опыт работы с палочками перед педагогами (теория)
материал

Надежда Ростиславовна Гончарук

Семинар-практикум для молодых педагогов, как работать с палочками Кюизенера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

ПО  ТЕМЕ:

«РАЗВИТИЕ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

 МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  С  ПОМОЩЬЮ  ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА»

                                                                        Воспитатель: Гончарук Н.Р.

КУРСК - 2023


Цель: 
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Повышение уровня профессионализма воспитателей.

1. Теоретическая часть.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Поэтому, целесообразно использовать на занятиях по математике дидактические игры с использованием палочек Кюизенера. 
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту.  Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. 
Комплект палочек Кюизенера выполнен из пластмассы и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является число два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам. 
Набором палочек обеспечивается каждый ребенок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнение в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Игры с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. 
Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5-2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.д.
Воспитатель должен уловить момент, когда дети наиграются и можно будет обратить внимание детей на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, желтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие домики, низкие. 
Разнообразить игры маленьких детей с цветными палочками можно хорошо известными нам приемами: для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане — желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького медвежонка – узкую голубую. Таким образом, воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, что важно на первых порах обучения.
При использовании цветных чисел, реализуется еще один из важнейших принципов дидактики — принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
С математической точки зрения, палочки Кюизенера — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и  порядка. 
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи: 
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по этим параметрам) 
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда. 
-  осваивать прямой и обратный счет. 
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел). 
- усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на...), пользоваться знаками сравнения . 
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления. 
- научить делить целое на части и измерять объекты. 
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. 
- познакомить со свойствами геометрических фигур. 
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.) 
- развивать логическое мышление, внимание, память. 
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. 
Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом, со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т. е. создать схему. Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия. 
Использование в работе «Палочек Кюизенера» позволяет воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно-ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

2. Практическая часть:
 
« Сказка о разноцветных палочках»
Воспитателям предлагается на практике опробовать несколько вариантов игр с «Палочками Кюизенера»

Игра: «Цветные коврики» 

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. 

Ход игры. 
Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают коврик: 
- Цветом: « Желтый – это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый ». 
- Числами: « Пять – это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один ». 
- Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4, 4и 1, 2 и 3, 3и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -, =. 
Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 – четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.


Игра «Назови число — найди палочку». 

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой

Ход игры
Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку. 

Игра «Чёт - нечёт» 
Цель:  познакомить  детей с чётными и нечётными числами.

Ход игры: 
У детей на столах лежат с правой стороны – «чётные», слева – «нечётные» палочки (полоски). Детям предлагается построить из палочек (полосок) лесенки равной высоты так, чтобы разница между ступеньками была одинаковой (это первое знакомство с арифметической  прогрессией).  Появляются две разные лесенки.                                          С помощью розовой палочки (полоски0 дети определяют разницу между смежными ступеньками (разница между ними всегда 2).  Обе лесенки «читаются» в числах.  «Прыгая» по ступенькам, дети называют чётный (2, 4, 6, 8, 10) и  нечётный (1, 3, 5,7,9) ряды.

Работа педагогов  по предложенным схемам к палочкам.

Работа педагогов  в составлении  сюжетов.

Итог:

  К работе с палочками (полосками) Кюизенера предлагается  раздаточный материал развивающих игр и  упражнений с  2-х лет.  Материал красочный и привлекательный  Сегодня этот многофункциональный материал используется в целях образования во многих странах мира. Вот уже более двадцати лет  цветные счётные  палочки  Кюизенера используются в России с целью сформировать у детей представление о числе, содействовать развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.  Практический опыт  показывает, что  использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует  успешности обучения ребёнка в школе по математике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Палочки Кюизенера Воспитатель: Гончарук Н.Р. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20» г.Курск

Слайд 2

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Для детей 3-7 лет

Слайд 3

Задачи: Формировать понятие числовой последовательности, состава числа. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др . Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Развивать психические процессы: восприятие, мышление ( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности. Развивать умение работать в коллективе.

Слайд 4

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. В состав комплекта входят: белая - число 1 - 25 штук, розовая - число 2 - 20 штук, голубая – число 3 - 16 штук, красная – число 4 - 12 штук, жёлтая – число 5 - 10 штук, фиолетовая – число 6 - 9 штук, чёрная – число 7 - 8 штук, бордовая – число 8 - 7 штук, синяя – число 9 - 5 штук, оранжевая – число 10 - 4 штук.

Слайд 5

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Слайд 6

Методическое обеспечение Раздаточный материал Альбом для детей 2-3 лет Альбом для детей 3-5 лет

Слайд 7

Методическое обеспечение Карточки для детей 5-8 лет Альбом для детей 5-8- лет

Слайд 8

Основные дидактические задачи Способы реализации с помощью палочек Кьюизенера (возможные варианты мотивации) Сенсорное восприятие цвета и размера Раскладывание в коробочки, мешочки, свободное манипулирование. Строительство разноцветных дорожек, домиков, мебели для матрёшек. Усложнение: выкладывать из палочек по рисункам, цветным схемам. Различные коврики*. Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Умение видеть закономерность, глазомер. Игры конструирования по числовым схемам и контурам – кошечек, собачек, героев сказок, лесенок. Выкладывание цифр по схемам из палочек, букв, слов, сказочных героев – расколдуй сказку. Пирамидка*, лесенка. Различные коврики по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Найди сокровище», «Кто быстрее к цели» и т.п. «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками*. Использование в сюжетных играх. Загадки: «Сколько колёс у 2-х машин?», показать палочкой, «Сколько лет брату?» и т.п.

