программа дополнительного образования "Первые шаги к чтению"
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
"Первые шаги к чтению"
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_k_chteniyu.docx | 53.41 КБ |
pervye_shagi_k_chteniyu.pdf | 775.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением
Деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»
городского округа Красноуфимск Свердловской области
СОГЛАСОВАНА: Педагогическим советом Протокол № ___ от «____» ____________ 2022г. | УТВЕРЖДЕНА: Приказом заведующего МАДОУ Детский сад 18 от «____» ____________ 2022г. № ______ ___________С.И. Молвинских |
Дополнительная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
"Первые шаги к чтению"
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Шистерова Анастасия Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Красноуфимск
2022
1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Первые шаги к чтению» (далее Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей на период до 2030 года включительно (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015г. 09-3242;
- Приказом Министерства образования и науки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. №533) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- «Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.23021г. №136-л);
- Уставом МАДОУ Детский сад 18 утвержденного приказом МО УО ГО Красноуфимск от 20.11. 2018г. №189.
Перенос в современных нормативных документах акцента с подготовки ребенка к школе на полноценное проживание детства как самоценного и социально значимого периода способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования. Этими результатами становятся, в первую очередь, социализация детей, свой для каждого ребенка уровень развития любознательности, активности, самостоятельности, познавательной инициативы, готовности к преодолению ошибок и неудач, поиску решений в новой, нестандартной ситуации, в условиях дефицита информации. Все это должно стать прочной основой не только для успешного обучения ребенка в школе, но и полноценной реализации его личностного потенциала на всех этапах жизни.
Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Программа разработана с учетом потребностей населения ГО Красноуфимск (родителей (законных представителей) воспитанника).
Программа не предполагает конкурсного отбора, зачисление осуществляется по рекомендации учителя-логопеда.
Программа предусматривает для воспитанников возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
Отличительные особенности программы: Данная программа позволяет воспитанникам приобрести первые навыки чтения, способствует формированию языкового чутья и происходит это в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у воспитанников навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв. Для более легкого запоминания буквы конструируются из палочек, лепятся их из пластилина, рисуются на листе бумаги, обводятся пальчиком и т. д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого воспитанника.
Адресат программы: возраст воспитанников по программе 6-7 лет.
Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Воспитанник способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. Он начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но уже начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
На этапе от 6 до 7 лет происходит интенсивное формирование фонематического слуха, умения делать звуковой анализ, выделять из слов отдельные звуки; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Эти навыки являются основополагающими для начала обучения чтению. И именно в этом возрасте формируются речевые центры чтения, развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). Воспитанники начинают больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хотят узнать то, что написано ими, интересуются буквами, пытаются понять, что написано в книгах, на витринах магазинов. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раза в неделю по 30 минут.
Объём программы: 36 часа.
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности образовательного процесса:
Форма реализации программы: традиционная, очная.
Формы обучения: индивидуально-групповая.
Виды занятий: В основном занятия по программе проходят в виде учебных занятий, которые состоят из теоретической и практической работы.
Теоретическая часть занятия предполагает ознакомление с образом букв, понятиями слово и слог. Теоретические знания, обучающиеся получают через использование следующих методов:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ;
Практическая работа направлена на применение полученных знаний- чтобы воспитанники лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв. Имея представление о образе буквы, воспитанники учатся сперва пропевать букву, затем сливать 2 гласные буквы, и только потом согласная + гласная. Практическая часть занятия реализуется через использование следующих методов:
- практические: упражнения, игра, конструирование, рисование;
- работа с книгой, слоговыми таблицами;
Формы подведения итогов: наблюдение, диалоги-расспросы, контроль выполнения практических заданий, выставка творческих работ «Такие разные буквы», викторина «По страницам Азбуки», акция «Почитаем малышам».
1.2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной
программы
Цель программы: формирование запаса знаний, умений и навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к обучению чтению в начальной школе через приобретение навыка чтения слогов.
Задачи программы:
1.Образовательные:
- учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного.
- учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы) в слове.
2. Развивающие:
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению.
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы
Учебный план.
№ п\п | Название лексической темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
2 | Гласные звуки. Звук А. Буква А. Звук У. Буква У. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
3 | Гласные звуки. Звук О. Буква О. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
4 | Звук М. Буква М. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
5 | Звук С. Буква С. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
6 | Читаем слитно | 1 | - | 1 | Практические задания |
7 | Звук Х. Буква Х. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
8 | Звук Р. Буква Р. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
9 | Звук Ш. Буква Ш. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
10 | Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
11 | Читаем слитно | 1 | - | 1 | Практические задания Подготовка творческих работ, оформление выставки. |
12 | Звук Л. Буква Л. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
13 | Звук Н. Буква Н. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
14 | Звук К. Буква К. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
15 | Звук Т. Буква Т. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
16 | Гласные звуки. Звук И. Буква И. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
17 | Звук П. Буква П. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
18 | Звук З. Буква З. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
19 | Звук Й. Буква Й. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
20 | Викторина «По страницам Азбуки» | 1 | - | 1 | Игровые задания |
21 | Звук Г. Буква Г. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
22 | Звук В. Буква В. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
23 | Звук Д. Буква Д. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
24 | Звук Б. Буква Б. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
25 | Звук Ж. Буква Ж. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
26 | Читаем слитно | 1 | - | 1 | Практические задания |
27 | Гласные звуки. Звук Е. Буква Е. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
28 | Гласные звуки. Звук Я. Буква Я. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
29 | Гласные звуки. Звук Ю. Буква Ю. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
30 | Гласные звуки. Звук Ё. Буква Ё. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
31 | Звук Ч. Буква Ч. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
32 | Гласные звуки. Звук Э. Буква Э. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
33 | Звук Ц. Буква Ц. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
34 | Звук Ф. Буква Ф. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
35 | Звук Щ. Буква Щ. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, диалоги- расспросы, практические задания |
36 | Акция «Почитаем малышам». | 1 | - | 1 | Практические задания |
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Понятие «Неречевые и речевые звуки» «Гласные и согласные звуки и их отличия».
Практика: Игра «Давайте познакомимся»; упражнения на умение определять источник и направление звука, различать неречевые звуки и звуки человеческой речи, различать на слух длинные и короткие слова; игры на фонематическое восприятие и фонематический слух.
Тема 2. Гласные звуки. Звук А. Буква А. Звук У. Буква У.
Теория: Знакомство с графическим изображением букв А и У. Игра «Буквы из бусинок». Звуки А и У. Отличие гласных звуков от согласных.
Практика: Чистоговорки на звуки А и У кратко - длительно, тихо - громко; игра «Узнай букву среди других» А и У в ряду других гласных звуков поочередно, слога со звуками А и У в ряду слогов; Игра «Подбери слово, начинающихся на звук А и У»; Игра «Начало, середина, конец» на определение положения звуков А и У в словах; составление из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау.
Тема 3. Гласные звуки. Звук О. Буква О.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы О. Звук О, характеристика звука. Загадка (Ослик, Осы)
Практика: Игра «Буква из манки»; Игра «Будь внимательным»; Игра «Придумай слово», начинающиеся на А и У; Игра «Придумай слово со звуком О»; Физминутка «Дикие животные»; Упражнение «Сложи слог». Чтение по букварю в строчку и в столбик.
Тема 4. Звук М. Буква М.
Теория: Рассмотреть картинки на доске: дом, дым, ком. Знакомство с графическим изображением буквы М. Звук М, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький»
Практика: Игра «Буквы потерялись» буквы А, У, О найти в конвертике; Игра с мячом «Назови слова на букву О»; Игра «Будь внимателен» на отбирание картинок, в названии которых есть звук М; Рисование «Буква М»; Игра «Подбери слово, начинающихся на звук М»; Физминутка «Мы читали, мы читали». Чтение по букварю в строчку и в столбик.
Тема 5. Звук С. Буква С.
