отчет по самообразованию за 2021-2022 год
материал
Целью самообразования является повышение профессиональной квалификации и педагогической компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022_otchet_samoobrazovanie.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –детский сад № 1 «Тополек» второй категории с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей
Отчет по самообразованию воспитателя
Григор Ирины Анатольевны
за 2021-2022 учебный год
с. Самарское
Я, Григор Ирина Анатольевна, работаю в старшей группе «Почемучки». Образование – среднее специальное.
Педагогический стаж –34 года
Стаж работы в МБДОУ –30 лет.
Стаж работы в занимаемой должности –34 года.
Квалификационная категория – высшая.
Целью моей работы по самообразованию в 2021– 2022 году было:
- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
- Изучить систему воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения новинок методической литературы.
Изучить технологию имитационного моделирования в ДОУ
Я изучила систему воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Актуальность.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У многих детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с дошкольного возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала тему работы по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». Я считаю, что сказки вошли в детский быт дошкольников и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой следующую цель: изучить систему воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Для достижения цели определила следующие задачи:
1.Изучить методическую литературу по данной теме.
2.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Побуждать у детей интерес к сказкам
4.Формировать представление детей о добре и зле,
5.Развивать умение детей думать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению себя и другим.
6.Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Прежде всего я изучила методическую литературу:
- Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника».
- В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
- Т.А. Шарыгина «Вежливые сказки»
- А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»
- Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей».
Я оснастила пространственную предметно-развивающую среду.
В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним разных художников. В театральном уголке подобраны разные виды театра, маски и костюмы для драматизации сказок. Также я оформила дидактические игры по знакомству с русскими народными сказками.
Составила план работы с детьми:
-Подбор сказок, соответствующих возрасту детей.
-Разработка конспектов НОД с детьми.
-Чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев.
-Проведение д/игр на материале известных сказок.
-Проведение бесед с детьми на темы хороших и плохих поступков.
-Проведение викторины по русским народным сказкам.
-Проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».
Свою работу я начала с подбора сказок, соответствующих возрасту детей. Я собрала большую библиотеку русских народных сказок с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками.
В своей работе я применяю эффективные и действенные приёмы для понимания и восприятия сказки детьми. Это – выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.
Ещё один приём – это беседа по сказке. Я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.
В своей работе с детьми я преследую конкретную цель, а именно воспитание духовно-нравственных качеств. К таким качествам личности отношу доброту, сострадание, желание прийти на помощь, оказание заботы в адрес младших и более слабых, вежливое отношение к родителям, уважение к близким и т.д.
Все эти качества я формирую в ходе бесед по сказкам, задавая такие вопросы как:
Нравится ли вам герой сказки?
Что сделал герой сказки?
Какой поступок он совершил?
Как герой повёл себя по отношению к другим героям?
Как вы поступаете по отношению к родителям? (проводится аналогия поступков),
А вы слушаетесь родителей? и т.п.
В ходе применения деятельностного принципа мной активно использовалась драматизация по сказке. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость. В таких случаях ребёнок-дошкольник исполняет роль сказочного персонажа, хотя я практикую и роль рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство гордости и ответственности. Дети пробуют сами сочинять сказки, показываем самостоятельно кукольные театры и игры драматизации по русским народным сказкам.
К продуктивным методам деятельностного принципа я отношу рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника.
Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок. Так, при совместном рисовании на тему «Моя любимая сказка», дети показывали свои рисунки, называли и пересказывали сказку.
Для закрепления знаний использовала дидактические игры на материале знакомых сказок: «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие. Такие игры сопровождаю беседой по обсуждению героев сказок, их поведения.
Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью. Например, в сказке «Кот, петух и лиса» - кот изображен героем. Он трудолюбив, рассудительный, не оставляет товарища в беде. Сказка «Репка -учит быть дружными, трудолюбивыми, «Маша и медведь» -предостерегает, сто в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказки «Теремок» и «Зимовье» -учат дружить, что вместе –сила и победа. «У страха глаза велики» высмеивают страх и трусость. А в сказках «Крошечка – «Морозко», «Царевна –лягушка» -трудолюбие вознаграждается. В сказках обязательно учат бороться со злом, а добро всегда побеждает.
