Самообразование 2020- 2021г.
методическая разработка

Шафрыгина Татьяна Михайловна

Самообразование

Скачать:


Предварительный просмотр:

 План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

  воспитателя разновозрастной группы обособленного подразделения      МДБОУ «Филимоновский детский сад» , с.Крутая Горка

  Шафрыгиной Т.М.

  Тема: «Развитие  мелкой  моторики у детей  младшего дошкольного возраста».

  Когда начата работа над темой: сентябрь 2020 г.

  Когда предполагается закончить работу над темой: май 2021 г.

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младших  дошкольников.

Задачи самообразования:

Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

Совершенствование мелкой моторики рук у младших дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов:

пальчиковые гимнастики;

физкультминутки;

самомассаж кистей рук;

нетрадиционные техники рисования;

пальчиковый театр;

Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

 

№п/п

Содержание деятельности

Форма и срок отчёта

Литература

1.

Пальчиковый театр «Репка»

Игровой досуг(октябрь 2020г)

конспект

2.

Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников.         

 

Беседа с родителями (ноябрь  2020г).        

конспект

3.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.        

 

Рекомендации для родителей

 (декабрь 2020г).        

конспект

4.

Пальчиковая гимнастика

постоянно

И.В. Бодраченко

« Игровые досуги для детей».

5.

Физкультминутки

постоянно

Е.А.Янушко

« Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

6.

Создание  условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.        

 

В течении года

7.

Пальчиковый театр

«Теремок».

Игровой досуг

(январь 2021г.).

конспект

8.

Пальчиковый театр

«Зимовье»

Игровой досуг

(январь 2021г)

конспект

9.

Работа с конструктором «ЛЕГО», кубиками разной величины.        

 

постоянно

10.

Пальчиковый театр

«Три медведя»

Игровой досуг

(февраль 2021г)

конспект

11.

Нетрадиционные техники рисования ладошкой  

 « Красивый цветок для бабочки».        

НОД (май 2021г)        

конспект

12.

Перечень игр с песком для детей.

Памятки  для

 родителей

 (апрель 2021г)        

 

13.

Песочная терапия.

Доклад на родительском собрании (май 2021г)

конспект

14.

Проведение развлекательных игр:  шнуровки, мозаика , пирамидки.        

В течение года        

15.

Изучение методической литературы по данной теме.        

 

В течение года

Журналы:

«Дошкольное воспитание»,

«Воспитатель ДОУ»,

«Ребёнок в д/саду».

Е.А.Янушко

« Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», И.В. Бодраченко

« Игровые досуги для детей».

16.

Изучение опыта работы педагогов ДОУ.

 

В течении года

Интернет –ресурсы.

Социальная сеть работников  образования.

Международный образовательный портал.

17.

Участие в работе районных методических объединений.        

В течении года

        

 

 

 

         

         

 

                                             

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию по теме  ««Развитие мелкой моторики рук у  младшего дошкольного возраста».

воспитатель : Шафрыгина Т.М.  (2020-2021 уч.год.)

1-2 слайд: У большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры, подметать и др. Сейчас мы уже и представить себе этого не можем, многие операции за человека выполняют машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др.  Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности  головного мозга. Поэтому и была выбрана эта тема по самообразованию., целью которой является : повышение собственной профессиональной компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников и достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

3 слайд: для плодотворной работы были разработаны принципы и формы работы по развитию мелкой моторики.

Принципы :  учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от простых упражнений к более сложным, каждый ребёнок должен испытывать радость от совместной деятельности ( ребёнок+воспитатель, ребёнок+ ребёнок), только систематические упражнения приносят результат.

Формы: пальчиковые игры, элементы изодеятельности и конструктивной деятельности, развитие графической моторики (штриховка, раскраски, обведение по трафарету ).

4слайд:

Задачи самообразования, поставленные перед началом работы:

Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

5 слайд:

При благополучном выполнении всех поставленных задач  был запланирован результат от проделанной работы:

развитие мелкой моторики у детей , формирование речевых навыков, пополнение предметно-развивающей среды, обогащение родительского опыта.

6- 11 слайд: В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому упражнения я провожу в перерывах между занятиями, как физминутку во время занятий, во время игр в помещении или на прогулке. Пальчиковые игры- это очень хороший дидактический материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. В ходе игр развиваются движения кистей и пальцев рук, подражание движениям рук взрослого, хватание. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку к письму. Существует несколько правил:

- нельзя заставлять ребенка делать упражнения «через силу». Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;

- выполнение упражнений должно быть регулярным;

-занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут;

-время выполнения упражнения не может быть долгим, т.к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До трех лет это около 5 мин., затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия;

-нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения;

-очень важны участие и одобряющее поведение взрослого.

12-13 слайд: В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяла художественному творчеству, как в рамках проведения НОД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка, аппликация.

лепка: хорошо развивает моторику рук также лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, зайчик, морковка для зайчика, одуванчики и др). постепенно развивая моторику рук, к концу года дети овладели необходимыми для их возраста навыками лепки, так мы подошли к лепке более сложных предметов. Так же мы с детьми создавали картины из пластилина и учились использовать пластилин для украшения готовых форм.

рисование: очень хорошо развивают мелкую моторику рук приемы нетрадиционных техник рисования. Для рисования я предлагаю детям различную тематику, что позволяет сохранить интерес к занятиям, соответственно, занятия каждый раз получаются очень увлекательными и продуктивными.

14-15 слайд:

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

 - зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные  трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин).

- зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы.

-уголок мелкой моторики

- театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары  пальчикового театра, а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

16-17 слайд:

Проведение игр («Пазлы», «Мозаика», графических упражнений (штриховка, раскраски, обведение по трафарету), игры с с песком из домашней песочницы на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использую в ежедневной работе с детьми. Так же в группе имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для любого вида деятельности.

18-19 слайд:

Особое внимание я уделяю работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата. Индивидуально беседую с родителями. Цель бесед - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым.

 Подготовила консультации «Песочные игры» и «Понятие – песочная терапия», «Нетрадиционные техники рисования»

20 слайд:

Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:

Е.А.Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», И.В. Бодраченко «Игровые  досуги для детей».

21 слайд :

В результате проделанной работы :

Развилась мелкая моторика рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

Сформировались пространственные представления детей (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);

Активизировалась речь детей и обогатился их словарный запас;

Улучшились память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление;

У детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность. Дети стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились работать в коллективе, общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога 2020-2021г.

План самообразования педагога 2020-2021г....

Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»...

План по самообразованию 2020-2021г

laquo;Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»...

План по самообразованию 2020-2021г.г.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли....

Самообразование 2020-2021г

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадициоными техниками рисования...

самообразование 2020-2021г.

Формирование  у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия...

Самообразование 2020-2021г.

Самообразование 2020-2021г....