Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию "Матрёшка" Воспитатель Архипова Наталия Владимировна
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы по ознакомлению с русской народной игрушкой - матрёшкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию
«Матрёшка»
Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой (средняя группа)
Воспитатель Архипова Наталия Владимировна
Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.
Воспитательные задачи: Учить проявлять доброту, отзывчивость, чувство национальной гордости; закрепить правила изготовления плоскостной игрушки – матрёшки; расширять знания детей о народной культуре.
Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, познавательную и творческую активность детей; интерес детей к народному творчеству.
Обучающие задачи: Обучать детей видам народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семеновская, полхов – майдановская). Закрепить представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева. Воспитывать эстетический вкус.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие ; Художественно-эстетическое развитие ; Социально-коммуникативное развитие ; Речевое развитие.
Предварительная работа: Знакомство с разными видами народно декоративно – прикладного искусства. Игра в посещение музея матрешек. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Дидактические игры с матрешками. Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, просмотр презентации «Как изготовляют матрёшек».
Словарная работа: пополнить словарный запас детей новыми словами: токарь, мастер, художник, заготовка.
Методические приёмы: Художественное слово, сюрпризные моменты, взаимодействие со сказочными персонажами, игры.
Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, гуашь, кисточки. Игровые карточки «Собери матрёшку из двух половинок». Слайды с изображением матрёшек. Листы белой бумаги одного размера и формата для составления коллективного альбома, гуашевые краски, тонкие кисточки, банки с водой, палитры, салфетки бумажные и матерчатые, обложка для коллективного альбома «Деревянная игрушка», шаблоны матрешки
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Дети сидят на стульчиках. Входит бабушка Арина.
бабушка Арина: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?
(В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.)
бабушка Арина: Ребята, а я сегодня к вам пришла не с пустыми руками. (Показывает красивый сундук). Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.) А хотите заглянуть? Но прежде отгадайте загадку.
Загадка.
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые (матрёшки). (слайд № 1)
(Несколько детей вместе с бабушкой Ариной открывают сундук.)
бабушка Арина: Ой, да здесь матрешки, да какие красивые! Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.
Физкультминутка. Веселые матрешки (слайд № 2)
Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево).
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки. (повороты туловища направо, налево) .
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа). Повторить 2–3 раза.
(Дети присели на свои места)
бабушка Арина: В Подмосковье есть город Сергиев Посад. (слад № 3) Вот там и смастерили первую матрешку. Мастер сделал из дерева разбирающуюся куклу – получилась розовощекая девочка, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала черного петуха. Назвали ее Матрешкой. (слайд № 4). В этом же городе есть старинный музей игрушки.
Демонстрируются образцы деревянной игрушки, выполненной в характерной для Сергиева Посада манере («барыня», гусар» из трехгранной чурки).
(слайд №5)
бабушка Арина: Мастера-резчики вырезали фигурки людей из деревянных чурок. (слайд № 6) А брали для этого березу, липу и осину. (слайд № 7) Затем другие мастера – «красили» - покрывали игрушки разноцветными красками. (слайд № 8) Так появились на свет гусары с подзорными трубами и саблями, важные дамы. Игра «Матрёшечка - матрёшка»
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.
Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
бабушка Арина: Ребята, что вы видите на моём столе? (Матрёшек.)
-Скажите, какие они по росту? (Разные.)
-Чем ещё отличаются матрёшки друг от друга?
(Дети рассматривают матрёшек и описывают их внешний вид).
-Дети, что можно сказать про эту матрёшку? (Показ самой большой матрёшки).
Игра «Расставь матрешек по порядку» (слайд № 8)
-Из чего сделал её мастер?
-Какими красками разрисовал платок, сарафан, передник, какими узорами украсил?
-Зачем люди покупают матрёшек? (Ответы детей).
-Молодцы, дети, матрёшки очень рады, как вы о них говорите.
-А кто знает стихи про матрёшек?
Игра «Найди двух одинаковых матрешек» (слайд № 9)
(Чтение стихов).
- Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко-
Наша русская матрёшка.
- Вот красавицы матрёшки
Разноцветные одёжки.
Раз – Матрёна, два – Малаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять
Их не трудно сосчитать.
( танец матрёшек)
бабушка Арина: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей» (слайд № 10). Дети собирают пять матрешек из двух частей. (Макет матрешки делится пополам, хорошо, если они будет примерно в одной цветовой гамме).Молодцы! Все правильно справились с заданием. А сейчас, дорогие ребята, На минутку закройте глаза. Позабудьте заботы, усталость, Ведь начнутся сейчас чудеса!
бабушка Арина: Мы с вами очутились в художественной мастерской. (слайд 11). Ребята, вы хотите стать мастерами-художниками? Давайте распишем фартук матрешки (раздает силуэты).
Физкультминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
(Дети расписывают фартуки матрёшки) .
По окончанию творческой деятельности дети вместе с бабушкой Ариной и создают альбом «Матрешки» и выставляют на выставку для просмотра.
бабушкой Арина: только заботливый, радостный, приветливый человек может сделать игрушку доброй. И бабушка Арина прощается с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».
Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....
Конспект организационной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию для воспитанников
Задачи:Образовательные.1.Формировать у детей представление о значении герба, геральдической символики.2. Систематизировать представления детей о семейных ценностях.3. Формировать навыки позн...
Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе
Цель: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:Образовательные:Продолжать уточнять, расширять знания и пр...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы Дня Победы» (для детей подготовительной группы)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы Дня Победы»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы Дня Победы»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Символы Дня Победы» (для детей подготовительной группы)...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Мой любимый город» в средней группе
Цель: Закрепить знания о родном городе; воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.Задачи:образовательные:- закрепить знания детей о родном городе.- расширять с детьми информ...
Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина Россия"
Закрепить понятия о глобусе и символике России, активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Р...