Отчет по самообразованию за 2021-2022 уч.год
учебно-методический материал (старшая группа)

Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Использование мультимедийных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_22g.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ-детский сад №34 «Светлячок» комбинированного вида города Кызыла

Отчет по самообразованию

«Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

       

                                     Воспитатель: Кужугет Р.Д.

Кызыл 2022

Условия возникновения опыта

В современных условиях реализации ФГОС дошкольного образования основной целью работы дошкольного образовательного учреждения является создание условий для оптимального развития ребенка. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент активной, инициативной, творческой личности и создаются важные предпосылки для развития познавательных интересов детей.

Занятия в детском саду имеют свою специфику, которая отличается эмоциональной, яркой подачей материала, с привлечением иллюстрированных, звуковых и визуальных эффектов. В связи с этим возникает вопрос, как увлечь современного ребенка, заинтересовать его, с помощью каких средств и методов сделать обучение доступным, увлекательным? И важно не заставлять ребенка учиться, а заинтересовать, сделать серьезное обучение занимательным, увлекательным, удивительным.

Я считаю, что все это может нам обеспечить использование интерактивных игр в детском саду, а предназначение нас, педагогов, при таком обучении - использовать компьютер в качестве мощного инструмента развития познавательной мотивации, способного стимулировать интерес ребенка к обучению.

Наиболее распространенная и эффективная форма организации работы с компьютером в дошкольном учреждении, которую я использую в своей работе, - проведение образовательной деятельности с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития. Информация предоставляется не статичной не озвученной картинкой, а со звуком и анимацией, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Я решила попробовать внедрить ИКТ в познавательную деятельность детей . Я считаю, что развивать познавательные процессы дошкольника легче через электронные дидактические игры, так как их ведущей деятельностью является игра. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Меня заинтересовала идея возможности использования в образовательном процессе дошкольной организации интерактивных игр как важного и доступного средства интеллектуального развития дошкольников, выступающего одновременно интерактивным методом и приемом обучения.

Так, я определила для себя тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников». В течении этого учебного года, работая над ней периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые мной из сети Интернет. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Увлекательные задания помогают расширять кругозор, увеличивают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, высокую концентрацию внимания, сравнение, переключение, дифференцированный подход к обучению. Любая игровая или познавательная деятельность дошкольников с применением компьютера вызывает эмоциональный подъем, желание добиться успеха, выполнить задание до конца.

Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета: анимационные и игры – презентации, но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Получилась простая игра, но нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Цель моей работы: обеспечение развития познавательной активности воспитанников через поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста, повышение качества образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:

•        познакомиться с передовым педагогическим опытом использования интерактивной дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

•       постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске;

•     внедрить в познавательную деятельность детей дошкольного возраста ИКТ;

•        использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

•        создать медиатеку электронных дидактических игр для дошкольников.

Противоречия, препятствующие достижению цели и пути их решения

В современном мире ребенок фактически не обходится без мультимедийных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Вместе с тем, в настоящее время существует множество противоречий по поводу включения компьютера в жизнь ребенка  (нагрузка на глаза, компьютерная зависимость, нарушение осанки )

У мультимедийных технологий есть и положительные стороны, и отрицательные стороны.

При работе воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений. Непосредственно образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течении дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности. После работы с мультимедийным оборудованием с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут.

Таким образом, ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития ребенка. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.

Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровье дошкольника. Необходимо умелое составление здоровье сберегающих технологий и применение ИКТ.

Технологии опыта

Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.

При создании электронной дидактической игры я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям. Мультимедийные презентации, игры я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.

Для создания электронной дидактической игры я использую программу офисного пакета Microsoft PowerPoint, также начинаю работать в Google диске, в которой так же можно создавать интересные презентации, интерактивные тесты, викторины и кроссворды.

Сделать игру с помощью программы Microsoft Office РоwerPoint при использовании анимации несложно. Для этого не нужно знать элементы программирования, а иметь лишь время и желание.

Мультимедийная  игра будет активизировать любознательность, более активно привлекать внимание ребенка своим оформлением. Компьютерные игры можно использовать с целью развития познавательных процессов у дошкольников, а также для обучения и закрепления пройденного материала. Детям интересно, они лучше запоминают материал.

Подробные мультимедийные презентации и игры позволяют мне сделать ОД более яркой, красочной и запоминающейся. Детям нравится подобная деятельность, они ждут новых игр и работают на них с гораздо большей отдачей. С их помощью дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

При разработке занятия с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:

Принцип доступности.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные дидактические игры я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом

Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь, что различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Принцип творческой активности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Принцип наглядности.

Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.

Работа ведется по двум направлениям:

- Работа с детьми;

- Работа с родителями.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. интеллектуальное развитие;

2. развитие внимания;

3. развитие восприятия и памяти;

4. развитие речи.

  В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронным дидактическим играм, которые эффективно повышают интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Применяю такие игры как: «Отгадай фигуру», «Четвёртый  лишний» и т.д.  

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.

Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. Игры на развитие внимания: «Отражение», «Найди» и т.д.

 Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставляя в открытие дидактическую позицию.

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы
 и явления.
Для развития памяти и восприятия использую следующие игры: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?» и т.д

Развитие речи. С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю словесным, электронно - дидактическим играм. В процессе электронно - дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т.д.

Работа с родителями. Провела консультацию с родителями «Чем играют наши дети?». Провела анкетирование родителей «Мой ребенок и компьютер», а также проконсультировала родителей по теме «Ребенок и компьютер».  

Конечно же, моя работа в этом направлении будет продолжаться. В перспективе я планирую изготовить новые электронные дидактические игры с помощью Google диск, постоянно пополнять свой сайт своими играми и играми, взятыми с сети Интернет, предложить родителям воспитанников использовать мои игры дома для развития детей.

Работа с педагогами: провела консультацию с педагогами на тему «Влияние ИКТ на познавательное и интеллектуальное развитие дошкольников». Также поделюсь новыми мультимедийными играми в будущем.

Я считаю, что создание электронных дидактических игр – самый трудоемкий процесс, где проявляется умение, навык, талант и художественное восприятие воспитателя.

 Вывод: Опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Использование электронных дидактических игр в ДОУ позволяет: активизировать познавательную деятельность воспитанников реализовывать творческий потенциал ребенка формировать духовный мир ребёнка повышать на более высокий уровень интерес детей к получению знаний.

Использованная литература:

  1. Интернет-источники:

https://kladraz.ru/blogs/natalja-viktorovna-burdeinaja/ispolzovanie-interaktivnyh-multimediinyh-igrovyh-posobii-v-razviti-doshkolnikov.html

  1. 1. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы по самообразованию на 2021–2022 гг. «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

  Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы  мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по...

Отчет по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год

Отчет по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год...

Отчет по самообразованию за 2021-2022 уч.г Развитие речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное нар...

Отчет по теме самообразования за 2021-2022 учебный год.

Отчет по теме самообразования "Конструирование как сроедство развития речи младших дошкольников"...

отчет по самообразованию за 2021-2022 учебный год

отчет по самообразованию за 2021-2022 учебный год...

отчет по самообразованию за 2021-2022 год

Целью  самообразования является повышение  профессиональной квалификации и педагогической  компетентности....

Отчет по самообразованию за 2021 – 2022 гг., 06-12.2022г.

Отчет по самообразованию воспитателя Федичевой Е.А. за 2021 – 2022 гг., 06-12.2022г....