Система организации экологического воспитания детей 5-6 лет «Природа Шатков глазами детей» на основе регионального компонента через социальное партнерство в условиях детского сада.
методическая разработка (старшая группа)

Парадеева Ирина Валерьевна

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка41.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Система организации

экологического воспитания детей 5-6 лет

«Природа Шатков глазами детей»

на основе регионального компонента

 через социальное партнерство в условиях детского сада.

Разработал:

Воспитатель

МДОУ детского сада «Сказка»

Парадеева Ирина Валерьевна

Р.п. Шатки

Пояснительная записка

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Цели и задачи

Цель: Создать условия для экологического воспитания детей по ознакомлению с природой Шатковского края в условиях социального партнерства.

Задачи:- расширять и углублять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о живой и не живой природе Шатковского края.

- формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.

- развивать умения наблюдать, воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.

- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающему миру природы Шатковского края.

Основные принципы

- Доступности: содержание системы развития экологических знаний соответствуют возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.

- Наглядности: ознакомление с материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к образовательной деятельности, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.

- Систематичности и последовательности: образовательная деятельность строится по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на имеющиеся знания детей. Ребенок закрепляет ранее полученные знания и в то же время приобретает элементы новых знаний.

- Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями: содержание деятельности по системе основано на личностно ориентированной технологии взаимодействия педагога с воспитанниками.

Структура

В систему входят  4 блока, каждый из которых разделен на разделы:

1 блок -  Животные Шатковского края:

Разделы:   - дикие животные и птицы

                                     - домашние животные

                                     - пресмыкающиеся

                                     - насекомые

2 блок – Растения Шатковского края:

Разделы:  - растения леса

                                - растения лугов, полей

                                - комнатные и садовые растения

3 блок –Водоемы Шатковского края:

Разделы:  - реки Шатков

                                 - озера

                                 - живые родники

4 блок – Природоохранная деятельность:

Разделы:  -  Редкие животные и растения Шатковского района занесенные в красную книгу

                                  - заказники, заповедники Шатковского района

                                  - деятельность по охране природы

По каждому разделу представлены итоговые мероприятия.

   Данная система направлена на экологическое воспитание детей 4-5 лет и рассчитана на один учебный год.  

Формы взаимодействия с социумом

Организация экологического воспитания реализуется через взаимодействие с социальными партнерами:

- Фок « Атлант»;

- Детско-юношеский центр;

- