отчет по самообразованию за 2021-2022 год
материал

Григор Ирина Анатольевна

Целью  самообразования является повышение  профессиональной квалификации и педагогической  компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022_otchet_samoobrazovanie.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –детский сад № 1 «Тополек» второй категории с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей

Отчет по самообразованию воспитателя

Григор Ирины Анатольевны

за 2021-2022 учебный год

с. Самарское

Я, Григор Ирина Анатольевна, работаю в старшей группе «Почемучки». Образование – среднее специальное.

Педагогический стаж –34 года

Стаж работы в МБДОУ –30 лет.

Стаж работы в занимаемой должности –34 года.

Квалификационная категория – высшая.

             Целью моей работы по самообразованию в 2021– 2022 году было:

- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.

                  В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

  • Изучить систему воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения новинок методической литературы.

Изучить технологию имитационного моделирования в ДОУ

Я изучила систему воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

Актуальность.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У многих детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с дошкольного возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала тему работы по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». Я считаю, что сказки вошли в  детский  быт дошкольников  и по своей сущности сказка  вполне отвечает  природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой следующую цель: изучить    систему воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

Для достижения цели определила следующие задачи:

 1.Изучить методическую литературу по данной теме.

2.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

3. Побуждать у детей интерес к сказкам

4.Формировать представление детей о добре и зле,

5.Развивать умение детей думать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению себя и другим.

6.Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Прежде всего я изучила методическую литературу:

- Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника».

- В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

- Т.А. Шарыгина «Вежливые сказки»

- А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»

- Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей».

Я оснастила пространственную предметно-развивающую среду.

В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним разных художников. В театральном уголке подобраны разные виды театра, маски и костюмы для драматизации сказок.  Также я оформила дидактические игры по знакомству с русскими народными сказками.

Составила план работы с детьми:

-Подбор сказок, соответствующих возрасту детей.

-Разработка конспектов НОД с детьми.

-Чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев.

-Проведение д/игр на материале известных сказок.

-Проведение бесед с детьми на темы хороших и плохих поступков.

-Проведение викторины по русским народным сказкам.

-Проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».

         Свою работу я начала с подбора сказок, соответствующих возрасту детей. Я собрала большую библиотеку русских народных сказок с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками.

В своей работе я применяю эффективные и действенные приёмы для понимания и восприятия сказки детьми. Это – выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.   

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.

         Ещё один приём – это беседа по сказке. Я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.

В своей работе с детьми я преследую конкретную цель, а именно воспитание духовно-нравственных качеств. К таким качествам личности отношу доброту, сострадание, желание прийти на помощь, оказание заботы в адрес младших и более слабых, вежливое отношение к родителям, уважение к близким и т.д.

Все эти качества я формирую в ходе бесед по сказкам, задавая такие вопросы как:

Нравится ли вам герой сказки?

Что сделал герой сказки?

Какой поступок он совершил?

Как герой повёл себя по отношению к другим героям?

Как вы поступаете по отношению к родителям? (проводится аналогия поступков),

А вы слушаетесь родителей? и т.п.

В ходе применения деятельностного принципа мной активно использовалась драматизация по сказке. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость. В таких случаях ребёнок-дошкольник исполняет роль сказочного персонажа, хотя я практикую и роль рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство гордости и ответственности. Дети пробуют сами сочинять сказки, показываем самостоятельно кукольные театры и игры драматизации по русским народным сказкам.

К продуктивным методам деятельностного принципа я отношу рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника.  

Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок. Так, при совместном рисовании на тему «Моя любимая сказка», дети показывали свои рисунки, называли и пересказывали сказку.

Для закрепления знаний использовала дидактические игры на материале знакомых сказок: «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие. Такие игры сопровождаю беседой по обсуждению героев сказок, их поведения.

Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью. Например, в сказке «Кот, петух и лиса» - кот изображен героем. Он трудолюбив, рассудительный, не оставляет товарища в беде. Сказка «Репка -учит быть дружными, трудолюбивыми, «Маша и медведь» -предостерегает, сто в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказки «Теремок» и «Зимовье» -учат дружить, что вместе –сила и победа. «У страха глаза велики» высмеивают страх и трусость. А в сказках «Крошечка – «Морозко», «Царевна –лягушка» -трудолюбие вознаграждается. В сказках обязательно учат бороться со злом, а добро всегда побеждает.

