Консультация для педагогов «Формы и методы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников»
консультация

Павлючик Марина Владимировна
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Педагогам важно убедить родителей в необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Ведь родители, педагоги и дети – это полноправные участники образовательного процесса. Важно, чтобы родители слышали воспитателей. Воспитатели же, в свою очередь, должны уметь доносить информацию до них различными способами.
Основные условия, необходимые для реализации доверительного взаимодействия между дошкольным учреждением и семьей - это: изучение семей воспитанников - учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, открытость детского сада семье, ориентация педагога на работу с детьми и родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для участников СМВ педагогов дошкольного  образования Нефтеюганского района

по направлению «Технология художественно-эстетического воспитания» (ИЗО)

Павлючик М.В.

Педагог дополнительного образования НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок»

Современные формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Педагогам важно убедить родителей в необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Ведь родители, педагоги и дети – это полноправные участники образовательного процесса. Важно, чтобы родители слышали воспитателей. Воспитатели же, в свою очередь, должны уметь доносить информацию до них различными способами.

Основные условия, необходимые для реализации доверительного взаимодействия между дошкольным учреждением и семьей - это: изучение семей воспитанников - учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, открытость детского сада семье, ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Задачи взаимодействия педагогов ДОУ с родителями:

  1. Формирование партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  2. Объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей.
  3. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  4. Педагогические просвещение и повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических умений.

Включение членов семей воспитанников в деятельность детского сада должно реализовываться посредством использования разнообразных подходов и форм их взаимодействия. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы осуществления педагогического просвещения родителей.

Таблица 1

Примерная классификация форм организации общения педагогов и родителей

Наименование

Цель

Формы проведения общения

Традиционные

Нетрадиционные

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

  • Посещение семьи
  • Анкетирование
  • Объявления

  • Социологические срезы
  • Опросы
  • «Почтовый ящик»
  • «Шкатулка предложений»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

  • Утренники
  • Совместные досуги
  • Праздники
  • Участие родителей и детей в выставках
  • Квест-игры

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Формирование у родителей практических навыков обучения, развития и воспитания детей

  • Педагогические беседы с родителями;
  • Тематические консультации;
  • Семинары-практикумы;
  • Родительские собрания;
  • Родительские конференции
  • «Круглый стол»
  • Семейные клубы
  • Кинолекторий
  • Тренинги
  • Мастер-классы
  • Творческие мастерские
  • Педагогический брифинг
  • Педагогическая гостиная
  • Вечера вопросов и ответов
  • Консультации в нетрадиционной форме
  • Устные педагогические журналы
  • Игры с педагогическим содержанием
  • Педагогическая библиотека для родителей
  • Метод проекта

Наглядно-информационные:

  • информационно-ознакомительные;
  • информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

  • Стенды
  • Тематические выставки
  • Папки-передвижки
  • Выставки детского творчества
  • Дни (недели) открытых дверей
  • Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
  • Презентация дошкольного учреждения
  • Информационные проспекты для родителей
  • Выпуск газет
  • Организация мини-библиотек
  • Использование интернет-ресурсов

Таблица 2

Традиционные формы взаимодействия с родителями

Форма взаимодействия

Содержание взаимодействия

Анкетирование, диагностика.

Проводится для выяснения запросов родителей, степени удовлетворенности работой педагога, образовательного учреждения.

Посещение  семьи

Эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее.

Наглядная  пропаганда

Наглядная пропаганда позволяет знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но также и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Педагоги информируют о задачах воспитания по определённому разделу на квартал, сообщают программное содержание непосредственно образовательной деятельности, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду.

Как показывает практика, родители с огромным удовольствием рассматривают выставки работ своих детей, организованные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

День открытых дверей

Открытые занятия

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путём проведения дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.  Подготовку к этим мероприятиям стоит начинать задолго до намеченного срока: написать красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра непосредственно образовательной деятельности нужно рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения. Дни открытых дверей позволяют родителям наблюдать за своими детьми в ситуации, отличительно семейной. Сравнить их поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приёмы обучения и воспитательных воздействий.

День открытых дверей, являясь достаточно распространённой формой работы, даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра проводится беседа с родителями, в ходе которой выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Папки-передвижки

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьёй. Темы папок могут быть разнообразными. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом.