Слайд 9

Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >,< Строительство лесенок(определение смежных ступенек, сколько всего ступенек, вверх, вниз от заданной ступеньки и т.п.). Поезд с вагончиками * (сколько вагонов, какой по счету красный, какой по порядку вагон стоит между черным и красным, левее синего) и т.п. «Говорящие числа» - озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня». Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий «Как растут дома?» - многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа. «Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов» «Как зверята играли в числа». Понятия четных и нечётных чисел. Строительство лесенок из четных и нечетных чисел Дети «прыгая» по ступеням называют ряд четных и нечетных чисел Использование палочек, как мерки. Речевые умения. Измерение различных предметов, обсуждение результатов. «Измерь дорожку», «Кто быстрее достигнет цели». Сказочные ситуации различной мотивации.

Слайд 10

Решение логических задач. Понимание словесных заданий с усложнением и их решение. Различные задания по расположению палочек относительно друг друга, кодирование карт, схем и т.п. Игры КВН. Разгадывание кроссвордов. Задавание вопросов друг другу. Создание своих сюжетов. Развитие творческих способностей, самостоятельности. Придумывание рассказов, сказок. Примеры: расставь палочки так чтобы белая была между красной и синей, а рядом с синей, жёлтая. По аналогии другие задания дети задают друг другу. Придуманный сюжет - как попасть в волшебную страну, решив правильно задачу и т.п. Поезд из 3-х вагонов: розового, жёлтого и голубого цвета, при этом голубой в середине, а розовый не первый. В какой последовательности сцепить вагоны? Сколько пассажиров едет всего в поезде? Ответ на последний вопрос дают, приложив оранжевую полоску ко всем вагонам. * - Множество вариантов заданий различной степени сложности и мотивации.

Слайд 11

Рекомендации к использованию Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру. Дети строят лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине. Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет". Освоение комплекта. 2. Построение лестницы. 3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму.

Слайд 12

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же" Возможны различные варианты. Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?« Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. 5. Развитие у детей количественных представлений. 4. Составление ковриков. составление узоров.

Слайд 13

В 3-4 года воспитатель предлагает найти палочку "1", уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку "2" и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька. - А теперь найдите "З", Какого цвета палочка "З"? Положите голубую палочку "3" под розовую. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик. - Сколько же ступенек в лесенке? Три. - Давайте проверим, не ошиблись ли мы? Дети снова считают. Порядковый счет осваивается детьми трех-четырех лет одновременно с количественным. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий: - Которая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз). - Первая. А которая по порядку розовая палочка? - Вторая. А голубая - третья. Давайте теперь вместе посчитаем по порядку сверху вниз. Поставьте пальчик на верхнюю палочку "один" и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам и считает. Давайте еще раз посчитаем . А теперь посчитаем в обратном порядке: снизу вверх. Поставьте пальчик на нижнюю ступеньку, он будет "шагать" по ступенькам и считать. Считаем: третья, вторая, первая. Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счет.

Слайд 14

Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: "Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?". Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Проверку этого положения удобно осуществлять палочкой "1", переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при этом: "К одному прибавить один получается два, к двум прибавить один получится три" и т. д. Упражнениям придается игровой характер (игра "Поезд"). Упражнения Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел. 6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.

Слайд 15

Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется. Упражнения разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, они начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет). 7. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел). Упражнения . - Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому. Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три. - Чему же равно 3/3 части? - А что больше: 1/3 часть или 2/3 части? После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки.

Слайд 16

Методика: взять палочку -"1" только один раз и положить перед собой на столе. -Если мы палочку "1" взяли только один раз, сколько же получилось? -А если взять не один раз, а два раза, один и еще один, так сколько же получится, если один взять два раза? (Два). Какой палочкой проверим ответ? (Розовой). - Возьмите "1" три раза. Сколько получилось? Проверьте ответ. Затем дети осваивают правила умножения числа два, замечают, что по мере увеличения числа, на которое умножается число два увеличивается ответ тоже на два. Ответ в случае перехода через десяток дети составляют из имеющихся в наличии палочек. Для освоения действия деления можно предложить детям игру. Взять палочку "8" и разделить ее так, чтобы у каждого получилось по два; по четыре. Играют трое детей и делают палочку "9", чтобы каждый получил по "три". 8. Умножение при помощи палочек (осваивается детьми 6-7 лет).

Слайд 17

Примеры использования лесенка тарелка

Слайд 18

заяц жираф

Слайд 19

медведь страус

Слайд 20

грузовик самовар

Слайд 21

домик с крылечком верблюд

Слайд 22

цветок Елена Прекрасная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы городской Школы современного педагога

В данном материале представлен опыт организации городской школы инструкторов по ФК...

Опыт работы по методическому сопровождению педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальной задачей педагогических работников ДОО с момента введения ФГОС ДО стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом....

Опыт работы с разновозрастным коллективом педагогов в ДОУ

Каждый руководитель, занимающийся подбором и организацией кадров, рано или поздно сталкивается с трудностями, вызванными разновозрастным коллективом. Об этом моя статья....

Опыт работы. Как оформить документацию педагога-психолога

Начинающий психолог сталкивается с проблемой оформления документации. В статье представлены примерная структура оформления папки педагога-психолога, шаблоны таблиц....

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: « Работа с родителями»

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Работа сродителями"....

Опыт работы «Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.По мысли а...

Опыт работы Тема: «Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

Актуальность  Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, един...