Проект: Тема: «Как мы с природой подружились» средняя группа
проект (средняя группа)
Проект:
Тема: «Как мы с природой подружились»
средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_my_s_prirodoy_podruzhilis.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 34 с.п. Селекционной станции
Проект:
Тема: «Как мы с природой подружились»
средняя группа
Воспитатель: Глыбина В.С.
с.п. Селекционной станции
2022 г.
"Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
Д. Радович
Актуальность проекта
Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек был и всегда остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума». Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Влияние окружающего мира на ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинство окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Поэтому совместная работа воспитателей и родителей по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы детского сада. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить эту задачу. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков у дошкольника. Практическое применение стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении.
Цель проекта: Развивать экологическую культуру детей и родителей; формировать чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
- Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
- Воспитывать культуру поведения в природе, уточнить экологические запреты.
- Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
- Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Продолжительность: долгосрочный
Вид проекта: информационно - творческий
Время выполнения: 1 год (01.09.2021 по 30.05.2022 г.)
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Методы, используемые для реализации работы проекта:
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений.
Ожидаемые результаты:
Знать:
-Правила поведения в природе.
-Растения и их характерные признаки.
-Основные признаки диких и домашних животных.
-Виды птиц своей местности.
-Несколько видов явлений неживой природы.
Иметь представление:
-О перелётных птицах.
-О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
-Об охране природы.
-О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
-О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Уметь:
-Выполнять правила поведения на природе.
-Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
-Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)
-Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
-Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Сроки проведения | Мероприятие | Цель | Выход документа | |
Сентябрь | Составление перспективного плана. | |||
Сентябрь | Изучение и подбор методической литературы. | |||
Сентябрь-май | Информационная работа с родителями (знакомство с проектом, определение роли родителей в групповых мероприятиях). | Консультации, папки-передвижки. | ||
Сентябрь- май | Разработка и оформление лэпбуков по теме: «Зимующие птицы», «Времена год». | Изготовление Лэпбуков | ||
Основной этап | ||||
Сентябрь | Беседа: «Об осени» | Закреплять и расширять знания детей об осени, ее признаках; систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах. | Конспект беседы | |
Чтение художественной литературы: «Птичья столовая» С.Михалков; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Скачет шустрая синичка» А.Барто; «Снегирь», «Воробей», «Ворона» В.Зотов.русская народная сказка «Лиса и журавль», «Журавль и цапля»,С.Я. Маршак «Где обедал воробей», М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушин «Воробей» | Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства | Оформление книжного уголка. | ||
Прослушивание голосов птиц П.И. Чайковского «Времена года» | Учить детей внимательно слушать музыкальное произведение, понимать его содержание, настроение. | |||
Октябрь | Беседы: «Зачем нужна Красная книга?», «Растения Красной книги», «Обитатели Красной книги». | Формирование у детей основ экологической культуры. Закрепление и систематизация знаний об «обитателях Красной книги». Ее значении . Воспитание нравственного и гуманного отношения к природе: растениям, животным, птицам. Воспитание любви и бережного отношения. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы | Картотека бесед | |
Народная хороводная игра «Мы по лесу идем», «Зайка»Этюды «Ежик», «Белочки», «Дружные Звери», «Заколдованный лес». | Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку. | Картотека игр | ||
Продуктивная деятельность: Коллективная работа «Красная книга» | Закреплять знания детей о Красной книги. Закреплять навыки и приемы аппликации. Воспитывать любовь к природе | Конспект занятие по ФЦКМ «Обитатели Красной книги» | ||