Педагогические  беседы с родителями

Педагогические беседы с родителями являются одной из наиболее доступных форм установления связи педагога с семьёй. Педагогическая беседа может быть использована как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, в период консультации. Цель педагогической беседы состоит в оказании родителям своевременной помощи, либо обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижении единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, поскольку педагог заранее планирует тематику и структуру беседы. Как показывает практика проведения данного вида работы, беседы лучше выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Тематические  консультации

Проводятся индивидуальные или групповые консультации для родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (дети с нарушениями мелкой моторики; дети с ярко выраженными способностями к рисовании). Индивидуальная консультация эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Семинары-практикумы

Родители, а особенно молодые, также нуждаются в приобретении практических навыков воспитания их детей. Целесообразным будет приглашать родителей на семинары-практикумы. Эта форма работы предоставляет возможность рассказать о способах и приёмах обучения и показать их.

Родительские  собрания

Одной из форм педагогического просвещения родителей является проведение родительских собраний, среди которых выделяют групповые и общие (для родителей всего учреждения).

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определённого возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи. На повестке дня групповых родительских собраний проводится педагогическая беседа (доклад) по наиболее важной теме на данный момент (возможно выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов). В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания, которые готовят оба воспитателя поочерёдно. Продолжительность такого собрания около 1,5 часа. После окончания собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем.

Обычно родительские собрания проходят традиционно, включая доклад педагога на определённую тему и дальнейшее обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности, а пассивность свидетельствует о незаинтересованности.

Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп и специалисты ДОУ.

Активное собрание родителей может включать:

  • элементы тренинга;
  • мастер-класс;
  • семинар-практикум;
  • семинар;
  • видеотренинг;
  • видео-презентацию;
  • показ непосредственно образовательной деятельности на видеозаписи.

Родительские  конференции

Основная цель родительской конференции состоит в обмене опытом семейного воспитания. Родители должны заранее подготовить сообщение, а воспитатель при необходимости оказывает им помощь в выборе темы и оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление даётся для того, чтобы вызвать обсуждение, а возможно и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, районного или городского масштабов. Очень важным является выбор актуальной темы конференции. К конференции необходимо подготовить выставку детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений и т.п. Завершение конференцию возможно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения и членов семей.

Таблица 3

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Форма взаимодействия

Содержание взаимодействия

Презентация  дошкольного учреждения

Целью проведения презентация дошкольного учреждения является ознакомление родителей с дошкольным учреждением, уставом, программой развития и коллективом педагогов; показ (фрагментарно) всех видов деятельности по развитию личности каждого ребенка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами ДОУ.

«Круглый стол» с родителями

«Круглый стол» заключается в обсуждении с родителями актуальных проблем воспитания с обязательным участием специалистов в нетрадиционной обстановке. Как правило, на заседание «круглого стола» приглашаются родители, которые письменно или устно изъявили желание участвовать в обсуждении определённой темы со специалистами.

Семейные клубы

В рамках семейных клубов отношения с семьёй базируются на принципах добровольности и личной заинтересованности. В таком клубе участников объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы являются динамичными структурами, при этом они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, что зависит от тематики встречи и замысла его основателей. Библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей является весомым подспорьем в работе данных клубов. Одной из задач педагогов является подбор необходимой литературы и своевременный обмен ею, также они составляют аннотации новинок.

Кинолекторий

Кинолекторий (киноуниверситет) позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используется видеозапись реальной жизни ДОУ. Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра.

Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы. Работа киноуниверситета строится на основе определённого учебного плана и соответствующей программы. К каждому занятию педагогу необходимо подбирать соответствующий тематический фильм.

Игротека

Одной из нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй является игротека. А так как игры требуют участия взрослого, то это побуждает родителей чаще общаться с ребёнком. Как отмечают ведущие педагоги и психологи, дошкольное детство – это период игр. Очевидно, что игра доставляет большую радость ребёнку; предоставляя ему возможность активно действовать.

«Почтовый ящик» и «Телефон доверия».

Такие нетрадиционные формы общения с семьёй используются из-за занятости родителей. При этом любой член семьи имеет возможность высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. «Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Педагогическое интервью

Родителей  обычно записывается на диктофон или видеокамеру. Данное интервью может быть использовано на родительских собраниях, конференциях, семинарах. Примерная тематика таких интервью: «Каким бы вы хотели видеть вашего сына или дочь?», «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребёнка», «Каким должна быть среда в детском саду».

Тренинговые  игровые упражнения и задания

В процессе проведения тренинговых игровых упражнений и заданий родители дают оценку разным способам воздействия на ребёнка, формам обращения с ним а также выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными. Например, родители должны определить, почему являются неконструктивными такие слова или выражения, обращённые к ребёнку, как: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал (а)?» и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: «Хорошо учиться в школе - это значит...» или «Для меня диалог с ребенком - это...», а родители должны закончить предложение.

