«Формирование у ребенка трех лет представлений о семье, дружбе, в рамках реализации социального направления воспитания»
статья (младшая группа)

«Формирование у ребенка трех лет представлений о семье, дружбе, в рамках реализации социального направления воспитания»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование у ребенка трех лет представлений о семье, дружбе, в рамках реализации социального направления воспитания»

В.А. Сухомлинский: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

 Ценности семья и дружба лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей.

 Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.

 Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

 Выделяются основные задачи социального направления воспитания:

  • Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
  •  Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
  • Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

 Основные направления воспитательной работы при реализации данных задач:

  • организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
  • учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
  • учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
  • -создавать доброжелательный психологический климат в группе.

 К 3 годам ребенок уже должен понимать и принимать, что такое «хорошо» и «плохо». Проявлять интерес к другим детям и уметь бесконфликтно играть рядом с ними. Активно проявлять позицию «Я сам!». Дети этого возраста уже могут испытывать чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.

 Семья – это источник психологической защиты и эмоциональной поддержки.

 Детская дружба - явление постоянных компромиссов.

В обоих понятиях немаловажным является умение слышать, помогать и готовым принимать друг друга.

Для достижения целей реализации социального направления воспитания с детьми нашей группы мы широко используем разные виды деятельности: сюжетные -ролевые игры, мирилки, дидактические игры.

 Мирилки-это короткие рифмованные строки, которые помогают детям мириться. Невозможно обойтись без ссор, но главное научить малышей мириться. Главная достоинство «Мирилок»,  что их можно использовать как в групповом помещении, так и на улице. Зная принцип данных  мирилок, наши  воспитанники могут самостоятельно применить уже знакомую мирилку без участия взрослого.

 Особо полюбился нашим воспитанникам  коврик Слоник «Дуду», имя придумали дети, который они самостоятельно берут, присаживаются на него и каждый озвучивает причину ссоры и дети  решают простили они или нет.

Итог всех миролок как правило всегда положителен.

 Так же для миролок мы используем «Доброе солнышко» Оно представляет собой мягкую игрушку с мягкими разноцветными лучиками-косички Эта игрушка – мирилка помогает в игравой форме примерить детей, урегулировать ситуацию в положительную сторону. Дает возможность закрепить правила общения между детьми.

 «Солнышко» располагается в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к «Солнышку» и рассказать ему, как и из за чего произошла ссора.

 Семья, она открывает ребенку дверь в детскую дружбу и внешний еще не знакомый мир. Обратите внимание на то, что не все взрослые умеют входить в контакт с другими людьми. Очевидно, что это умение не появляется вдруг, а развивается с самого раннего детства

 У нас существуют игры с принадлежащей главной ролью зайчику Кеши. Он является помощником для формирования правильных представлений о семейных ценностях, рассказывает о необходимости взаимопомощи, помогает ребятам находить компромиссы и заниматься домашними делами.

 Очень интересная и одна из любимых игр детей является «Вежливые слова».

Для этой игры мы используем сумочку, в которую дети по очереди говорят вежливые, ласковые, добрые слова.

 Для создания спокойной психологической атмосферы в группе используется «Ягодкин домик». Родители вместе с детьми приносят фотографии, которые могут самостоятельно расположить на одной из сторон домика дети чувствуют себя спокойнее так как там изображены близкие и родные люди тем самым мы формируем ценности семьи. На второй стороне домика дети располагают фотографии совместной деятельности воспитателя и детей.

 Подводя к завершению свое выступление хочу отметить, что каждая из используемых игр дает положительный результат. Проведя сравнение с прошлым годом, заметно сократился срок адаптации детей, адаптация стала проходить более мягко и в легкой форме.

Как же приятно, когда дети легко расстаются с родителями, с большим интересом идут в детский сад, а узнав за выходные и праздники новые добрые слова спешат скорее «положить» их в сумочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в рамках реализации социально-личностного направления инновационной деятельности в ДОУ.

Современный мир похож на большую гонку. Где каждый из нас куда-то бежит, за чем-то спешит и никак не остановится. Эта бесконечная и безостановочная гонка не может не сказаться на нашем здоровье,...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариативной части ООП.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую ду...

Модель социального партнёрства в рамках реализации основных направлений проекта «Уральская инженерная школа»

Одним из приоритетных направлений детского сада «Голубок» является осуществление образовательной деятельности, направленной на формирование у обучающихся интереса к техническому образовани...

Реализация социального направления воспитания в различных видах музыкальной деятельности.

В статье рассматривается вопрос социализации детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и их влияние на формирование личности ребенка....

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «

Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...