Я провела НОД с детьми на темы: «Путешествие по русским народным сказкам», «Изготовь костюм для сказочного героя», «Избушка для лисички», «Колобок в гостях у ребят», «Посуда для медведей».

Также я провела с детьми викторины по сказкам, выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка», «Мой любимый и не любимый герой сказки».

В работе с родителями я использовала:

-проведение консультаций: «Как подружить ребенка с книгой», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего читать детям сказки», «Роль сказки в развитии детей», «Почитай мне сказку мама», «Нравственное воспитание ребенка-основа формирования личности», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка», «Воспитание трудолюбия, послушания, добрых чувств через сказку».

 - выставка совместного творчества родителей и детей детских рисунков по сказкам рисунки, поделки героев сказки).

 -памятки для родителей «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Читаем и играем».

В результате проведённой работы дети научились:

- понимать смысл сказок; давать характеристику поступкам героев сказок:

-отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя:

-дети стали менее застенчивы, не боясь выбирают любую роль:

-произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.

Родители в нравственном воспитании детей используют сказки.

Итак, сказки влияют на воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Через поступки героев сказок формируется представление о нравственных поступках человека, развивается умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку своему поведению и поступкам других людей.

В 2021 - 2022 учебном году я изучила новинки   методической литературы.

- Наталия Нищева «Алгоритмические схемы для рассказывания сказок (3-8 лет). ФГОС» Детство-Пресс, 2021 г. Развитие связной речи ребенка является одной из важнейших задач дошкольного детства. Русские народные сказки всегда использовались для развития речи малышей и обучения их пересказу, учили детей чувствовать глубину и красоту русского языка, позволяли услышать мелодику русской речи. В пособии представлены русские народные сказки, вопросы для беседы по ним, алгоритмические схемы для пересказа сказок, цветные иллюстрации.

- Татьяна Хабарова «Современные подходы к планированию образовательного процесса по программе "Детство". 2-7 лет. ФГОС»  Детство-Пресс, 2021 г. В методическом пособии представлен опыт работы детских садов Республики Коми, которые более 15 лет работают по программе дошкольного образования "Детство". Изложены основные принципы организации образовательного процесса, варианты его планирования в разных возрастных группах, а также даны примеры проектов. Представлены материалы педагогов, в том числе авторские творческие образовательные ситуации, которые успешно используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Пособие раскрывает содержание деятельности педагогов по всем направлениям развития ребенка дошкольного возраста (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому).

- Валентина Матова «Краеведение в детском саду. ФГОС» Детство-Пресс, 2021 г. В книге представлен опыт работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста, учитывающий возрастающую роль народной культуры и познавательный интерес к малой родине в воспитании и образовании детей. Вниманию читателей предложены описание работы по пяти блокам ("Ребенок и окружающие его люди", "Ребенок и Родина", "Ребенок и русская народная культура", "Ребенок и родная природа", "Ребенок и художественное творчество"), комплексно-тематическое и перспективное планирование, диагностика освоенности детьми краеведческих представлений, конспекты занятий, а также сказки и рассказы, написанные автором книги.

- Сайкина, Кузьмина «Степ-аэробика "Топ-топ" для дошкольников. Учебно-методическое пособие. 4-7 лет. ФГОС» Детство-Пресс, 2021 г. Издание представляет собой обобщение передового опыта, накопленного в теории и практике оздоровительной физической культуры и детского фитнеса.
В книге представлено развернутое изложение авторской концепции программ по степ-аэробике "Топ-топ" для детей 4-5 и 6-7 лет, обоснована роль фитнеса в модернизации физкультурного образования дошкольников с целью оздоровления, повышения уровня физической подготовленности и привлечения к систематическим занятиям физической культурой, предполагающей эффективное использование инновационных оздоровительных технологий, фитнес-технологий и музыкального сопровождения в физкультурном образовании детей. В издании представлены образные комплексы упражнений степ-аэробики, которые можно выполнять на гимнастических скамейках и массажных ковриках, что дает возможность решать разноплановые задачи.

