Встречи с психологом ДОО. Профилактика «постотпускного» синдрома педагогов ДОО
материал по психологии
Цель: профилактика постотпускного синдрома у педагогов
Задачи:
- формировать благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;
- способствовать формированию позитивного образа профессиональных достижений, развить уверенность в своих силах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrecha_s_psihologom_profilaktika_postopusknogo_sindroma.docx | 367.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МДОАУ №200
___________Данилова И.П.
«___» ___________ 2022 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г. ОРЕНБУРГА
Встреча с психологом на тему
«Профилактика «постотпускного» синдрома
педагогов ДОО»
Выполнил: | Терентьева Мария Александровна педагог-психолог МДОАУ № 200 г. Оренбурга |
Согласовано: | Рулева Светлана Владимировна заместитель зав. ДОУ по ВО и МР МДОАУ № 200 г. Оренбурга |
Оренбург, 2022
Цель: профилактика постотпускного синдрома у педагогов
Задачи:
- формировать благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе;
- способствовать формированию позитивного образа профессиональных достижений, развить уверенность в своих силах
Продолжительность: 30 минут.
Ход встречи:
Приветствие «Яркие воспоминания»
Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие коллеги! Рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о начале нового года. У каждого из нас сейчас в голове много мыслей – с чего начать? Заполнить бумаги или составить планы? Или, возможно, кому-то знаком постотпускной синдром, нет настроя на работу. Давайте попробуем настроиться вместе.
Для начала предлагаю вам поделиться, как вы провели эти зимние «каникулы»– по кругу, в одно предложение. Наверняка у многих остались яркие воспоминания.
Упражнение-разминка «Встать по…»
После ответов педагогов психолог предлагает им подвигаться. Выстроиться в ряд по росту, следом – перестроиться по месяцу рождения от января до декабря, потом по длине волос, размеру ноги, цвету глаз – от темных до светло-голубых.
Минутка самопознания «Тест на темперамент»
Самопознание является неотъемлемой частью жизни педагога. Сегодня я предлагаю вам пройти экспресс-тест на темперамент. Четыре базовых типа темперамента представил в своих иллюстрациях датский художник Херлуф Бидструп. Попробуйте представить себя на месте человека, шляпа которого «пострадала» и выберите соответствующий вариант. Вам предлагается выбрать картинку из карикатур, поэтому ситуация немного утрированна. В тоже время и в жизни мы не всегда показываем свой темперамент и чаще всего свои реакции подавляем, чтобы «не пугать» окружающих. Поэтому в данный момент при тестировании будьте честны с самим собой.
У педагогов, которые вернулись из отпуска, часто наблюдается постотпускной синдром. Он выражается в субъективном ощущении общего недомогания. На чувственно-эмоциональном уровне педагог с постотпускным синдромом переживает грусть, безразличие к работе, раздражительность. На физическом уровне у него снижается концентрация внимания, ему трудно включиться в рабочий ритм, он чувствует упадок сил.
В зависимости от типа темперамента и особенностей личности это состояние проходит быстрее или медленнее. Меланхоликам и флегматикам труднее настроиться на работу, чем холерикам и сангвиникам, а женщины включаются в рабочий ритм быстрее мужчин.
Беседа «Как вернуться к работе».
Сейчас я предлагаю поговорить о том, как возвращаться к работе после перерыва. Это простые советы, но иногда следует напоминать себе о них, ведь они действительно работают. Воспользуйтесь ими, чтобы снизить стресс от смены обстановки. Как работать в стрессовые периоды:
- Высыпайтесь. Старайтесь спать не менее восьми часов. Если ночь была бессонной, найдите возможность поспать днем или вечером ложитесь спать раньше обычного.
- Не перегружайте себя. Старайтесь выполнять всю работу на работе. Пока вы не почувствуете себя комфортно, не беритесь за большие объемы работы и ограничьте амбициозность планов - ведь вы справитесь с ними гораздо лучше, когда будете полны сил.
- Не вините себя. Когда что- то идет не так, дайте себе возможность исправить ошибку, не вгоняя себя в чувство вины. Помните: чувство вины не поможет ничего решить, а только ухудшит ваше эмоциональное состояние. С холодной головой вы быстрее закончите дело, а значит почувствуете себя лучше.
- Восполняйте ресурс. Восполняйте собственный ресурс - он не безграничен. Занимайтесь в свободное время тем, что вам нравится, а не только работой и домашними обязанностями.
- Займитесь собой. Старайтесь давать себе небольшую физическую нагрузку – она позволит вам выплеснуть негативные эмоции. Питайтесь более или менее здоровой едой, но не изнуряйте себя диетами.
- Посетите психолога. Когда возникают непредвиденные сложности и вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, обратитесь за помощью к специалисту. Не затягивайте визит, чтобы не усугубить ситуацию.
- Попросите помощи. Учитесь просить близких о помощи и не бойтесь вежливо напоминать им об обещаниях. Если вы сильно устаете, делегируйте домашние дела родным.
Упражнение «Хорошие новости»
Педагог-психолог: Сейчас мы находимся в начале пути, и нас ожидает непростой труд. Хочется увидеть, что же станет итогом года. Предлагаю вам настроить себя на успех. Сформулируйте свою профессиональную мечту, и пусть это будет конкретное достижение в этом учебном году: например, стать специалистом в конкретном вопросе, выступить на определенной конференции. Только вы сами решаете, что для вас будет считаться достижением.
