« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
материал (средняя группа) по теме
« В тереме расписном я живу.
К себе в избу всех гостей приглашу»
Программное содержание
1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.
2. Углубить представление детей о русской избе как памятнике русской деревянной
Архитектуры.
3. Закрепить знания детей о дереве как традиционном материале русских построек.
4. Познакомить детей с элементами украшения избы: причелины, полотенце, наличники.
5. Дать понятие детям о старинных орудиях труда: долото, скобель, стамеска.
6. Вызвать у детей желание дополнить заготовку избы элементами украшения, вырезанными из полосок бумаги.
7. Развивать координацию рук.
8. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством(пословицы, загадки, сказки).
9. Воспитывать чувство уважения к мастерству, к результатам труда других людей, любовь и интерес к старине.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций « Памятники древнерусского зодчества»;
Экскурсия к деревянным постройкам;
Знакомство с резьбой по дереву;
Чтение русских народных сказок: « Каша из топора», «Золотой топор»;
Лепка изб из глины с применением знаний о традиционном способе постройки.
Материал:
Заготовки изб: прямоугольники, квадраты из бумаги под «дерево» разных размеров;
Кисти, клейстер, салфетки, ножницы;
Заготовки: «солнышко», «петушок», « голова коня»;
Русская музыка в грамзаписи;
Иллюстрации «Памятники древнерусского зодчества»;
Картинки: топор, пила, скобень, долото, стамеска;
Рисунок русской избы;
Шапочки на голову: лягушка, мышка, заяц;
Русские народные костюмы;
Рисунок – подмалевок для анализа детских работ;
Мольберты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
murashkina.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия:
« В тереме расписном я живу.
К себе в избу всех гостей приглашу»
Программное содержание
1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.
2. Углубить представление детей о русской избе как памятнике русской деревянной
Архитектуры.
3. Закрепить знания детей о дереве как традиционном материале русских построек.
4. Познакомить детей с элементами украшения избы: причелины, полотенце, наличники.
5. Дать понятие детям о старинных орудиях труда: долото, скобель, стамеска.
6. Вызвать у детей желание дополнить заготовку избы элементами украшения, вырезанными из полосок бумаги.
7. Развивать координацию рук.
8. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством(пословицы, загадки, сказки).
9. Воспитывать чувство уважения к мастерству, к результатам труда других людей, любовь и интерес к старине.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций « Памятники древнерусского зодчества»;
Экскурсия к деревянным постройкам;
Знакомство с резьбой по дереву;
Чтение русских народных сказок: « Каша из топора», «Золотой топор»;
Лепка изб из глины с применением знаний о традиционном способе постройки.
Материал:
Заготовки изб: прямоугольники, квадраты из бумаги под «дерево» разных размеров;
Кисти, клейстер, салфетки, ножницы;
Заготовки: «солнышко», «петушок», « голова коня»;
Русская музыка в грамзаписи;
Иллюстрации «Памятники древнерусского зодчества»;
Картинки: топор, пила, скобень, долото, стамеска;
Рисунок русской избы;
Шапочки на голову: лягушка, мышка, заяц;
Русские народные костюмы;
Рисунок – подмалевок для анализа детских работ;
Мольберты.
(У входа в «избу» встречает хозяюшка)
ХОЗЯЙКА – Здравствуйте гости дорогие!
Дети – Здравствуй ХОЗЯЙКА!
ХОЗЯЙКА – Проходите пожалуйста! ( дети встают полукругом у мольберта, на котором рисунок «изба»)
ХОЗЯЙКА – Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют
(звучит русская народная песня)
ХОЗЯЙКА – Дети, а вы знаете почему Русь называют деревянной?
Дети – Да!
(раздается голос Домовенка Кузи, он в избе).
ДОМОВЁНОК КУЗЯ – А я не знаю.
ХОЗЯЙКА – Это кто там не знает?
(ДОМОВЁНОК КУЗЯ выходит из избы)
ДОМОВЁНОК КУЗЯ – Здравствуйте!