Я провела НОД с детьми на темы: «Путешествие по русским народным сказкам», «Изготовь костюм для сказочного героя», «Избушка для лисички», «Колобок в гостях у ребят», «Посуда для медведей».
Также я провела с детьми викторины по сказкам, выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка», «Мой любимый и не любимый герой сказки».
В работе с родителями я использовала:
-проведение консультаций: «Как подружить ребенка с книгой», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего читать детям сказки», «Роль сказки в развитии детей», «Почитай мне сказку мама», «Нравственное воспитание ребенка-основа формирования личности», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка», «Воспитание трудолюбия, послушания, добрых чувств через сказку».
- выставка совместного творчества родителей и детей детских рисунков по сказкам рисунки, поделки героев сказки).
-памятки для родителей «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Читаем и играем».
В результате проведённой работы дети научились:
- понимать смысл сказок; давать характеристику поступкам героев сказок:
-отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя:
-дети стали менее застенчивы, не боясь выбирают любую роль:
-произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.
Родители в нравственном воспитании детей используют сказки.
Итак, сказки влияют на воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Через поступки героев сказок формируется представление о нравственных поступках человека, развивается умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку своему поведению и поступкам других людей.
В 2021 - 2022 учебном году я изучила новинки методической литературы.
- Наталия Нищева «Алгоритмические схемы для рассказывания сказок (3-8 лет). ФГОС» Детство-Пресс, 2021 г. Развитие связной речи ребенка является одной из важнейших задач дошкольного детства. Русские народные сказки всегда использовались для развития речи малышей и обучения их пересказу, учили детей чувствовать глубину и красоту русского языка, позволяли услышать мелодику русской речи. В пособии представлены русские народные сказки, вопросы для беседы по ним, алгоритмические схемы для пересказа сказок, цветные иллюстрации.
- Татьяна Хабарова «Современные подходы к планированию образовательного процесса по программе "Детство". 2-7 лет. ФГОС» Детство-Пресс, 2021 г. В методическом пособии представлен опыт работы детских садов Республики Коми, которые более 15 лет работают по программе дошкольного образования "Детство". Изложены основные принципы организации образовательного процесса, варианты его планирования в разных возрастных группах, а также даны примеры проектов. Представлены материалы педагогов, в том числе авторские творческие образовательные ситуации, которые успешно используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Пособие раскрывает содержание деятельности педагогов по всем направлениям развития ребенка дошкольного возраста (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому).
- Валентина Матова «Краеведение в детском саду. ФГОС» Детство-Пресс, 2021 г. В книге представлен опыт работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста, учитывающий возрастающую роль народной культуры и познавательный интерес к малой родине в воспитании и образовании детей. Вниманию читателей предложены описание работы по пяти блокам ("Ребенок и окружающие его люди", "Ребенок и Родина", "Ребенок и русская народная культура", "Ребенок и родная природа", "Ребенок и художественное творчество"), комплексно-тематическое и перспективное планирование, диагностика освоенности детьми краеведческих представлений, конспекты занятий, а также сказки и рассказы, написанные автором книги.
- Сайкина, Кузьмина «Степ-аэробика "Топ-топ" для дошкольников. Учебно-методическое пособие. 4-7 лет. ФГОС» Детство-Пресс, 2021 г. Издание представляет собой обобщение передового опыта, накопленного в теории и практике оздоровительной физической культуры и детского фитнеса.
В книге представлено развернутое изложение авторской концепции программ по степ-аэробике "Топ-топ" для детей 4-5 и 6-7 лет, обоснована роль фитнеса в модернизации физкультурного образования дошкольников с целью оздоровления, повышения уровня физической подготовленности и привлечения к систематическим занятиям физической культурой, предполагающей эффективное использование инновационных оздоровительных технологий, фитнес-технологий и музыкального сопровождения в физкультурном образовании детей. В издании представлены образные комплексы упражнений степ-аэробики, которые можно выполнять на гимнастических скамейках и массажных ковриках, что дает возможность решать разноплановые задачи.
- Ирина Пазухина «Давай поиграем! Давай познакомимся! Система тренингов по развитию эмоциональной сферы дошкольников» Детство-Пресс, 2021 г. В первой части книги представлены конспекты занятий и задания для родителей, позволяющие эмоционально развивать ребенка 3-4 лет, корректировать его поведение и ввести в социальный мир отношений со сверстниками и взрослыми. Занятия содержат игровые упражнения и тренинги для обучения и закрепления приобретенных навыков. Во второй части пособия представлена система занятий, направленная на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Основная ее цель - помочь осознать ребенку свои эмоциональные проявления и взаимоотношения с другими людьми и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Мною также была изучена технология имитационного моделирования. Имитационное моделирование – метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация – это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).
Цель имитационного моделирования: модель позволяет ребёнку выделить свойство предмета.
- модель — это наглядно-практическое средство познания
- В моделировании реальный предмет может быть заменён, и ребёнок овладевает замещением объектов в игре, непосредственно образовательной деятельности.
- Мышление отражается в речевой деятельности, речь организует процессы запоминания.
Я использовала следующие виды имитационного моделирования.
- Предметное, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
- Предметно – схематическое, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе; различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).
- Графическое, (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты).
Приёмы имитационного моделирования.
- Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.
- Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:
- 1) геометрические фигуры или полоски;
- 2) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- 3) планы и условные обозначения, используемые в них;
- 4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.
- Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.
- Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели.
- На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Использование имитационного моделирования
в речевом развитии.
Ярким примером моделирования в речевом развитии являются;
-Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация. Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи: заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок; пересказывание текстов; составление описательных рассказов.
- Творческая сказка по силуэтным изображениям.
Использование имитационного моделирования
в познавательном развитии.
Имитационное моделирование в математическом развитии детей.
Широко используются модели при формировании временных представлений: модель частей суток, недели, года. Например, модель частей суток может состоять из сюжетных картинок, отражающих деятельность человека в разные отрезки суток.
Для ориентировки в пространстве используется модель «комната».
Модель состоит из макета комнаты и предметов мебели. Сначала ребёнок обследует макет, запоминает расположение мебели, а далее играет и рассказывает, где находятся разные предметы и вещи.
Модель «Числовые домики» и «Числовая лестница» также использовала в работе при формировании математических представлений.
Имитационное моделирование в экологическом воспитании детей.
Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы я использовала
карточки-модели, отражающие общие признаки, функции живых организмов: дышит, двигается и т.п. С помощью картинок-моделей дети обозначали выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.); различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.); условия жизни, потребности живых организмов.
Имитационное моделирование
в художественно – эстетическом развитии.
Моделирование в изобразительной деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.
Имитационное моделирование
в социально – коммуникативном развитии.
С моделями дети знакомятся уже в первых играх, когда камешки – это «конфеты» для куклы, а песок – «мука» для куличика.
Игра «На что похоже»
Нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.
Игра «В гостях»
Накрывается стол для чаепития, но вместо блюдечек дети кладут круги, а на них кусочки торта – треугольники. Здесь соблюдается принцип подобия, когда реальные предметы заменяются подобными геометрическими фигурами.
Итак: актуальность использования имитационного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
1. Для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;
2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
3. Применяя имитационное моделирование, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет работы по самообразованию на 2021–2022 гг. «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по...
Отчет по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год
Отчет по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год...
Отчет по самообразованию за 2021-2022 уч.г Развитие речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное нар...
Отчет по теме самообразования за 2021-2022 учебный год.
Отчет по теме самообразования "Конструирование как сроедство развития речи младших дошкольников"...
отчет по самообразованию за 2021-2022 учебный год
отчет по самообразованию за 2021-2022 учебный год...
Отчет по самообразованию за 2021-2022 уч.год
Использование мультимедийных игр...
Отчет по самообразованию за 2021 – 2022 гг., 06-12.2022г.
Отчет по самообразованию воспитателя Федичевой Е.А. за 2021 – 2022 гг., 06-12.2022г....