Самообразование 2020- 2021г.
методическая разработка
Самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2020-2021g.docx | 19.96 КБ |
otchyot_po_samoobrazovaniyu_k_prezentatsii_2020-2021.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
воспитателя разновозрастной группы обособленного подразделения МДБОУ «Филимоновский детский сад» , с.Крутая Горка
Шафрыгиной Т.М.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Когда начата работа над темой: сентябрь 2020 г.
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2021 г.
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младших дошкольников.
Задачи самообразования:
Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
Совершенствование мелкой моторики рук у младших дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов:
пальчиковые гимнастики;
физкультминутки;
самомассаж кистей рук;
нетрадиционные техники рисования;
пальчиковый театр;
Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
№п/п | Содержание деятельности | Форма и срок отчёта | Литература | |
1. | Пальчиковый театр «Репка» | Игровой досуг(октябрь 2020г) | конспект | |
2. | Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников.
| Беседа с родителями (ноябрь 2020г). | конспект | |
3. | Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
| Рекомендации для родителей (декабрь 2020г). | конспект | |
4. | Пальчиковая гимнастика | постоянно | И.В. Бодраченко « Игровые досуги для детей». | |
5. | Физкультминутки | постоянно | Е.А.Янушко « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». | |
6. | Создание условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
| В течении года | ||
7. | Пальчиковый театр «Теремок». | Игровой досуг (январь 2021г.). | конспект | |
8. | Пальчиковый театр «Зимовье» | Игровой досуг (январь 2021г) | конспект | |
9. | Работа с конструктором «ЛЕГО», кубиками разной величины.
| постоянно | ||
10. | Пальчиковый театр «Три медведя» | Игровой досуг (февраль 2021г) | конспект | |
11. | Нетрадиционные техники рисования ладошкой « Красивый цветок для бабочки». | НОД (май 2021г) | конспект | |
12. | Перечень игр с песком для детей. | Памятки для родителей (апрель 2021г)
| ||
13. | Песочная терапия. | Доклад на родительском собрании (май 2021г) | конспект | |
14. | Проведение развлекательных игр: шнуровки, мозаика , пирамидки. | В течение года | ||
15. | Изучение методической литературы по данной теме.
| В течение года | Журналы: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в д/саду». Е.А.Янушко « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», И.В. Бодраченко « Игровые досуги для детей». | |
16. | Изучение опыта работы педагогов ДОУ.
| В течении года | Интернет –ресурсы. Социальная сеть работников образования. Международный образовательный портал. | |
17. | Участие в работе районных методических объединений. | В течении года | ||
|
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию по теме ««Развитие мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста».
воспитатель : Шафрыгина Т.М. (2020-2021 уч.год.)
1-2 слайд: У большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры, подметать и др. Сейчас мы уже и представить себе этого не можем, многие операции за человека выполняют машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Поэтому и была выбрана эта тема по самообразованию., целью которой является : повышение собственной профессиональной компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
3 слайд: для плодотворной работы были разработаны принципы и формы работы по развитию мелкой моторики.
Принципы : учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от простых упражнений к более сложным, каждый ребёнок должен испытывать радость от совместной деятельности ( ребёнок+воспитатель, ребёнок+ ребёнок), только систематические упражнения приносят результат.
Формы: пальчиковые игры, элементы изодеятельности и конструктивной деятельности, развитие графической моторики (штриховка, раскраски, обведение по трафарету ).
4слайд:
Задачи самообразования, поставленные перед началом работы:
Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
5 слайд:
При благополучном выполнении всех поставленных задач был запланирован результат от проделанной работы:
развитие мелкой моторики у детей , формирование речевых навыков, пополнение предметно-развивающей среды, обогащение родительского опыта.
6- 11 слайд: В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому упражнения я провожу в перерывах между занятиями, как физминутку во время занятий, во время игр в помещении или на прогулке. Пальчиковые игры- это очень хороший дидактический материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. В ходе игр развиваются движения кистей и пальцев рук, подражание движениям рук взрослого, хватание. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку к письму. Существует несколько правил:
- нельзя заставлять ребенка делать упражнения «через силу». Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;
- выполнение упражнений должно быть регулярным;
-занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут;
-время выполнения упражнения не может быть долгим, т.к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До трех лет это около 5 мин., затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия;
-нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения;
-очень важны участие и одобряющее поведение взрослого.
12-13 слайд: В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяла художественному творчеству, как в рамках проведения НОД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка, аппликация.
- лепка: хорошо развивает моторику рук также лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, зайчик, морковка для зайчика, одуванчики и др). постепенно развивая моторику рук, к концу года дети овладели необходимыми для их возраста навыками лепки, так мы подошли к лепке более сложных предметов. Так же мы с детьми создавали картины из пластилина и учились использовать пластилин для украшения готовых форм.
- рисование: очень хорошо развивают мелкую моторику рук приемы нетрадиционных техник рисования. Для рисования я предлагаю детям различную тематику, что позволяет сохранить интерес к занятиям, соответственно, занятия каждый раз получаются очень увлекательными и продуктивными.
14-15 слайд:
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:
- зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин).
- зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы.
-уголок мелкой моторики
- театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары пальчикового театра, а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.
16-17 слайд:
Проведение игр («Пазлы», «Мозаика», графических упражнений (штриховка, раскраски, обведение по трафарету), игры с с песком из домашней песочницы на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использую в ежедневной работе с детьми. Так же в группе имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для любого вида деятельности.
18-19 слайд:
Особое внимание я уделяю работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата. Индивидуально беседую с родителями. Цель бесед - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым.
Подготовила консультации «Песочные игры» и «Понятие – песочная терапия», «Нетрадиционные техники рисования»
20 слайд:
Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
Е.А.Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», И.В. Бодраченко «Игровые досуги для детей».
21 слайд :
В результате проделанной работы :
Развилась мелкая моторика рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
Сформировались пространственные представления детей (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);
Активизировалась речь детей и обогатился их словарный запас;
Улучшились память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление;
У детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность. Дети стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились работать в коллективе, общаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования педагога 2020-2021г.
План самообразования педагога 2020-2021г....
Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»
Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»...
План по самообразованию 2020-2021г
laquo;Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»...
План по самообразованию 2020-2021г.г.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли....
Самообразование 2020-2021г
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадициоными техниками рисования...
самообразование 2020-2021г.
Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия...
Самообразование 2020-2021г.
Самообразование 2020-2021г....