Моделирование изучаемых объектов и явлений.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Материал позволит педагогом через метод моделирования познакомить детей с круговоротом воды в природе и с механизмом возникновения родника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Превращение воды" | 474.38 КБ |
НОД "Удивительные превращения воды" | 928 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: «Моделирование изучаемых объектов и явлений»
Название: «Удивительные превращение воды»
Дата проведения: 06.11.2015г.
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Количество участников:1 взрослый, 8 детей
Цели: через создание моделей «круговорот воды в природе», «возникновение родника» расширить представления детей о процессах, происходящих с водой в природе.
Задачи:
Обучающие. Формирование представлений о нагревании, охлаждении волы. Закреплять знания об агрегатных состояниях воды. Развитие способностей к преобразованию.
Развивающие. Развивать мышление, внимание, память, познавательно-исследовательские способности детей через экспериментирование и познавательную деятельность.
Воспитательные. Воспитывать культуру поведения и общения, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей природе.
Дети проявляют познавательный интерес и бережное отношение к окружающей среде.
Учебно-методический комплект: схема «круговорот воды в природе»,
предметы для экспериментирования.
Средства:
- наглядные: схема круговорота воды в природе; схема слоев почвы; видео фильм о роднике, слайды с изображением родника, модель круговорота воды в природе; модель формирование родника.
- литературные: стихотворение, загадка оборудование: мольберт, схема круговорота воды в природе, схема слоев почвы, макет для круговорота воды в природе, основа для макета «Подземный родник»; песок, камни, торф, глина в стаканчиках. Альбом для фиксирования результатов эксперимента, фотоаппарат.
Диагностический инструментарий.
Диагностика проводится через наблюдение.
- Ребенок проявляет интерес на всех этапах деятельности.
- Дети самостоятельно анализируют деятельность, выражают собственные суждения, делают выводы.
- Ребенок активно участвовал в процессе:
- задает вопросы;
- делает выводы;
- высказывается по теме обсуждения;
- рассуждает.
- Ребенок имеет представление о процессе нагревания, охлаждения и испарения.
- Ребенок способен действовать по инструкции воспитателя.
- Ребенок расширил активный словарь словами: круговорот воды в природе, формирование, модель.
Этапы совместной деятельность | Деятельность педагога | Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Целеполагание Мотивация на совместную деятельность | Дети кто из вас знает, кто такие ученые и чем они занимаются? Наверное, быть ученым это очень интересно. Вы бы хотели бы попробовать стать учеными и изучать разные объекты и явления? | Дети делятся своими знаниями о деятельности ученых Берут на себя роль ученого. | Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности |
Организационный Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию Актуализация знаний детей Включение детей в целеполагание Побуждение к деятельности, Эмоциональный настрой | Ученые изучают разные интересные явления, а мы попробуем сегодня с вами изучить различные превращения. Какие превращения вы можете назвать? Ставим цель. Сегодня я вам предлагаю для исследования одно превращение. А вот какое, попробуйте угадать сами, внимательно послушав стихотворение. Я веселая вода Я бегу туда-сюда. Я и в ванне, и в реке, И в близи, и вдалеке. Превращаюсь в пар и лед, а могу наоборот! Как вы думаете вода хвастается или на самом деле может превращаться в пар и лед? | Дети отвечают на вопросы педагога Договаривают Перечисляют Дети высказывают предположения, обосновывают ответ. | Дети вспоминают разнообразные превращения (яйцо-цыплёнок; лист бумаги-самолет, кусок глины –кувшин и т.д.) |
Содержательный Ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию | Давайте пройдем в нашу лабораторию и изучим это явление. Как вы думаете, что случится с водой если воду нагреть на плите, на солнце или на огне? -Над водой будет виден пар. (педагог кипятит чайник, дети наблюдают за поднимающимся паром). Наблюдают вместе с детьми за паром. А вот если он будет подниматься вверх все выше и выше, то что с ним будет? Куда он денется, во что превратится? Педагог подытоживает суждения детей. -Облака тоже получаются из пара. Педагог загадывает загадку. «Дождик вдруг полил из тучки И накапал нам на ручки. Как вода попала в тучку? Кто ответит мне получше?» Инициирует поиск ответов на вопросы. Вода испаряется –превращается в пар, пар поднимается наверх и образуется облачко, облако остывает, пар предрешается в воду и из облака начинает капать дождь. Кто из вас сможет догадаться где чаще всего мы можем наблюдать данное явление. Инициируем к общему обсуждению В научном мире - это явление называется круговорот воды в природе. | Проявляют интерес к данному явлению Дети высказывают предположения, обосновывают ответ. Выражают собственные суждения Отгадывают загадку Поощряет детей к высказыванию; Инициирует общее обсуждение; | Обобщение знаний о свойствах воды. Развитие познавательных способностей. |