Теория: Загадки: сорока, стул, санки. Знакомство с графическим изображением буквы С. Звук С, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «Буква из конструктора»; Игра «Доскажи словечко»; Игра «Буква потерялась»; Упражнение «Сложи слог»; Игра «Начало, середина, конец» на определение положения звука С в словах. Физминутка «Ветер дует нам в лицо». Чтение по букварю.
Тема 6. Читаем слитно
Практика: Закрепление изученных букв: А, У, О, М, С. Игра: «Какой буквы не стало». Обозначение букв фишками: красная, синяя, зелёная. Чтение слогов АУ и УА по букварю. (хоровое и индивидуальное). Физ. минутка «Дикие животные». Водить пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных. Определение слогов в немой артикуляции воспитателя. Выполнение задания - проанализировать прочитанные слоги, узнавать на слух сколько звуков (букв) я произнесла(произнес).
Тема 7. Звук Х. Буква Х.
Теория: Загадки: Хлеб, хомяк, петух, хорошо. Угадайте какой звук я выделяю (петух, храбрец, хорёк). Знакомство с графическим изображением буквы Х. Звук Х, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «Буква из макарон»; Игра «Придумай слова со звуком Х»; Игра «Бусы из слов»; Составление из букв разрезной азбуки слоги со звуком Х и прочитывание их. Физминутка «Хомячок». Чтение в букваре.
Тема 8. Звук Р. Буква Р.
Теория: Загадки: Рыба, радуга, репка. Знакомство с графическим изображением буквы Р. Звук Р, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «Буква из палочек»; Ирга «Будь внимателен» на выделение звук Р в ряду звуков, слогов, слов и определение места звука Р в словах. Упражнение «Дружба звуков» - составление из букв разрезной азбуки слоги со звуком Р и прочитывание их. Физминутка. Чтение по букварю.
Тема 9. Звук Ш. Буква Ш.
Теория: Загадки (Шарик, шарф, шапка). Игра «Хлопушки». Знакомство с графическим изображением буквы Ш. Звук Ш, характеристика звука.
Практика: Игра «Буква из конструктора»; Игра «Путаница»; Упражнение на выделение звука Ш в ряду звуков, слогов, слов. Упражнение «Дружба звуков» - составление из букв разрезной азбуки слоги со звуком Р и прочитывание их. Физминутка. Чтение по букварю.
Тема 10. Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы.
Теория: Хор-хоры, шар- шары, ус-усы, рама- рамы, роза -розы. Какой звук я выделяю? Что изменилось, когда появился этот звук? Знакомство с графическим изображением буквы Ы. Звук Ы, характеристика звука.
Практика: Игра «Буква из пуговиц»; Ирга «Будь внимателен» - выделение звука Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов. Составление из букв разрезной азбуки слоги со звуком Ы и прочитывание их. Чтение на доске СЫ, РЫ, МЫ. Физминутка. Чтение по букварю.
Тема 11. Читаем слитно.
Практика: Подготовка творческих работ из различного материала для выставки «Такие разные буквы» - дети изготавливают букву из конструктора, рисуют, лепят и т.п. Составление слогов из поделок детей, затем из разрезной азбуки САМ, САМА СОМ, АХ, ХО, О -СЫ, У-СЫ, ША-РЫ. Физминутка. Чтение по букварю.
Тема 12. Звук Л. Буква Л.
Теория: Загадки: ЛУК, ЛОПАТА, ЛОЖКА. Звуковой анализ звука Л и ЛЬ. Знакомство с графическим изображением буквы Л. Звук Л, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «Рисуем букву»; Игра «Сложи слово». Игра «Придумай слово, в составе которого есть звуки р, с, ш, л, х». Складывание слогов из разрезной азбуки Лу-ша, Мы-ло. Физминутка. Чтение по букварю.
Тема 13. Звук Н. Буква Н.
Теория: Определение первого звука в словах: Нос, ноги, носорог. Знакомство с графическим изображением буквы Н. Звук Н, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «Буква из пуговиц»; Игра «Паровозик»; Ирга «Будь внимателен» - выделение звука Н в ряду других гласных звуков, слога со звуком Н в ряду слогов, слов. Составление из разрезной азбуки НОС, СЫН. Физминутка. «По дорожке». Чтение по букварю.
Тема 14. Звук К. Буква К.
Теория: Загадки (Лук, мак, кукушка). Знакомство с графическим изображением буквы К. Звук К, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «Рисуем букву на манке»; Игра «Путаниц»; Упражнение «Подбери слово». Составление из букв разрезной азбуки слоги со звуком К и прочитывание их. Физминутка «К речке быстрой». Чтение по букварю. Чтение с доски.
Тема 15. Звук Т. Буква Т.
Теория: Определение первого звука в словах: торт, трон, тигр, телевизор. Знакомство с графическим изображением буквы Т. Звук Т, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «Лепим букву»; Игра «Волшебный мешочек»; Игра «Сложи слоги/слово» со звуком Т и прочитывание их; Игра «Отыщи спрятанное слово»; Физминутка. Чтение по букварю; Чтение с доски.
Тема 16. Гласные звуки. Звук И. Буква И.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы И. Звук И, характеристика звука.
Практика: Ирга «Конструируем букву»; Игра «Придумай слов со звуком И»; Ирга «Будь внимателен» - выделение звука И в ряду других гласных звуков, слога со звуком И в ряду слогов, слов. Физминутка «К речке быстрой». Чтение слогов из двух, трёх букв и слов.
Тема 17. Звук П. Буква П.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы П. Звук П, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «Лепим букву»; Игра «Прятки». Игра «Волшебный мешочек»; Игра «Придумай слово», в составе которого есть звуки м, и,к,п. Составление слов из разрезной азбуки: Па-па, Па-ша, па-ра. Игры «Найди слово»; Физминутка «Здравствуй». Чтение по букварю. Чтение с доски.
Тема 18. Звук З. Буква З.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы З. Игра «Рисуем букву». Звук З, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «Хлопушки - топотушки» звук З - С. Игра «Закончи слово»; Упражнение «Составь слово из букв» из букв разрезной азбуки слоги со звуком З и прочитывание их. Физминутка «Вышли пальчики гулять». Чтение по букварю. Чтение с доски.
Тема 19. Звук Й. Буква Й.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Й. Звук Й, характеристика звука.
Практика: Игра «Буква из пуговиц»; Игра «Хлопушка» (Й); Игра «Сложи слог» из разрезной азбуки (ай, ой, ый, ий, ей) и прочитывание их; Игра «Подбери слово»; Физминутка «Буратино». Чтение по букварю. Чтение с доски.
Тема 20. Викторина «По страницам Азбуки».
Практика: В игровой форме воспитанники повторяют изученные буквы, применяют полученные знания, умения, навыки. Отгадывание загадок. Конкурс «Узнай букву». Конкурс «Буква заблудилась». Конкурс «Путаница».
Тема 21. Звук Г. Буква Г.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Г. Звук Г, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «Конструируем букву»; Игра «Придумай или назови слово», в составе которых есть звуки г,п,у,з; Игра «Сложи слоги/ слово» (га, ги, гу. Слово: но-га, го-ра, гу-си); Упражнение «Вставь букву»; Физминутка «К речке быстрой». Чтение по букварю. Чтение с доски.
Тема 22. Звук В. Буква В.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы В. Звук В, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «Буква из макарон»; Игра «Хлопушка» (В); Игра «Путаница»; Игра «Сложи слоги/ слово» (ва.во.вы,ви), слов: и-ва, ва-за,со-ва и их прочитывание. Игра «Отыщи спрятанное слово»; Физ. Минутка «Буратино» Чтение по букварю. Чтение с доски.
Тема 23. Звук Д. Буква Д.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Д. Звук Д, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «На что похожа буква»; Игра «Придумай слова», в составе которых есть звуки Д, Т. Игра «Сложи слоги/ слово» да –та, до –то, ду – ту, ды – ты и слова: дом, том. Упражнение «Вставь букву»; Физминутка «Вышли пальчики гулять». Чтение по букварю. Чтение с доски.
Тема 24. Звук Б. Буква Б.
Теория: Загадки (Баран, банан). Знакомство с графическим изображением буквы Б. Звук Б, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Ирга «Лепим букву»; Игра «Услышишь звук Б, хлопни в ладоши». Игра «Найди правильно букву». Игра «Запомни и повтори». Чтение в букваре слогов из трех букв. Физминутка «Буратино». Чтение с доски.
Тема 25. Звук Ж. Буква Ж.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ж. Звук Ж, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «На что похожа буква»; Игра «Придумай слово», в составе которого есть звуки ж-з.; Игра «Запомни и повтори»; Игра «Доскажи словечко»; Сложить из букв слоги: жа –за,жу-зу,жи-зи. Физ. минутка «Здравствуй». Печатание слогов: жа, жо, жу, их прочитывание. Чтение с доски.
Тема 26. Читаем слитно.
Практика: Игра «Прочитай букву». Придумывание слов, в составе которых есть заданный звук. Складывание из букв слогов и прочитывание. Печатание слогов, их прочитывание. Физминутка «Буратино». Чтение по букварю. Чтение с доски.
Тема 27. Гласные звуки. Звук Е. Буква Е.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Е. Звук Е, характеристика звука.
Практика: Игра «Конструируем букву»; Игра «Прятки»; Чтение обратных и прямых слогов, слов; Упражнение «Закончи слово»; Чтение в букваре слогов из трех букв. Физ. минутка «По дорожке». Чтение с доски.
Тема 28. Гласные звуки. Звук Я. Буква Я.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Я. Звук Я, характеристика звука.
Практика: Игра «Рисуем букву на манке»; Игра «Волшебный мешочек с буквами»; Игра «Придумай слово», в составе которого есть звук Я; Упражнение «Вставь букву»; Чтение обратных и прямых слогов, слов; Чтение в букваре слогов из трех букв. Физ. минутка «Здравствуй». Чтение с доски.
Тема 29. Гласные звуки. Звук Ю. Буква Ю.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ю. Звук Ю, характеристика звука.
Практика: Игра «Рисуем букву»; Игра «Прятки». Игра «Услышишь звук Ю и хлопни в ладоши»; Игра «Бусы из слов»; Чтение обратных и прямых слогов, слов; Чтение в букваре слогов из трех букв. Физ. минутка «Вышли пальчики гулять». Чтение с доски.
Тема 30. Гласные звуки. Звук Ё. Буква Ё.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ё. Звук Ё, характеристика звука.
Практика: Игра «Выложи букву из пуговиц»; Игра «Волшебный мешочек с буквами». Игра «Кто внимательный». Чтение обратных и прямых слогов, слов. Чтение в букваре слогов из трех букв. Физ. минутка «Здравствуй». Чтение с доски.
Тема 31. Звук Ч. Буква Ч.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ч. Звук Ч, характеристика звука.
Практика: Игра «Конструируем букву»; Игра «Хлопушка» (Ч). Ирга «Будь внимателен» - выделение звука И в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ч в ряду слогов, слов; Игра «Сложи слоги/ слово» из разрезной азбуки (ча. чу, чи), слов: час, луч, дочка и их прочитывание; Физ. Минутка «Буратино» Чтение по букварю. Чтение с доски.
Тема 32. Гласные звуки. Звук Э. Буква Э.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Э. Звук Э, характеристика звука.
Практика: Игра «Лепим букву»; Игра «Прятки». Игра «Услышишь звук Э и хлопни в ладоши»; Чтение обратных и прямых слогов, слов. Игра «Бусы из слов»; Чтение в букваре слогов из трех букв; Физминутка «Вышли пальчики гулять». Чтение с доски.
Тема 33. Звук Ц. Буква Ц.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ц. Звук Ц, характеристика звука.
Практика: Игра «Конструируем букву»; Игра «Путаница» найти в конвертике букву Ц. Игра «Сложи слоги/ слово». Упражнение «Подбери слово». Игра «Определи первый и последний звук» в словах и найди картинки со звуком Ц. Физминутка «Ветер дует нам в лицо». Чтение по букварю. Чтение с доски.
Тема 34. Звук Ф. Буква Ф.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ф. Звук Ф, характеристика звука. Упражнение «Большой и маленький».