Дети – Здравствуй Кузя!
ХОЗЯЙКА – Кузя, ты не огорчайся, что не знаешь, дети тебе сейчас расскажут.
ДОМОВЁНОК КУЗЯ – хорошо, я внимательно буду слушать.
ХОЗЯЙКА – Давным – давно люди строили себе жилища из дерева. Как вы думаете почему?
Дети – Люди жили среди полей в окружении лесов.
ХОЗЯЙКА – Правильно, лес давал человеку жилище, кормил его, обувал, одевал. Для строительства выбирали лес крепкий ровный, строили жилище, в основном, из сосен и елей. Как называется дом построенный из бревен?
Дети – Изба (дом сделанный из бревен)
ХОЗЯЙКА – Умница, русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе и всю жил в ней .
Как называется та часть избы, которая выходит на улицу?
Дети – «Лицо» избы.
ХОЗЯЙКА – Изба смотрит на мир окнами – глазами. Через окна проходит солнечный свет. А как ласково называют окна?
Дети – Окна называют оконцами.
ХОЗЯЙКА – Что у окошек справа и слева?
Дети – Справа и слева ставенки. Открыты ставни – значит, хозяева уже встали, закрыты _ значит еще спят или куда-нибудь ушли.
ХОЗЯЙКА – Что украшают окна?
Дети – Окна украшают наличники.
ХОЗЯЙКА – Молодец! А почему их так называют?
Дети – Они находятся на «лице» дома.
ХОЗЯЙКА – Детки, как вы думаете, почему крышу строили со скатом, т.е. не прямо, а под углом.
Дети – Чтобы вода стекала, когда идет дождь, и снег скатывается.
ХОЗЯЙКА – хорошо! А что напоминают скаты крыши?
Дети – Скаты крыши напоминают крылья.
ХОЗЯЙКА – как называется верхняя часть крыши?
Дети – Конек.
ХОЗЯЙКА – Почему?
Дети – На самом верху крыши красовалась голова деревянного коня, люди говорил: «Конь на крыше – в избе тише».
ХОЗЯЙКА – А еще кто мог восседать на верху избы?
Дети – Петух.
ХОЗЯЙКА – Птица, встающая с солнцем. И он, петушок, как – будто говорил людям мимо проходящим, что хозяин не ленив, встает рано, везде успевает. А что было самым главным украшением избы?
Дети – Солнышко.
ХОЗЯЙКА – Да, круг, солнышко, от него зависело благополучие в семье. Как говорили в народе о солнце?
Дети – Не земля хлеб родит, а солнце.
ХОЗЯЙКА – Как называются две доски под скатами крыши?
Дети – Причелины.
( могут повторить хором)
ХОЗЯЙКА – А вертикальная доска под коньком?
Дети – Полотенце.
ХОЗЯЙКА – Избу люди украшали резьбой.
( Обращаю внимание детей на фотографии «Резные узоры». Посмотрите, как красиво вырезаны узоры мастерами – резчиками по дереву. Скажите, пожалуйста, какие элементы избы украшали резьбой?).
Дети – Причелины, полотенце, наличники.
ХОЗЯЙКА – Какие геометрические формы вырезали?
Дети – Треугольники, квадраты, ромбы, круги.
ХОЗЯЙКА – Строили избу рабочие – плотники. Они сначала складывали стены из брёвен, топом накрывали их крышей, а затем прорубали окна и двери.
В своей работе они применяли инструменты. А какие вы сами назовёте. Вот вам задания. ( дети берут конверты, а в каждом из них разрезная картинка).
Игра «Собери картинку»
(топор, пила, долото, скобель, стамеска) (в игре принимает участие Домовёнок Кузя).
ХОЗЯЙКА – Для чего была нужна пила?
Дети – Люди распиливали больше бревна.
ХОЗЯЙКА – А как называется этот инструмент? И для чего он был нужен?
Дети – Это долото. Им выдалбливали в дереве отверстия, углубления.