Мастер - класс

Мастер-класс обычно проводится экспертом в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в данном предмете. Мастер-класс представляет собой активную форму обучения, при которой приобретаются или совершенствуются знания родителями через деятельностный подход путём самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого из участников. Рассматриваемое понятие «мастер-класса» подразумевает не только то, что его ведущий является признанным мастером, но и обязательным условием является наличие желания к обучению у всех его участников повысить свой профессиональный уровень в процессе проводимого занятия.

Для родителей после такого рода занятий необходимо:

  •  систематизировать и оценить уже имеющиеся у них знания;
  •  получить новые теоретические и практические знания;
  •  научиться применять получаемые знания;
  •  поделиться собственным опытом, знаниями, идеями.

Занятия мастер-класса не предполагают фиксированного момента начала и окончания, фиксированного числа участников и получения дипломов и сертификатов.

Основным итогом посещения мастер-класса является получение и систематизация информации в области уникальных технологий, к которым также относятся:

  • превращение информации в личные знания и умения,
  • тренинг технического, аналитического и технологического мышления;
  • повышение профессиональной грамотности.

Мастер - класс может быть оформлен в формате видео или фоторепортажа и транслироваться родителем дистанционно, через публикацию на сайте ДОУ, в группах Viber, в Instagram и др.

Творческие мастерские

Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда. Поводом для творческой мастерской может стать совместная подготовка к празднику, оформление группы или участка, изготовление игрушек из бросового материала и т.д.

Вечера  вопросов и ответов

Вечера вопросов и ответов заключают в себе концентрированную педагогическую информацию по разнообразным вопросам, имеют дискуссионный характер, при этом ответы на них нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что также очень важно, но в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как равноправное общение родителей и педагогов, или можно сказать, уроки педагогических раздумий. Обычно родителям за месяц объявляется о проведении данного мероприятия. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также других специалистов (медработников, юристов, социальных педагогов, психологов) в зависимости от содержания рассматриваемых вопросов в рамках данного вечера.

Метод  проектов

На сегодняшний день активно используется в практике ДОУ так называемый «метод проектов». Метод проектов предполагает подключение родителей к выполнению определённой части общего задания. Например, в качестве такого задания может быть ознакомление дошкольников с родным городом, при этом родители должны собирать информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делать фотографии. Затем они представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению всех участников педагогического процесса: и родителей, и детей и педагогов.

Устные педагогические журналы

Это форма позволяет наладить с родителями более искренние, доверительные, партнерские отношения, услышать их мнение, иметь возможность равноправного диалога педагога и родителей.

Журнал состоит из 3—7 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей.

Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

Примерные темы Устных журналов: «Изодеятельность в жизни дошкольника», «Народное декоративно-прикладное искусство», «Развитие творчества через нетрадиционное рисование» и т.д.

Наглядно-текстовая  информация

Формы наглядно-текстовой информации:

  • Выставки тематические, посвященные какой-либо теме.
  • Групповые выставки детских работ (периодически).
  • Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
  • Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их деятельность в ДОУ.
  • Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного возраста. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
  • Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
  • Буклеты. Помогают педагогу представить свой кружок. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные и т.д.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.

Традиционные формы работы с родителями проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений, среди них главным является родительское собрание. Нетрадиционные формы работы – новые формы взаимодействия, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Источники:

https://infourok.ru/sovremennie-formi-i-metodi-vzaimodeystviya-vospitateley-s-roditelyami-doshkolnika-3748299.html 

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/04/14/vzaimodeystvie-pedagoga-dopolnitelnogo

https://urok.1sept.ru/статьи/664060/ 

http://detsad332.ucoz.ru/lejbgrad/ustnyj_zhurnal.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: "Формы и методы взаимодействия воспитателя доу с родителями воспитанников"

Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Преобладающая часть род...

"Творческая мастерилка" как форма взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ в рамках ФГОС

Презентация представляет собой опыт работы педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ....

Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями  воспитанников всегда остается актуальным вопросом....

Консультация для педагогов на тему" Методы взаимодействия педагога с родителями"

взаимодействие детского сада с родителями, с семьей можно проводить, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы сотрудничества.К традиционным методам относятся: анкетирование,  родительские...

Консультация для педагогов «Формы и методы взаимодействия с родителями в рамках «новой философии» работы с семьей»

В работе с родителями можно выделить следующие группы задач:Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;Изучение семьи и установление контактов с её чл...

Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников»

Семинар практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ  с родителями воспитанников»...

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями»

Содержание работы с родителями состоит в следующем:1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);2) вовлечение родителей ...