Опыт работы по методическому сопровождению педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему
Актуальной задачей педагогических работников ДОО с момента введения ФГОС ДО стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_metodicheskomu_soprovozhdeniyu_pedagogov.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по методическому сопровождению педагогов
в условиях реализации ФГОС ДО
Н.Б.Шитова, старший воспитатель
ГБОУ СПО СО «Северный
педагогический колледж»,
структурное подразделение
детский сад «Солнышко» (2015г.)
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Актуальной задачей педагогических коллективов ДОО с момента утверждения приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом.
Для решения этой задачи в детском саду была создана система методической работы, обеспечивающей сопровождение в условиях реализации ФГОС ДО.
Как известно, успех управления нововведениями в ДОО зависит от потенциала руководителя и всего педагогического коллектива. Важным при этом является знание сильных и слабых сторон педагогического коллектива, умение обучать новому коллег, а также организация методического сопровождения, консультирования, разработка соответствующих проектов и программ.
Для организации методического сопровождения были разработаны следующие мероприятия:
- методические часы по изучению и проведению анализа нормативной базы. Организация методических часов способствует самообразованию педагогов, помогает познакомиться с новинками педагогической литературы.
- обобщение передового педагогического опыта. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются мастер-классы «Современные подходы к организации и проведению НОД», «Копилка педагогического мастерства», стажировка.
- Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их педагогической компетентности играют семинары-практикумы, которые организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков. На базе детского сада организован и проведен семинар «Методические аспекты физического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», на котором инструктора физического развития дошкольных образовательных учреждений города и района представили опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.
Семинар-практикум «Овладение проектной технологией развивающего обучения как часть профессионализма педагогов» помог понять цель и задачи, структуру такой технологии как проектной.
Как известно, одной из наиболее важных форм работы педагогического коллектива, направленной на решение вопросов развития дошкольной образовательной организации, совершенствования воспитательно-образовательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов, является педагогический совет. Эта форма служит для совместного обсуждения, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам и выработки путей совместного их решения. С целью выработки единой системы работы по реализации ФГОС в образовательном процессе в дошкольном учреждении был проведен педагогический совет в форме организационно-деятельностной игры - «Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику»,
Несмотря на изменения в системе дошкольного образования актуальной на сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении не потеряла свою значимость такая форма работы с педагогическими кадрами, как индивидуальное консультирование педагогов - «консультативный клуб», особенно для молодых педагогов – это форма работы является наиболее продуктивной. В процессе индивидуального консультирования воспитатели получают рекомендации, как планировать воспитательно-образовательную работу с учётом ФГОС, как организовать детей при проведении непрерывной образовательной деятельности, как изменилось рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми);
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. С приходом в детский сад молодых педагогов, возникла необходимость поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют новые нетрадиционные: творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей занятий с детьми, которые способствуют развитию деловой коммуникации, личному лидерству, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать. Все это позволяет молодому или начинающему специалисту войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте, а наставнику передать опыт и реализовать свой творческий профессиональный потенциал.
Работа творческой группы заключалась в корректировке рабочих программ педагогов, разработке методических рекомендаций по созданию предметно-развивающей среды и условий, рекомендаций по реализации содержания основных направлений развития детей дошкольного возраста.
Для конструктивного взаимодействия педагогов и специалистов детского сада применялись наиболее эффективные формы: круглый стол «Современные технологии формирования коммуникативной компетентности воспитанников», консультация «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми».
Результат данной работы с педагогами отразился на качестве создаваемых в ДОО условий для развития и воспитания детей дошкольного возраста, отмечается тенденция повышения качества профессиональной деятельности.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки и внедрения инновационных технологий. Сегодня педагогу недостаточно знаний о технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности.
Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Одним из таких средств является использование в образовательной деятельности педагогических технологий.
К числу современных образовательных технологий, которые используются нами в образовательном процессе являются:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
игровая технология,
технология «ТРИЗ» и др.
Опыт работы показывает, что такая форма работы с детьми «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.
«Путешествие по реке времени» не только интересная и доступная детям технология, но именно та технология, которая позволяет дать детям представления об историческом времени, осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.
В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения посредством материализованных форм бытия человека. Данная форма работы отразилась в таких темах: «Откуда стул пришел», «Мой город Серов». «Путешествуя» по реке времени, дети окунулись в историю стула. При этом дети не только слушали рассказы воспитателя и рассматривали непосредственно «реку времени», но и отвечали на вопросы, которые заставляли детей сравнивать, устанавливать возможные связи, обсуждали высказанные идеи, пробовали предметы в действии – побывали в жилище первобытных людей в поисках стула, попробовали смастерить лавки, увидеть, как преобразовывался стул. Затем, объединившись за «круглым столом» для сборки панно дети фиксировали картинки-метки, там, где отмечены «остановки»: «древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей, «старина» - примерно мир средневековья, «наше время» - современный мир.
Большой интерес вызвало создание «реки времени» по теме «Мой родной город» в рамках реализации проекта по гражданско - патриотическому воспитанию, который позволил познакомить детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут.
Использование в образовательной деятельности такую форму работы с детьми как «коллекционирование» повышает продуктивность интеллектуальной деятельности детей, развивает их познавательные умения, формирует представления о значимости коллекций. В детском саду совместно с детьми и взрослыми собрана коллекция ракушек «Узелки вечности».
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В детском саду педагогами реализуются проекты: «Этот удивительный подводный мир», «Бабушкин сундучок», «Неизвестное об известном. Соль».
Одним из условий успешной реализации ФГОС дошкольного образования является корректировка развивающей предметно-пространственной среды. Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что созданная в группах развивающая среда служит реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. Развивающая среда изменяется от темы к теме, в зависимости от интересов и потребностей детей, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми. Главный критерий – содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности – как совместной, так и самостоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития.
В группах детского сада оформлены такие центры как центр экспериментирования, «Познания», центр веселого карандаша, любимой книжки, игровой, театрализованный, центр народной игрушки.
Условия пребывания детей в дошкольном учреждении приближены к домашним, уютная, этому способствует эстетическая обстановка.
Таким образом, организованная система работы по реализации ФГОС ДО способствует созданию в детском саду такой образовательной среды, в которой реализуется профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива. Опыт работы показывает, что внедрение и использование педагогических технологий, в том числе, и инновационных в работе с дошкольниками обеспечивает успешную реализацию Основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, где сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования в условиях реализации ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО
Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагог...
Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ДО
О повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введеия ФГОС ДО...
«Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО»
Методическое сопровождение педагогов в условиях ФГОС....
Программа методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Школа педагогического мастерства»
Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя следующие инноваци...
Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: Создание комплексной системы методической работы, обеспечивающей непрерывное профессиональное образование в условиях введения ФГОС.Задачи: Обеспечить непрерывное повышение квалификаци...
Проект "Модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"
Профессиональное развитие педагога ДОО – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. А современному педагогу необходи...
Методическое сопровождение педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС ДО: методические рекомендации для руководителей и старших воспитателей ДОУ – с.Троицкое: РМК,2015 - с.32
Методическое сопровождение педагогов ДОУв условиях реализации ФГОС ДО: методические рекомендации для руководителей и старших воспитателей ДОУ – с.Троицкое: РМК,2015 - с.32...