Статья:«Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»
материал (средняя группа)

Абраменко Людмила Ивановна

Проблема:

Проблема формирования патриотизма становится все более актуальной, и вместе с тем, она сопряжена с некоторыми сложностями. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия «патриотизм». Патриотизм является результатом патриотического воспитания личности.

Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребенка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.

Гипотеза:

Процесс формирования патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности будет проходить эффективно, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

- формирование родственных чувств к своей семье;

- формирование любви к своей Родине;

- воспитание любви к Отечеству.

Цель: определить потенциал игровой деятельности в формировании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы формирования патриотизма в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить особенности формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить потенциал игровой деятельности как средства формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить уровень сформированности патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

5. Предложить рекомендации по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (эксперимент, тестирование, количественный

и качественный анализ полученных экспериментальных данных).

Одной из задач в моей работе является подбор и реализация игр с детьми среднего дошкольного возраста, способствующих повышению уровня сформированности патриотизма. Мною была проведена система игр, направленных на формирование структурных составляющих патриотизма

Использование игр с целью формирования патриотизма у детей среднего дошкольного возраста способствовало решению следующих задач:

1) расширение круга представлений, знаний детей среднего дошкольного возраста о своей «малой родине», себе самих, своей семье, роли труда в жизни человека, пробуждение познавательного интереса к этим вопросам;

  1. воспитание эмоционально-ценностных отношений к самим себе и своей семье как главным жизненным ценностям, осмысление роли и значимости семьи в жизни человека;
  2. воспитание чуткости и заботы по отношению к родителям и другим людям;
  3. формирование толерантности, чувства уважения к другим людям, народам, их традициям.

Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста посредством игр происходит успешно только при условии активности детей, когда они включены в процесс самореализации и самовыражения.

Организация игры с детьми среднего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности. Игровая деятельность должна быть оснащена простой и ясной инструкцией, указывающей на легкий оптимальный способ выполнения замысла. Сначала педагог учит детей обдумывать способ исполнения действий, затем инициирует групповое продумывание способа работы так, чтобы наименьшие усилия давали наилучший результат, выражающийся в уровне сформированности патриотизма. На первых этапах организации игры следует в некоторых сложных случаях инструкцию сопровождать показом действия, и на основании примера выстраивать четкие рекомендации по выполнению. А, получив результат, надо сопроводить организованное групповое восприятие указанием на основные причины хорошего качества полученного результата, чтобы еще раз закрепить в сознании детей опыт, полученный в игре.

Разнообразие игровой деятельности позволяет расширить палитру связей ребенка с окружающей действительностью. Организуя работу с группой, педагог имеет возможность выводить детей на максимально широкий спектр деятельности, по ее видам, средствам, формам.

Деятельность детей в контексте игры связана с активностью детей и педагогов, которые в совместных усилиях направляют эту деятельность на какой-то объект действительности.

В процессе работы с детьми среднего дошкольного возраста были выделены 3 группы, каждая из которых соответствует низкому, среднему и высокому уровням сформированности патриотизма. В связи с этим, организовывая игры детей, мы учитывали готовность детей к поиску решений задач и перспективы повышения уровня сформированности патриотизма. Исходя из этого, подбирался сюжет, распределялись роли. Дети с высоким уровнем сформированности патриотизма на первых этапах проведения эксперимента получали роли, которые позволяли им не только управлять собственной деятельностью, но и направлять других детей, показывать пример разрешения конфликтных ситуаций. Тогда как дети с низким уровнем сформированности патриотизма играли роли управляемые, что позволяло контролировать их агрессивное и малоосознанное игровое поведение. Однако, это положение по ходу экспериментальной работы постепенно менялось и вначале дети со средним, а затем и с исходным низким уровнями сформированности стали играть ведущие игровые роли. Это повышало самооценку детей, настраивало их на применение элементов самоконтроля, позволяло первоначально копировать действия сверстников, а затем самостоятельно решать игровые задачи. Исходя из наличия большого количества детей с низким уровнем сформированности патриотизма, сюжеты изначально тоже подбирались очень простыми, а затем подвергались постепенному усложнению и детализации. Примером может служить организованная игра «Семья».

Цель игры: формирование нравственных представлений о добрых отношениях в семье, взаимопомощи, заботе о младших и уважении к старшим.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Игровые роли: мама, папа, младенец, брат, сестра, бабушка, дедушка

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть так, как бы они играли, оставшись одни дома. Предлагается один из сюжетов: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет дома», «Куклы собираются на прогулку». Это самые простые и понятные детям сюжеты, в которых они могут проявить свое нравственное или безнравственное отношение к ситуации, продемонстрировать свои представления о доброте, бережливости, вежливости, уважительном отношении к старшим и заботе о младших.

Предлагаем наиболее ответственные роли брата, сестры, папы сыграть Соне Ш., Роме З., Милане Д.. У этих детей обнаружен оптимальный уровень сформированности представлений о семье. Роли бабушки, дедушки и младенца предлагаем сыграть Аня К., Даша К. – у этих детей выявлен низкий уровень сформированности представлений. Такой подход, позволил нам создать бесконфликтную игровую ситуацию, дети с высоким уровнем сформированности представлений о семье сумели создать атмосферу взаимодействия, сотрудничества и показали образцы поведения в нравственно значимой игровой ситуации.

Однако, уровень репродукции действий со стороны детей с исходным низким уровнем сформированности представлений о семье не давал бы мне оснований для раскрытия их потенциала и решения задачи повышения уровня патриотизма. В связи с этим, через определенное время мы начали пробовать работу с детьми с исходным низким уровнем на роли ответственные, от проигрывания которых зависело развитие сюжета и взаимоотношения между детьми.

Нами была повторно проведена сюжетно-ролевая игра «Семья» с усложнением сюжета.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу.

В этом варианте роль заботливых внуков мы поручили детям с низким уровнем сформированности нравственных представлений. Ребята хорошо справились с заданием, проявили уважительное отношение к «старшим», а это была и сама бабушка, и ее подруги, и ее дети. В этом случае увеличилось количество участников, что мы не могли осуществить на начальном этапе формирующего эксперимента, и количество задач: уступить, выполнить просьбу, потрудиться и др.

Следующим примером может послужить игра «Вежливые слова»

Игра проводилась в несколько этапов:

1. Предварительный этап. С детьми проводится беседа о «волшебных», вежливых словах.

2. Основной этап. На полках в магазине лежат «вежливые» слова: благодарности (спасибо, благодарю), просьбы (прошу тебя, пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер), извинения (извините, простите, очень жаль), ласковые обращения (дорогой папочка, милая мамочка и пр.). Педагог описывает ситуацию, а дети по очереди подходят к полке, «покупают» у продавца нужные им слова и используют их, анализируя ситуацию.

Ситуация 1. Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала. Что нужно подождать обеда. Как ты ее попросишь?

Ситуация 2. Бабушка устала и лежит на диване. Ты очень хочешь, чтобы она дочитала тебе интересную книжку. Как ты поступишь? Как ее попросить?

Ситуация 3. Папа принес из магазина твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется еще. Что ты будешь делать?

Ситуация 4. Утром вся семья собралась за завтраком. Ты встал, умылся, причесался, оделся и тоже пришел на кухню. Как ты себя поведешь? Что скажешь?

3. Этап рефлексии. Чем понравилась игра? В чем была сложность? Как вы с ней справились?

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо….» была нацелена на формирование умения у детей обращать внимание на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь, формирование дружеских отношений, закрепление правила этикета, правил поведения.

Ход игры заключался в следующем: Воспитатель ведет рассказ о том, как следует себя вести в общественных местах и о правилах этикета. Дети среднего дошкольного возраста уже хорошо понимают для чего нужны хорошие поступки и что значит иметь в себе чувство доброты. Тем самым воспитатель формирует дружеские отношения в группе, закрепляет правила этикета и поведения у детей.

Следующая игра называется «Собери флаг», целью которой является представление о символике родного города/села и страны.

Программное содержание:

– научить детей отличать флаг своей страны от флагов других стран;

– рассказать детям о флагах России и Республики Мордовия как об одном из главных и отличительных символов страны и республики;

– развивать интерес к истории своей страны, города;

– познакомить с флагами и гербами России и Санкт-Петербурга;

– развивать зрительное внимание, память, мышление;

Ход игры: Рассмотреть флаг России и Санкт-Петербурга, рассказать о символике. Предложить собрать разрезанные флаги и гербы по образцу. В ходе игры замечались за детьми некоторые трудности в различии флагов России и Санкт-Петербурга. В основном, дети справлялись с поручениями воспитателя. В ходе игры было заметно, что детям было интересно принимать участие в каждом задании игры. Благодаря этой игре, дети старшей группы познакомились с флагами и гербами России и Санкт-Петербурга. Также, данная игра помогла детям развить зрительное внимание и память, благодаря сбору мозаики из тематического материала.

Игра «Малая Родина» была нацелена на обогащение знаний детей о своей Малой Родине, об истории, памятниках и достопримечательностях своего города.

Материалом для реализации данного занятия служили иллюстрации или фотографии города, памятников и достопримечательностей рассказ про город Санкт-Петербург  из источника «Природное и культурное наследие Санкт-Петербурга».

Воспитатель рассказывал про город Санкт-Петербург: о его основании, о его населении, обычаях и др., затем ведёт беседу с детьми «вопрос-ответ», в которой дети принимают активное участие. Игра для детей оказалась довольно увлекательной и веселой.

Целью игры «Расскажи о своей семье» являлось сформировать представление о себе как о члене семьи, - показать значение семьи в жизни человека; формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал для проведения игры: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями в виде генеалогического древа семьи.

Перед проведением этой игры детям средней группы заранее было дано задание: составить фотоальбом своей семьи и краткий рассказ о ней. В ходе игры дети рассказывали о своей семье с показом фотографий всех членов семьи и их родом деятельности. Было заметно, что каждый ребенок вел рассказ с гордостью за свою семью.

Игра «Благородные поступки». Цель: формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки с изображением благородных поступков.

Ход игры: Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам).

В этой игре особенно показали свои положительные стороны личности мальчики. Они перечисляли большее количество благородных поступков по отношению к ближайшему окружению

Внешние проявления результативности по формированию патриотизма у детей среднего дошкольного возраста строятся следующим образом: повысился уровень привязанности и уважительного отношения к своей семье, дому; ярко выражалось желание заботиться о других людях; отношения с ближайшим окружением стали более доброжелательны. Они становились более великодушными друг к другу, проявляли внимательность, не свойственную им ранее, более требовательны к товарищам, если те допускали нарушения общепринятых норм поведения по отношению к ближайшему окружению. У этих детей фиксировалась возросшая способность к сопереживанию, сочувствию, готовности помочь. Увеличилась сознательность и объективность суждений детей, более дифференцированными стали этические разнообразных действий, в большинстве случаев носящие аргументированный характер.

Исходя из вышесказанного, патриотизм проявляется в преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу и рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как комплексное личное образование в обобщенной форме.

Основные характеристики патриотизма включают знание истории, культуры, традиций своей Родины: проявление познавательного интереса к своему прошлому и настоящему, необходимость прогрессивного развития своего государства, чувство национального достоинства, гордость за свою культуру.

 

Литература.

  1. Абрамов, А. В. Целеполагание в учебном процессе гуманитарного университета: монография / А. В. Абрамов [и др.]. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманитарного ун-та, 2014. – 119 с.
  2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
  1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду / Е. А. Алябьева. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007. - 64 с.
  1. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2005. - №1. - С .16- 24.
  2. Анищенко, О. А. Дошкольное детство: наука - практике / О. А. Анищенко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. - 102 с.
  1. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие/ В. П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009.- 144 с.
  1. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. - М.: Творческий центр Сфера, 1992. – 120 с.
  2. Бабунова, Е. С. Управление игровой деятельностью в условиях реализации ФГТ / Е. С. Бабунова, Н. В. Кучкина // Мир детства и образование: сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред.
    С. В. Николаевой. – М., 2013. – С. 95–99.
  3. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К.Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 1998. - 175 с.
  4. Бесова, М. А. Воспитываем патриотов / М.А. Бесова, Т. А. Старовойтова. - Мозырь: Белый ветер, 2017. - 235 с.
  1. Варюхина, С. И. Истоки доброты: пособие для педагогов / С. И. Варюхина. - Минск: Полымя, 2016. - 128 с.
  1. Вороненко, А. Г. Патриотическое воспитание в России // Педагогические науки. - 2016. - № 5. - 12-19 с.
  2. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128 c.
  1. Данилюк, А. Я., Кондаков, В. А., Тишков, В. А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк. - М.: Издательство «Просвещение», 2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....

ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность исследования проблемы воспитания речевого этикета у дошкольников обусловлена сложившейся в настоящее время социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся остр...

Статья : Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Целью создания проекта, является формирование эмпатии у старших дошкольников, то есть способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть , учить сопереживать, сочувствовать , воспит...

Проектная деятельность на тему: «Активизация словаря детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Богатая и хорошо развитая...

Педагогическая статья "Формирование информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"

Данная статья раскрывает необходимость использования в работе дощкольного учреждения проектную деятельность....