Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя — дефектолога в группе компенсирующей направленности ДОУ.
материал
Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя — дефектолога в группе компенсирующей направленности ДОУ.
Ю.А. Поздеева , воспитатель, учитель — дефектолог
МБДОУ «Филимоновский детский сад». с. Филимоново
В наше время ребенок воспитывается в мире с постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, учителям-дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии.
Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная, коммуникативная, задача современного учителя-дефектолога.
Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно,
необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.
Основной целью моей работы является своевременная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья при освоении программного минимума содержания образования ДОУ.
Содержание моей деятельности, как учителя-дефектолога, направлено на
решение следующих задач:
- выявление неблагоприятных вариантов развития и классификация трудностей ребёнка;
- определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
- разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель- дефектолог, воспитатель);
- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения с реальными достижениями и уровнем развития ребёнка;
- проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подбор разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения;
- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка;
- адаптация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
В своей профессиональной деятельности я использую следующие виды образовательных технологий:
- технология дифференцированного подхода;
- информационно коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии.
Технология дифференцированного подхода.
У многих детей с ОВЗ неустойчивое внимание, недостаточно развита память, испытывают трудности в выполнении традиционных заданий- в этом случае требуется особая форма предъявления материала, т. е. дифференцированный подход к обучению. Реализация данного подхода в воспитательно-образовательном процессе позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о к них, о их интересах, способностях.
При работе с детьми мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития.
Информационно-коммуникативные технологии.
Я стараюсь активно использовать современные информационно-компьютерные
технологии в профессиональной деятельности.
Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий.
Моя цель использования информационных технологий в работе с дошкольниками:
-повысить наглядность материала;
-разнообразить содержание материала;
-разнообразить формы подачи материала.
Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей с ОВЗ в получении информации. Но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Свою коррекционную непосредственно образовательную деятельность я стараюсь сделать здоровьесберегающей.
В своей практике в здоровьесберегающее обучение включаю: проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, кинезиологических упражнений для межполушарного взаимодействия, пальчиковой гимнастики, а так же с применением массажных мячиков, упражнения для ориентировки в пространстве, психогимнастические превращения. Проведение дыхательной и артикуляционной гимнастики.
Я считаю, что применяя в своей коррекционной работе с дошкольниками ОВЗ здоровьесберегающие педагогические технологии, повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, формируется у детей стойкая мотивация на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохраняется и укрепляется здоровье воспитанников.
Игровые технологии.
Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ:
- соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- учет структуры дефекта;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- соответствие коррекционной цели занятия;
- учет принципа смены видов деятельности;
- использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально- ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо- физического развития.
Дидактические игры
Кубики Никитина «Сложи узор»
Цель: Формировать умение составлять рисунок по схеме или образцу, анализировать, синтезировать, комбинировать. Развить внимание, пространственное воображение, графические способности.
Логические блоки Дьеныша
Цель: Познакомить детей с формой, цветом, размером, развить пространственное воображение, научиться выполнять логические операции, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать предметы.
Прозрачный квадрат Воскобовича
Цель: Формировать представления о сенсорных эталонах, развитие пространственное воображение и тонкой моторики, счетных операций, основой для моделирования.
Квадрат Никитина
Цель: Формировать понятие части и целого, способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.
Карты «Проппа»
Различные социализирующие игры.
Развивающие игры
Игры с крупами, с водой, с камнями, с песком и т.п.
Цель: Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения; развивает аккуратность, усидчивость; способствуют развитию речи; стимулируют способность к творчеству, учить ориентироваться на плоскости.
И многие другие игры.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
Такое построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в моей педагогической практике не только намного облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с воспитанниками с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozdeeva.ppt | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: своевременная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья при освоении программного минимума содержания образования ДОУ. Задачи: - выявление неблагоприятных вариантов развития и классификация трудностей ребёнка; - определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка; - разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель- дефектолог, воспитатель); - динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения с реальными достижениями и уровнем развития ребёнка; - проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подбор разнообразных форм, приемов методов и средств обучения; - консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка. - адаптация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития .
Используемые технологии: - технология дифференцированного подхода; - информационно коммуникативные технологии; - здоровьесберегающие технологии; - и гровые технологии .
Дифференцированный подход Личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Создание программ разного уровня, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Информационно-коммуникативные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ПОДГОТОВКА К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ»
Презентация родительского собрания в логопедической группе компенсирующей направленности по устранению тяжелых нарушений речи...
График работы учителя дефектолога в группе компенсирующей направленности (от 6 до 7 лет)
График работы учителя дефектологав группе компенсирующей направленности (от 6 до 7 лет)...
Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...
Перспективный план работы учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Перспективный план работы учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Мастер - класс на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ".
Провела мастер-класс на РМО на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ". На данном мастер-классе познакомила коллег с авторским тактил...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речиНа 2022-2023 учебный год составила учителя-логопедаЕрёмин...
Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проя...