Ноябрь | Наблюдение на прогулке за цветущими растениями поздней осенью | Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. | Аппликация «Осенний пейзаж» из засушенных листьев. | |
Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка». | ||
Коллективная работа «Зимующие птицы» | Систематизировать знания детей о зимующих птицах, формирование творческих способностей, эстетического вкуса, взаимодействия в коллективе. | |||
Декабрь | Беседы: «Как звери готовятся к зиме», «Почему звери не мерзнут». | Систематизировать знания детей о диких животных, о способах их зимовки. | Картотека бесед | |
Лепка «Грибочки и орешки для белочки», | Закрепить умения детей лепить. | Конспект занятия | ||
Январь | Беседа «Если на улице сильный мороз». | Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать. | Конспект беседы | |
Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус | Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес. | Худ. Литература «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус. | ||
Работа с лэпбуком: «Времена года» | Продолжать закреплять знания детей о временах года, их особенностях и отличиях. | Лэпбук «Времена года». | ||
Изготовление корма для птиц | Учить заботиться о птицах | Заготовки корма | ||
Февраль | Художественная литература: "Времена года" Маршак С.Я., Я. Ким "Первый снег", Е. Трутнева "Первый снег", "Елка", Э. Успенский "Проказы старухи зимы",Рубцов "Покормите птиц зимой", А. Клыков "Белка", "Как лиса зимует", | Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Оформление книжного уголка | |
Просмотр презентаций: «Зима», «Зимние забавы». | Закреплять знания детей о зиме. | Интернет источники. Картотека презентаций | ||
Экспериментальная деятельность: "Тающий лед", "Разноцветные льдинки", "Снег и его свойства" | Знакомить детей со свойства снега и льда. | Картотека опытов группы. | ||
Март | Беседа «Признаки весны». Сравнение признаков зимы и весны | Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. | Конспект беседы | |
«Скворечники для птиц» | Продолжать закреплять знания детей о перелетных птицах. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. | Конспект занятия | ||
Посев рассады | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке. Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах. Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой. | «Огород на окне» «Творческое оформление огорода на окне», | ||
Апрель | Наблюдения за растениями: деревья, кусты, первоцветы. Наблюдения за насекомыми. | Учить видеть красоту вокруг , различать первые цветы, строение, форму, цвет, умение рассказать об увиденном. | Картотека наблюдений | |
Рисование «Бабочка» | На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Конспект занятий | ||
Аппликация: «Подснежники». | Закреплять полученные навыки и методы в аппликации. Продолжать учить детей передавать характерные особенности разных цветов, составлять композицию, правильно размещая на листе бумаги. | Конспект занятий | ||
«Выращивание рассады», «Уход за рассадой» (полив, рыхление, прореживание). | формировать навыки посадки и ухода за растениями. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. | Оформление уголка на окне в группе, необходимый инвентарь, земля, семена растений. | ||
Май | Беседа «Почему цветут деревья?» | Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). | Конспект беседы | |
Прослушивание музыкальной композиции: «Звуки природы», «Весной в лесу». | Учить детей внимательно слушать музыкальное произведение, понимать его содержание, настроение | |||
Работа с лэпбуком: «Времена года», «Растительный мир». | Систематизировать знания детей о весне и цветах. | Лэпбук «Растительный мир» | ||
«Высаживание рассады в клумбы на участке для прогулке». | Учить детей оказывать посильную помощь взрослым. Продолжать учить ухаживать за растениями и наблюдать за ростом и особенностями. | |||
Заключительный этап | ||||
Октябрь- май | Выставки рисунков, поделок для родителей по теме: «Построим скворечник для птиц»,«Весенние цветы», «Осенний пейзаж» из засушенных листьев; Презентации, дидактические игры, лепбуки; Материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.); Оформление фото-стенда для родителей по проведенному проекту. |
Предполагаемый продукт проекта:
- Оформление выставки для родителей по темам: «Скворечник для птиц», «Весенние цветы». «Осенний пейзаж» из засушенных листьев;
- Коллективная работа: оформление «Красной книги» для группы.
- Оформление фото-стенда для родителей по разным видам деятельности педагога с детьми во время проведения проекта.
- Пополнение наглядно - дидактического материала группы.