ХОЗЯЙКА – А это что?
Дети – Скобель. Им сдирали кору с дерева.
ХОЗЯЙКА – Расскажите, как называется этот инструмент?
Дети – Стамеска. С её помощью подравнивали углубления в дереве.
ХОЗЯЙКА – Для чего нужен был топор?
Дети – Им прорубали окна и двери, срубали деревья и ветки со стволов.
ХОЗЯЙКА – Да, без топора никак нельзя было обойтись, Русский народ уважил топор и сложил про него загадки. Какие?
Дети – 1. Кланяется, кланяется
Придёт домой растянется
2.В лес идёт – домой глядит
Домой идёт – в лес глядит.
ХОЗЯЙКА – А в каких сказках упоминается топор?
Дети – «Каша из топора», «Золотой топор».
ХОЗЯЙКА – А как вы думаете, молоток нужен был для работы?
Дети – Да, им стучали по долоту и стамеске, а гвозди не забивали, т.к. избу строили без единого гвоздя.
ХОЗЯЙКА – Тяжело было людям, пока они могли заставить инструменты слушаться.
Поэтому они любили повторять во время работы «Терпенье и труд - все перетрут».
А какие ещё пословицы о труде вы знаете?
Дети – Делу время – потехе час.
Без труда не – выловишь и рыбку из пруда.
хочешь, есть калачи – не лежи на печи.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Маленькое дело – лучше большего безделья.
ХОЗЯЙКА – А сейчас мы отдохнем немножко ( дети встают в круг).
Динамическая пауза.
Инсценирование отрывка из сказки « Теремок»
с использованием народной игры « Заинька».
(Дети идут по кругу)
Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю зайка бежит
У дверей остановился и стучит.
Заяц – Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка – Я – мышка норушка!
Лягушка – Я – лягушка квакушка!
А ты кто?
Заяц – Я заяц длинные ушки, коротенький хвостик.
Все дети. Заинька, заинька, где твой дом?
Заяц – Мой дом под кустом, под березовым листом.
Дети – Заинька, заинька, приходи к нам на лужок
На головку вить венок!
Заинька входит в круг. Дети идут по кругу выставляют ножку. И идут в круг, зайчик присел.
Поднимают зайчика.
Идут обратно, хлопают в ладоши.
Заинька, заинька
Коротенькие сапожки
Мы тебя поили, мы тебя кормили
На ноги поставили
Танцуй, танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь.
( Зайчик выбирает Домовенка Кузю или ребенка и танцует с ним, танцуют все дети под грамзапись « коробейники» или «светит месяц»).
ХОЗЯЙКА – Дети, а вы хотите быть мастерами и украсить избу резными узорами?
Дети – Да!
ХОЗЯЙКА – Тогда проходите в мастерскую, поудобнее рассаживайтесь и приступайте к работе.
(Коллективная аппликация «Укрась избу»).
ХОЗЯЙКА (работы выставляют на заранее нарисованный зимний пейзаж).
Дети! Сначала, когда вы приступили к работе все избы были одинаковые. Но вот вы украсили и резными узорами.
И теперь, как - будто добрые лица, смотрят на нас, все они такие красивые, разные. А в какую избу, хотелось бы вам пойти в гости? Почему? А где вы остались бы жить? Почему? Кузя, а какая тебе изба больше нравится? Если столько изб собрались бы вместе, как это можно назвать одним словом?
Дети – Деревня.
ХОЗЯЙКА – Молодцы! Настоящая русская деревня выросла прямо на глазах. Ну, теперь тебе Кузя понятно почему Русь называли деревянной?
ДОМОВЁНОК КУЗЯ – Да! Спасибо вам большое!
ХОЗЯЙКА – А сейчас я всех приглашаю к себе в избу и угощу крепким чаем и вкусным пирогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."
Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....
Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...
В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.
занятие-развлечение для детей подготовительной группы....
"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...
В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве....
Родительское собрание - Игровая викторина "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу"
Родительское собрание "Викторина"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....