Практика: Игра «На что похожа буква»; Игра «Прятки»; Игра «Придумывай слово», в составе которого есть звуки Ф, Ц, Ж. Игра «Сложи слоги/ слово» из разрезной азбуки: фо-кус, Фа-я, фут-бол. Игры «Найди слово»; Физминутка «Здравствуй». Чтение по букварю. Чтение с доски.
Тема 35. Звук Щ. Буква Щ.
Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Щ. Звук Щ, характеристика звука.
Практика: Игра «Лепим букву»; Игра «Придумай слово», в составе которого есть звуки Щ, Ч. Игра «Запомни и повтори». Игра «Доскажи словечко». Игра «Сложи слоги/ слово»: ща, щу, щи. Физминутка «Здравствуй». Печатание слогов: ща, щи, щу, их прочитывание. Чтение с доски.
Тема 36. Акция «Почитаем малышам».
Практика: Игра на знакомство «Прочитай мое имя» (чтение бэйджиков у ребят старшей группы) Рассказ о том, что такое буквы, их значение в жизни человека для воспитанников средней группы. Чтение отдельных слов и предложений в книге из серии «Читаем по слогам». Совместное с педагогом чтение.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- различают понятия звук и буква;
- знают алфавит;
Метапредметные результаты:
- определяют наличие и место заданного звука в слове;
- анализируют звуковой состав слова;
- определяют количество слогов в слове;
- умеют составлять слова из слогов;
- умеют называть слова с определенным звуком, находят слова с этим звуком в предложении, определяют место звука в слове;
- умеют выделять последовательность звуков в простых словах;
- плавно читают слоги, сознательно читают слова;
Личностные результаты:
- обладают старательностью, усидчивостью.
- проявляют любовь к чтению.
2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный график
| ||
Продолжительность учебной недели | 5 дней (с понедельника по пятницу) | |
Время работы возрастных групп | 10,5 часов в день (7.30-18.00) | |
Нерабочие дни | Суббота, воскресенье и праздничные дни | |
| ||
Учебный год | с 01.09.2022г. по 31.05.2023г. | 37 недель |
| ||
| От 1 недели до 4 недель | |
| ||
Первичный мониторинг | с 19.09.2022г. по 23.09.2022г. | 1 неделя |
Итоговый мониторинг | с 17.04.2023г. по 21.04.2023г. | 1 неделя |
| ||
01.06.2022г. по 31.08.2022г. | 13 недель | |
| ||
День народного единства | 04.11.2022г. | 1 день |
Новогодние каникулы и Рождество Христово | 01.01.2023г. по 08.01.2023г. | 8 дней |
День защитника Отечества | 23.02.2023г. по 24.02.2023г. | 2 дня |
Международный женский день | 08.03.2023г. | 1 день |
Праздник Весны и Труда | 01.05.2023г. | 1 день |
День Победы | 08.05.2023г. по 09.05.2023г. | 2 дня |
День России | 12.06.2023г. | 1 день |
2.2.Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение:
- кабинет дополнительного образования в соответствии с СанПин;
- столы и стулья в соответствии с возрастом и ростом воспитанников;
- магнитно – маркерная доска;
- предметные картинки;
- разрезные азбуки индивидуальные для каждого ребенка в конверте;
- слоговые линейки;
- таблицы слогов и слов;
- магнитная «Азбука» Н.С. Жуковой;
- букварь Н.С Жуковой.
- Информационное обеспечение: нет.
- Кадровое обеспечение:
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом, имеющим среднее профессиональное (педагогическое) или высшее профессиональное (педагогическое) образование, курсы повышения квалификации по данному направлению деятельности.
- Методические материалы
Букварь: Пособие по обучению дошкольников правильному чтению / Н. С. Жукова. – Москва: Эксмо, 2021; Я читаю: пособие для педагогов и родителей/ М.И. Мирошник. - Издательство: ЛегионГод, 2013.
Программа предусматривает использования некоторых элементов образовательных технологий – технология группового обучения, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, коммуникативная технология обучения, игровая технология, личностно-ориентированная, здровьесберегающая технологии.