- Пополнение картотеки презентаций по теме проекта.
- Оформление уголка природы в группе и его пополнение.
- Изготовление кормушки для птиц на прогулочном участке группы.
- Изготовление корма для птиц.
Результат проекта:
Дети:
- Проявляют интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
- Проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
- Проявляют бережное отношение к природе.
- У детей сформировались элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- Дети научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.
- Сформировалось представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы
- Развился интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним
- Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей.
Родители:
- Активное участие в проекте.
- Повышение экологической культуры родителей, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Работа с родителями:
- Беседа с родителями: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», «Ребенок и природа», «Покормите птиц зимой», «Скворечники на нашем участке», «Огород на окне», «У природы не плохой погоды», «Безопасность ребенка на прогулке», «Как привить любовь к животным детям».
- Консультации для родителей: « Огород на окне», «Воспитание любви к природе», «Человек часть природы», «Охрана животных», «Ребенок и природа.
- Памятки: «Берегите природу», «Об этом нужно помнить», «Чем кормить птиц зимой».
- Анкеты: «Экологическое воспитание в семье».
- Акции: «Покормите птиц зимой!»:
Цель: мотивация родителей к постройке кормушек для зимующих птиц во дворах своего дома, кормление птиц вместе с ребенком.
Задачи: прививать гуманное, бережное и заботливое отношение детей к братьям нашим меньшим – зимующим птицам.
Мотивировать детей каждый день кормить птиц в кормушках, которые они смастерила вместе в своем дворе и на прогулочном участке в детском саду. Наблюдать за птицами. Продолжать дома учить различать птиц и их части тела.
Рекомендации по экологическому воспитанию детей дома:
- Продолжать экологическое воспитание детей вне детского сада.
- Наблюдать за живой и неживой природой, беседовать с детьми.
- Наблюдать за птицами, животными, насекомыми во время прогулки с ребенком.
- Наблюдать за рыбками в аквариуме, или по возможности посетить с детьми «Океанариум».
- Наблюдать за сезонными изменениями в природе и их особенностями.
- Учить заботится, любить и не обижать птиц, животных, насекомых, деревья, кустарники, цветы.
- Напоминать детям правила поведения в природе, показывая на своем собственном примере.
- Беседовать с детьми об окружающей атмосфере: объяснить кто приносит вред ей, как она загрязняется, что надо делать и что не надо делать для того, чтоб наши водоемы, воздух, леса, улицы были чистыми и приносили нам только пользу.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМНИТЬ, ЧТО: дети копируют взрослых, родителей и если они сами будут беречь природу, показывая пример своим детям, то из наших детей вырастут настоящие «Защитники природы!».
Вывод:
Если в детском саду будут обеспечены благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.
Список литературы:
1.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
2.Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М, 2005
3.Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011
4.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М.,
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5.Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» М.,2010г.
6.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: М. «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе
Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...
Проект Тема «Школа дорожных наук» для воспитанников средней группы (4-5 лет)
Этот проект направлен на обучение детей правилам безопасности движения в качестве пешехода, чтоб у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения. Актуальностью являетс...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Полна чудес весенняя природа» в средней группе
крспект ознакомление с окружающим миром "Полна чудес весенняя природа"...
Познавательно - творческий проект Тема «Природу любим, с природой дружим» (средняя группа)
Проект предназначен для детей средней группы в возрасте от 4 до 5 лет. Данный проект разработан на основе &laq...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Создание предметно-развивающей среды в средней группе».
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...
проект Тема : «Зимние виды спорта » для детей средней группы
Проект Тема : «Зимние виды спорта » для детей средней группыНе зря говорят, спорт - это жизнь! Заниматься спортом надо в любое время года. Сейчас наступила зима! Зимний спорт приносит толь...
Познавательно – исследовательский проект «Живая и не живая природа весной» (средняя группа)
Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представления о изменениях в природе весной. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и гла...