- Ирина Пазухина «Давай поиграем! Давай познакомимся! Система тренингов по развитию эмоциональной сферы дошкольников» Детство-Пресс, 2021 г. В первой части книги представлены конспекты занятий и задания для родителей, позволяющие эмоционально развивать ребенка 3-4 лет, корректировать его поведение и ввести в социальный мир отношений со сверстниками и взрослыми. Занятия содержат игровые упражнения и тренинги для обучения и закрепления приобретенных навыков. Во второй части пособия представлена система занятий, направленная на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Основная ее цель - помочь осознать ребенку свои эмоциональные проявления и взаимоотношения с другими людьми и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Мною также была изучена технология имитационного моделирования. Имитационное моделирование – метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности.  Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация – это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).

Цель имитационного моделирования: модель позволяет ребёнку выделить свойство предмета.

  • модель — это наглядно-практическое средство познания
  • В моделировании реальный предмет может быть заменён, и ребёнок овладевает замещением объектов в игре, непосредственно образовательной деятельности.
  • Мышление отражается в речевой деятельности, речь организует процессы запоминания.

Я использовала следующие виды имитационного моделирования.

  • Предметное, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
  • Предметно – схематическое, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе; различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).
  • Графическое, (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты).

Приёмы имитационного моделирования.

  • Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.
  • Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:
  • 1) геометрические фигуры или полоски;
  • 2) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • 3) планы и условные обозначения, используемые в них;
  • 4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.
  • Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.
  • Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели.
  • На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Использование имитационного моделирования

в речевом развитии.

Ярким примером моделирования в речевом развитии являются;

-Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация. Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи: заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок; пересказывание текстов; составление описательных рассказов.

- Творческая сказка по силуэтным изображениям.

Использование имитационного моделирования

в познавательном развитии.
Имитационное моделирование в математическом развитии детей.

Широко используются модели при формировании временных представлений: модель частей суток, недели, года. Например, модель частей суток может состоять из сюжетных картинок, отражающих деятельность человека в разные отрезки суток.

Для ориентировки в пространстве используется модель «комната».

Модель состоит из макета комнаты и предметов мебели. Сначала ребёнок обследует макет, запоминает расположение мебели, а далее играет и рассказывает, где находятся разные предметы и вещи.

Модель «Числовые домики» и «Числовая лестница» также использовала  в работе при формировании математических представлений.

Имитационное моделирование в экологическом воспитании детей.

Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы я использовала

карточки-модели, отражающие общие признаки, функции живых организмов: дышит, двигается и т.п. С помощью картинок-моделей дети обозначали выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.); различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.); условия жизни, потребности живых организмов.

Имитационное моделирование

в художественно – эстетическом развитии.

Моделирование в изобразительной деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

Имитационное моделирование

в социально – коммуникативном развитии.

С моделями дети знакомятся уже в первых играх, когда камешки – это «конфеты» для куклы, а песок – «мука» для куличика. 

Игра «На что похоже»

Нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко.  Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

Игра «В гостях»

Накрывается стол для чаепития, но вместо блюдечек дети кладут круги, а на них кусочки торта – треугольники. Здесь соблюдается принцип подобия, когда реальные предметы заменяются подобными геометрическими фигурами.

Итак: актуальность использования имитационного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1. Для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя имитационное моделирование, дети учатся  видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы по самообразованию на 2021–2022 гг. «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

  Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы  мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по...

Отчет по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год

Отчет по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год...

Отчет по самообразованию за 2021-2022 уч.г Развитие речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное нар...

Отчет по теме самообразования за 2021-2022 учебный год.

Отчет по теме самообразования "Конструирование как сроедство развития речи младших дошкольников"...

отчет по самообразованию за 2021-2022 учебный год

отчет по самообразованию за 2021-2022 учебный год...

Отчет по самообразованию за 2021-2022 уч.год

Использование мультимедийных игр...

Отчет по самообразованию за 2021 – 2022 гг., 06-12.2022г.

Отчет по самообразованию воспитателя Федичевой Е.А. за 2021 – 2022 гг., 06-12.2022г....