Образовательный процесс организуется с учетом следующих принципов: дифференциации, вариативности, адаптивности, непрерывности и преемственности, практической направленности, научности, интегративности, наглядности и доступности.
Программа предусматривает сочетание групповых формы занятий и индивидуальных.
На занятиях используются различные методы обучения:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение.
- наглядно-иллюстративные: демонстрации иллюстраций, графического образа буквы.
- практические: упражнения, игра, действия по показу; конструирование, рисование.
- работа с книгой, разрезной азбукой, магнитной азбукой, слоговыми таблицами.
Обучение чтению предполагает использование специфических методов именно для данного вида деятельности:
Фонетический метод. Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе — обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам.
Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ — умение манипулировать фонемами.
Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия на развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.
Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.
Алгоритм занятий:
1. Чтение загадки, рассматривание иллюстраций, содержащих изображение, в названии которого есть изучаемый звук.
2.Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.
3. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий.
Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:
- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;
- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.
Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.
4. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
6. Далее вводится графический образ звука — буква. Используемые приемы закрепления образа буквы:
- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.
- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.
- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а воспитанник, называет эту букву, затем отгадывает букву с закрытыми глазами.
8. В конце занятия читаются слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов. Организуется чтение по букварю и с доски.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Диагностика разработана на основе схемы определения языковой готовности, предложенной М. Р. Львовым. Автором был разработан «Комплекс диагностических заданий, направленных на выявление уровня готовности к обучению грамоте». В данный комплекс вошло большое число общих компонентов, определяющих готовность ребёнка к обучению чтению и письму, позволяющих осуществить комплексный подход к проведению педагогической диагностики.
Данный комплекс состоит из двух блоков:
– языкового;
– психомоторного.
Языковой блок представлен диагностическими заданиями, направленными на выявление уровня умения читать, делать звуковой анализ слова, дифференцировать звуки, составлять рассказы, пересказывать, понимать и самостоятельно составлять разнообразные грамматические конструкции, развития словарного запаса.
Психомоторный блок содержит задания, необходимые для обследования состояния моторики и зрительно-моторных координаций.
Для программы целесообразно применить только языковой блок, поэтому можно сказать, что была использована только часть диагностического комплекса.
Каждое задание комплекса оценивается по 3-х бальной системе:
3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности воспитанника;
2 балла свидетельствует о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности воспитанника к обучению;
1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе;
0 баллов свидетельствует о неспособности воспитанника справиться с заданием.
(См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
3. Список литературы
1.Букварь: Пособие по обучению дошкольников правильному чтению / Н. С. Жукова. – Москва: Эксмо, 2021;
2.Педагогика и методика начала обучения: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. - Москва: Просвещение, 1979.
3.Я читаю: пособие для педагогов и родителей/ М.И. Мирошник. - Издательство: ЛегионГод, 2013.
4. Энциклопедия методов обучения чтению. Буквы, слоги, кубики. /Кириллова Л. - Москва: АСТ, АСТ- МОСКВА, Прайм-Еврознак; 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задание 1.
Цель: обследование степени овладения навыком чтения.
Материал: карточки с буквами, «Букварь».
Текст задания: «Скажи, ты знаешь какие-нибудь буквы? Если ты уже учился читать, почитай вот здесь, пожалуйста». Для чтения можно предложить любые буквы и слоги из букваря.
Оценка выполнения задания:
3 балла – слитное или слоговое чтение;
2 балла – знает все буквы, пытается читать по слогам;
1 балл – побуквенное чтение;
0 баллов – не знает всех букв, не читает.
Задание 2.
Цель: обследование степени овладения навыком слогоделения.
Материал: набор слов (весело, море, птицы, кот, школа, тетрадь, карандаш).
Текст задания: «Знаешь ли ты, что слова делятся на слоги? Слоги можно считать так (хлопки): мо-ло-ко (или подставив ладонь под подбородок). Давай поиграем: я буду говорить слово, а ты – делить его на слоги и говорить, сколько их».