Практический | В нашей лаборатории есть макет круговорота воды в природе и мы сейчас сможем это явление пронаблюдать . Стимулирует любознательность, интерес; Производит необходимые манипуляции (действия с макетом: наливает кипяток в поддон макета, закрывает крышку, для более ускоренного охлаждения конденсата , наливаем на поверхность крышки холодную воду, снимает крышку и брызгает водой на детей) демонстрирует результат. Понравилось вам работать с макетом? Было интересно? Что нового вы узнали о свойствах воды? | Опыты Выстраивают порядок и последовательность действий Выполняют действие в соответствии с установленными требованиями. Дети наблюдают за обследовательскими действиями педагога. наблюдают за преобразованием Дети фиксируют получившиеся результаты. | Знания о свойствах воды. развитие познавательного интереса. |
Игра малой подвижности | Проводиться игра малой подвижности «Превращение воды». Воспитатель говорит слова: Летом все в воде играют, Летом вся вода журчит! А зимою застывает, А зимой вода молчит. Ну-ка кто меня поймет, Превращается вода в лед. Скоро к нам тепло придет И в реке растает лед. | Дети выполняют игровые движения: Имитируют плавание; выполняют руками волнообразные движения; подносят указательный палец к рту; руки разводят в сторону и замирают; выполняют руками волнообразные движения. | Соблюдение правила игры, распределение внимания во время игры, эмоциональная разрядка |
Новое знание, расширение активного словаря (смоделируем) | -Мы с вами смоделировали круговорот воды в природе и пронаблюдали за этим. Скажите мне, когда идет сильный дождь, и Вода скапливается в лужи на асфальте и потом испаряется, а если она попадает на землю, а дождь все продолжает лить, куда она исчезает, во что под землей превращается вода? Поощряет детей к высказыванию; инициирует общее обсуждение; Как выдающиеся ученые вы бы хотели проверить данные предположение? В нашей лаборатории мы сейчас смоделируем слои почвы и зальем их водой и сможем увидеть, как формируется (рождается) родник. согласовывает с детьми действия, их последовательность; способствует групповой работе детей; Совместно с детьми педагог изготавливает модель организует; поддерживает; советует; предоставляет возможность для сотрудничества детей; -Наш макет готов и сейчас мы его зальем водой. Как вы думаете: что будет происходить с водой? Какие слои почвы она пройдет? Где остановится? Ваши предположения. Воспитатель заливает почву водой. «Формируется родник» -совместно наблюдают. | Высказывания, рассуждения детей. Участвуют в групповых действиях Выражают собственные мысли; Осваивают последовательность действий Наблюдают за происходящим. Фиксируют результаты. Выполняют действия по образцу взрослого, по инструкции взрослого; используют материалы, которые можно применить для изготовления модели родника; располагают предметы в определенном порядке; дети совместно с педагогом изготавливают действующий макет родника. Дети фируют результаты. | Актуализирует знание детей о слоях почвы и возможности формирования родника. Знаний о свойствах воды и слоях почвы, которые получили в результате экспериментальной деятельности. Умение работать сообща, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности. |
Рефлексия (контроль, оценка) Принцип открытости | Задает вопросы: Где вы сегодня побывали? Что нового вы узнали? Кто узнал что-то новое для себя? Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? Что вам понравилось больше всего? Что бы вы хотели узнать еще, о свойствах воды? Вы хотите поделиться новыми знаниями со своими близкими и друзьями? Мы здорово потрудились как ученые сделали для себя несколько открытий. | Рассказывают о событиях Делятся впечатлениями | Представить результат познавательнойдеятельности. Познавательная активность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление и уточнения имеющихся у детей представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью сканвордов
Одним из способов развить познавательную активность дошкольников является разгадывание сканвордов, которые могут, так же использоваться для закрепления и уточнения имеющихся у детей представлени...
Проект-занятия «В гостях у гнома Астронома» расширяющий представление детей об окружающем мире, его объектах и явлениях
Проект «В гостях у гнома Астронома» Цели:...
Авторское методическое пособие "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ"
В данном пособии представлены циклы наблюдений за объектами живой и неживой природы для детей от 3 до 7 лет....
Развитие познавательной активности детей 4-6 лет посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности
Хочу поделиться с вами педагогическим опытом работы на тему "Развитие познавательной активности детей 4-6 лет посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающ...
Ознакомление детей с объектами и явлениями природы связанными с водой
Ознакомление детей с объектами и явлениями природы связанными с водой...
Картотека дидактических игр по формированию представлений об объектах и явлениях природы у дошкольников
Картотека направлена на формирование экологических представлений у дошкольников...