимний пейзаж).

Дети! Сначала, когда вы приступили к работе все избы были одинаковые. Но вот вы украсили и резными узорами.

И теперь, как - будто добрые лица, смотрят на нас, все они такие красивые, разные. А в какую избу, хотелось бы вам пойти в гости? Почему? А где вы остались бы жить? Почему? Кузя, а какая тебе изба больше нравится? Если столько изб собрались бы вместе, как это можно назвать одним словом?

Дети – Деревня.

ХОЗЯЙКА – Молодцы! Настоящая русская деревня выросла прямо на глазах. Ну, теперь тебе Кузя понятно почему Русь называли деревянной?

ДОМОВЁНОК КУЗЯ – Да! Спасибо вам большое!

ХОЗЯЙКА – А сейчас я всех приглашаю к себе в избу и угощу крепким чаем и вкусным пирогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

         занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....