Определите время, когда задуманное сбудется – месяц и примерное число. А теперь представьте ситуацию, в которой оно уже сбылось. И более того, об этом сообщили в СМИ. Теперь напишите текст этой новости, как будто ее написали журналисты. Укажите дату и название СМИ.
Участник передает текст коллеге слева. Тот превращается в диктора, который зачитывает текст.
Педагог-психолог: Какие переживания вызвало у вас это упражнение? Удалось ли поверить в реальность своей мечты и благодаря чему? Какая новость произвела на вас впечатление?
Релаксация под музыку
Педагог-психолог: Сядьте удобнее. Закройте глаза и полностью расслабьтесь. Мягкой кисточкой внимания пройдитесь по каждой частичке вашего тела и позаботьтесь, чтобы ей было удобно. Вашим рукам, кистям, ногам, ступням, шее, позвоночнику… Вашему телу легко и приятно.
Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Соленый ветер приятно освежает лицо, а теплые лучи солнца нежно согревают его. Вы лежите на мягком теплом песке, и ваше тело наполнено блаженством. Вам хорошо, приятно, комфортно, шум волн успокаивает вас. Теплый песок греет расслабленное тело. Вы слышите звуки чаек, дельфинов… Где-то вдали проплывает пароход, с которого доносятся звуки фортепиано, саксофона…
Но тут налетел ветер, небо затянули тучи и начался ливень. Но он такой теплый, приятный, что вы решили остаться на берегу и отдыхаете, наслаждаясь свежестью замечательного дня. Крупные капли текут по вашему лицу, шее, рукам, по груди, животу, ногам и стекают на землю. Вместе с каплями ливень забирает вашу усталость, плохое настроение, негативные мысли, оставляя только самое хорошее, что есть в вас.
Вот тучи рассеялись, и ливень закончился. Вновь засияло яркое солнце. Проговорите про себя все то, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Включите в список благодарностей и это море, на берегу которого вы лежите, и этот солнечный день, ваше здоровье, здоровье близких, красоту, любовь, мир. Как только вы завершите эту работу, откройте глаза. Каждый откроет глаза тогда, когда захочет.
Педагог-психолог: Что вы чувствовали при релаксации? Какие у вас были впечатления?
Раскраски-антистресс.
Педагог-психолог: Одним из эффективных способов борьбы со стрессом является рисование. Как один из видов художественного творчества, я предлагаю вам раскраски-антистресс. Возьмите с собой этот листочек спокойствия. И в нужных момент с помощью цветных карандашей вы сможете справится со стрессовой ситуацией и наполниться умиротворением.
До новых встреч!
Список литературы:
- Сценарий тренинга по профилактике постотпускного синдрома у педагогов. Т. Бельская. – Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 8 Август, 2019 г. – Электронный ресурс: https://e.psihologsad.ru/742962
- Тренинг, на котором педагоги научатся справляться со стрессом. Е.Дубинская. - Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 4 Апрель, 2018 г. – Электронный ресурс: https://e.psihologsad.ru/628423
- Семинар-практикум, чтобы настроить педагогов на работу после карантина и отпусков. Я. Акинкина. - Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 8 Август, 2020г. – Электронный ресурс: https://e.psihologsad.ru/828867
- Экспресс-тест на определение темперамента https://germes-tests.ru/tests.php?id=12
Тест на определение типа темперамента
«Реакция на того, кто сел на мою шляпу»
Какая реакция более характеризует тебя?
1 – холерик
2 – флегматик
3 – меланхолик
4 - сангвиник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой встречи педагога-психолога с детьми и родителями адаптационной группы на тему "Что ты, Ёж, такой колючий?"
Данная игровая встреча входит в составленную мною программу "Доброе начало", предназначенную для работы в детско-родительской группе кратковременного пребывания. Цель программы - помочь детя...
Конспект развивающей игровой встречи педагога – психолога с элементами психогимнастики, использованием психотехнических игр, здоровьесберегающих технологий: «Путешествие в сказочный лес».
Цель: укреплять положительные эмоции и взаимоотношения детей в группе, способствовать снятию психо-эмоционального напряжения, способствовать формированию стратегии достижения успеха, доброго отн...
Конспект игровой встречи педагога-психолога с детьми и родителями адаптационной группы на тему "Репка"
Данная игровая встреча входит в составленную мною программу "Доброе начало", предназначенную для работы в детско-родительской группе кратковременного пребывания. Цель программы - помочь детя...
мини-тренинг "Профилактика постотпускного синдрома у педагогов ДОУ"
Существует определенная взаимосвязь между самочувствием педагога, его эмоциональным состянием и эффективностью педагогической деятельности. Проведнный тренинг способствует более быстрому вхождению в р...
Тренинг для педагогов по профилактике постотпускного синдрома
После отпуска тяжело влиться в работу. Именно этот тренинг поможет коллегам активизировать свои творческие силы и настроиться на работу....
Тренинг "Профилактика постотпускного синдрома"
Тренинг по профилактике постотпускного синдрома воспитателей детского сада...
Психологический практикум для педагогов ДОУ «Золотая рыбка» Тема: « Профилактика постотпускного синдрома педагогов ».
Цель: провести профилактику постотпускного синдрома у педагогов,снятие напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия....