Театрализованные игры детей, как способ активизации различных сторон речи.
статья по логопедии

Аникеева Ольга Геннадьевна

Педагогическая ценность театрализованной деятельности заключается в том, что театрализованные игры оказывают большое влияние на совершенствование речи, развития речевой коммуникации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры детей,

как способ активизации различных сторон речи.

Речь — это один из наиболее мощных факторов развития ребенка. Благодаря родному языку малыш познает наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, планы, чувства, желания, аргументировать свою точку зрения, тем лучше его взаимопонимание со сверстниками и взрослыми, то есть речевая коммуникация. Дошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. В этот период наблюдается активное формирование всех сторон речи: звуковой, лексической, грамматической, фонетической, просодической, связной.

        Придавая огромное значение формированию личности посредством искусства, Л.С Выготский, Д.Б Эльконин, А.Б Запорожец и другие авторы отмечали, что приобщение ребенка к миру прекрасного и погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Театрализованная деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности.

        Театрализованная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, понятный ему. Всякую свою задумку, впечатления ребёнок воплощает в живые образы и действия в игре. Поэтому через театрализованную деятельность ненавязчиво можно решить обучающие и воспитательные задачи.

        Именно поэтому театрализованная деятельность с детьми – одна из самых актуальных на сегодняшний день.


        Педагогическая ценность театрализованной деятельности заключается в том, что театрализованные игры оказывают большое влияние на совершенствование речи, развития речевой коммуникации.

Театрализованная деятельность:

        - Стимулирует активный словарь. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами (сусеки, амбар, кузовок, короб), что способствует накоплению пассивного и активного словаря.

        - Совершенствует артикуляционный аппарат, звуковую сторону речи. В процессе работы над ролью, проводятся подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок, скороговорок.  Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя и педагогов. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий на проговаривание слов и теряет интерес к таким занятиям. Участвуя в театрализованных постановках, ребенок старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.  Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно выступает.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

        При игре в театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становится и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, таким образом формируется монологическая речь, а в ходе бесед героев совершенствуется диалогическая речь.

        Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях, вызывает желание рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию связной речи.

        Способствует развитию просодики: мимики, жестов, пантомимики, интонации и модуляции голоса. В игре - слова ребенка должны оживить героев и дать им настроение, характер. Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. Известно, что выразительность речи детей формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей среднего возраста и к языковой выразительности речи детей старших групп.

Для развития выразительности речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией, чему способствуют занятия по театрализованной деятельности. Для этого полезно использовать специальные упражнения в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно.) Они способствуют развитию у дошкольников мелодико-интонационной выразительности, плавности речи. Можно использовать такие задания и игры: игра «Кто как передвигается», игра «Кто как голос подает», игра «Кто как ест», игра «Кто, какие звуки издает».

        - Развивает мелкую моторику рук. Управляя различными куклами-пальчиковыми, би-ба-бо, идет стимулирование кончиков пальцев, что ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.

Кроме речевого развития, театральная деятельность:

        -позволяет формировать опыт социального поведения, формируют чувство партнерства, умение работать в коллективе.

        - развивает эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни.
        - помогает усвоению родного языка, его выразительных средств
.

        -развивает такие психические процессы, как память, воображение, мышление.

        Таким образом влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, устанавливать интонации, особенности речевых оборотов. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, выразительной речью). Ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением
трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но и средство всестороннего воспитания и развития личности дошкольника.
 

        Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Учитель-логопед: Аникеева О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"...

Игра «КВН» - как способ преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассказывается о досуговой работе с детьми старшего возраста, проводимой в форме КВНа. Прилагается разработанный логопедом  конспект КВНа....

Знакомство дошкольников с рифмой, как способ развития звуковой стороны речи.

Необходимым условием успешности работы по ознакомлению детей со звуковой стороной речи является систематическое проведение 5-7 минутных игр и упражнений со словом, которые требуют от детей серьезной у...

Буклет "Игры и упражнения для развития интонационной стороны речи"

Буклет содержит игры и упражнения для развития сторон интонационной стороны речи дошкольников: темпа, ритма, мелодики, тембра, ударения....

Комплекс задач, решаемых логопедом в ходе обследования различных сторон речи

Комплекс задач, решаемых логопедом в ходе обследования различных сторон речи детей дошкольного возраста....