Экспериментирование как реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Курбанова Лилия Рашитовна,
воспитатель, МАДОУ ЦРР – детский сад
городской округ Красноуфимск
Экспериментирование как реальные представления
о различных сторонах изучаемого объекта.
«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Важно пробудить интерес к окружающему миру у дошкольника, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, так как предоставляет возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Понимая значение экспериментирования для развития детей дошкольного возраста, в детском саду мною разработана и реализована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи» (далее Программа).
Целью Программы является создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, что впоследствии приведёт к любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формировать у детей представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;
- развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
В ходе реализации Программы дошкольники принимали непосредственное участие в экспериментировании: превращали обычную воду в цветную; устраивали «танец скрепок» с помощью магнита; ловили воздух; изучали свойства воды и научились доставать металлические предметы из воды, не замочив пальцы рук. Дети проявили смекалку, умение работать в команде, старались показать все свои знания, задавали темы для бесед: «Для чего нужны опыты», «Наши опыты с родителями дома», «Замечательные напитки». Данная деятельность развивает познавательный интерес, пробуждает любознательность, вовлекает детей в активное освоение окружающего мира.
Значение экспериментирования для развития ребенка в детском саду заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.
Проведены эксперименты, такие как: «статическое электричество», «волшебные бумажки», «очистительная таблетка для грязной воды», «имеет ли воздух вес», «сломанный карандаш», «вулкан», «цветы лотоса». Различные эксперименты со снегом, льдом, а также с песком. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаружили, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
Постепенно наши элементарные опыты становились играми-опытами, в которых как в дидактической игре есть два начала – учебно-познавательное и игровое-занимательное. Игровой мотив усиливал для детей значимость данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях и качествах природных объектов становились более осознанными и прочными.
Анализ результатов проведения опытов показал, что у дошкольников произошли значительные позитивные изменения в принятии проблемной задачи, требующей экспериментирования, они осуществляют активный поиск решения проблемы, используют перебор разных способов и средств решения, анализируют, рассуждают, не ограничиваются одним решением, по своей инициативе предпринимают дальнейшее исследование, активно используют возможности для нового варианта решения. Заметно изменилось отношение дошкольников и к помощи воспитателя в процессе экспериментирования. Дети стали действовать самостоятельнее, настойчиво преодолевая трудности, принимая эпизодическую помощь в виде совета или предложения.
Таким образом, экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"
В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода к коррекции психич...
Картотека игр, этюдов, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится ...
План - конспект родительского собрания по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы. Тема : "Влияние детско - родительских отношений на становление различных сторон личности ребёнка - дошкольника"
Цель: Укрепление детско - родительских отношений, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье в ходе повышения уровня педагогичес...
Моделирование изучаемых объектов и явлений.
Материал позволит педагогом через метод моделирования познакомить детей с круговоротом воды в природе и с механизмом возникновения родника....
Театрализованные игры детей, как способ активизации различных сторон речи.
Педагогическая ценность театрализованной деятельности заключается в том, что театрализованные игры оказывают большое влияние на совершенствование речи, развития речевой коммуникации. ...
Моделирование игровых ситуаций при обучении различным сторонам иноязычной речи в ДОУ
I. Игровые ситуации при обучении лексической стороне речи:Ассоциативное запоминание лексики.Имитационные движения и мини-этюды.Пальчиковые упражнения.II. Паузы-разминки.III. Грамматические...