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – правильное выполнение задания при помощи взрослого (взрослый переспрашивает, предлагает попробовать посчитать слоги ещё раз, хорошо подумать);
1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью учителя;
0 баллов – не умеет делить слова на слоги.
Задание 3.
Цель: обследование степени овладения навыком выделять звук, определять его место в слове.
Материал: набор слов (сон, носок, слон, голос, место, нос, сумка), карточки с 3 окошками, цветные фишки.
Текст задания: «Сейчас я буду называть тебе слова со звуком [с], а ты отмечай на карточке фишкой, где он (в начале, в середине или в конце слова).
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – правильное выполнение задания при помощи учителя (учитель переспрашивает, предлагает попробовать ещё раз, хорошо подумать);
1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью учителя;
0 баллов – не умеет определять место звука в слове.
Задание 4.
Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия
Материал: набор картинок, в названия которых входит заданный звук, картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артикулярно-акустическим признакам, картинки, в названиях которых нет заданного звука. Примерный набор картинок: щука, шкаф, мальчик, бусы, чашка, шишка, жук, ружьё, сова, шапка, карандаш, кошка.
Текст задания: «Называй каждую картинку, если в ее названии есть звук [ш], положи эту картинку вот сюда».
В ходе выполнения воспитанником этого задания важно обращать внимание на следующие моменты: сохраняет ли он инструкцию в процессе работы либо постоянно уточняет, наличие какого звука он должен определять; отбирает ли картинки, в названии которых нет заданного звука; определяет ли наличие заданного звука только в начальной позиции или в позициях начала, середины и конца слова.
Если воспитанник отобрал только картинки, в названиях которых звук [ш] находится в начальной позиции, педагог говорит ему: «Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил и оставил вот здесь. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить - есть звук [ш] или нет».
Таким образом, вы спускаетесь на «ступеньку» ниже, предлагая воспитаннику определить наличие звука, опираясь не на собственное произношение, а на восприятие слова на слух. Педагог должен слегка интонационно выделить звук [ш]: «ш-шапка».
Если при первой самостоятельной попытке воспитанник отложил наряду с картинками, названия которых содержат звук [ш], картинки, названия которых содержат звук [ж] или [с], также важно прибегнуть к обучающему моменту: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отложенные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [ш] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении педагог интонационно выделяет в словах звуки [ш], [ж], [с].
Оценка выполнения задания:
3 балла - за правильное выполнение задания.
2 балла - за самостоятельное выделение звука из начальной позиции и при умении выделить звук в середине и конце слова при помощи учителя; за правильное выполнение задания, но при отсутствии дифференцировок [ш]-[щ].
1 балл - за выделение звука только из позиции начала слова даже после введения обучающего элемента.
0 баллов - за невыполнение задания даже с помощью учителя (раскладывает картинки не руководствуясь предложенным принципом).
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Ф. И.воспитанника……………………………………….
Дата рождения…………………………..Возраст……………………
Дата диагностики:
I……………………………….II……………………………..
(при заполнении подчеркнуть соответствующую характеристику)
1.Умение читать …………..........низкий, средний, высокий, отсутствует
2.Умение делить слова на слоги .…изкий, средний, высокий, отсутствует
3. Умение выделять звук в слове …изкий, средний, высокий, отсутствует
4. Дифференциация звуков .........низкий, средний, высокий, отсутствует
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Читарики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образованияпо обучению чтению дошкольников «Читарики»Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет.Для ...
Образовательная программа дополнительного образования " Нескучное чтение"
соцмально- педагогическое направление...
Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников чтению "Умные звуки"
Цель программы: развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой и знаковой системами языка....
Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"
Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"...
Программа дополнительного образования по подготовке к чтению «АБВГДейка» для детей 5 -7 лет
Программа дополнительного образования по подготовке к чтению «АБВГДейка»...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Первые шаги в робототехнику"
Новизна: Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательн...
Программа дополнительного образования по взаимодействию с семьей « Вместе весело шагать» в старшей группе (5-6 лет) на 2020-2021 учебный год
Программа дополнительного образования по взаимодействию с семьей « Вместе весело шагать» в старшей группе (5-6 лет) на 2020-2021 учебный год...