Формирование патриотизма у детей младшего дошкольного возраста через культурно-досуговую деятельность
статья (младшая группа) по теме
Мы живём во времена модернизаций, инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Мы видим, как происходят социальные изменения в обществе: ценностная переориентация среди молодёжи и подростков, их отношение к Родине. У многих из них изменяются нравственные ценности, где порой, проявляется грубость и неуважение к старшему поколению. Поэтому, в новых условиях актуальность проблемы, связанной с нравственным воспитанием общества, приобретает чрезвычайную важность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование патриотизма у детей младшего дошкольного возраста через культурно-досуговую деятельность.
Мы живём во времена модернизаций, инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Мы видим, как происходят социальные изменения в обществе: ценностная переориентация среди молодёжи и подростков, их отношение к Родине. У многих из них изменяются нравственные ценности, где порой, проявляется грубость и неуважение к старшему поколению. Поэтому, в новых условиях актуальность проблемы, связанной с нравственным воспитанием общества, приобретает чрезвычайную важность.
Цель патриотического воспитания – способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия).Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:
— формирование представлений о семье и человеке;
— формирование представлений о родном крае и о его природе;
— воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— развитие чувства гордости за достижения страны;
Известно, что наибольшие эмоциональные отклики у детей вызывают праздники, утренники, другие массовые мероприятия. Поэтому большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместно-досуговой деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки непосредственной образовательной деятельности.
Досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. Досуговая деятельность - это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п. Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения ребенка в культуру.
Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства – к своей семье, дому, детскому саду, своей улице, своему городу, к тому, что значимо и понятно - с любви к его малой Родине. Для ребёнка - младшего дошкольного возраста Родина – это мама. Поэтому в этом возрасте основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Ведь все мы знаем, что знакомство детей с «Большой Родиной» начинается с знакомства с «малой Родиной», со своей семьёй. Проведение досуга ко дню матери вызывает наибольший эмоциональный отклик, дети разучивают стихи, делают мамам подарки, рисуют их портреты.
Сейчас, в эпоху новаций, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. Еще с давних времен пришел к нам любимый праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. Совместно с родителями проводится этот самый яркий и красивый народный праздник, который доставляет удовольствие всем участникам. У малышей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Знакомство ребенка с культурой, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу.
Особое значение в духовно- патриотическом воспитании имеет тема “Защитников Отечества”. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме дети узнают о величине подвига советских солдат, знакомятся с песнями, стихами и рассказами тех времен. Это мероприятие надолго остается в памяти малышей и является важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Детям младших и средних групп трудно представить себе такие понятия, как «город», «страна». Поэтому в этом возрасте необходимо вызывать у детей положительные эмоции, чувство восхищения своим городом, страной. Работа заключается в том, чтобы обратить внимание детей на празднично украшенные улицы города. После празднования "Дня города" с детьми проводятся беседы на тему, где были во время городских мероприятий, куда ходили, что видели. Такие беседы вызывают у ребят чувство сопричастности с большими событиями родного города.
В поиске современных педагогических методов и приемов мы, к сожалению, забываем о народных традициях, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех праздничных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашей группе детского сада также есть свои традиции и праздники, такие как «День непослушания», «День взросления».
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа. Особенное значение имеет пример взрослых, родных людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно переходить к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образования. Значимым условием которого является тесная взаимодействие с родителями и семьей, как ячейкой общества и хранителем национальных традиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей.Формирование ЭМП у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/12/picture-742775-1499891885.jpg)
Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора"
Формирование коммуникативных навыковдетей младшего дошкольного возрастачерез использование детского фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-512086-1442761669.jpg)
"Формирование речевой грамотности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Актуальность.Речь возникает и развивается под влиянием потребности в общении. Тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей. Всем известно, что речь...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/04/picture-1260681-1596552717.png)
«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через систему валеологического воспитания»
Презентация опыта работы «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через систему валеологического воспитания»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-1228367-1584545083.jpg)
Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст и для нравственного развития детей. В это время расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/22/picture-950520-1506053896.jpg)
Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через знкомство с родным городом
Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с родным городом...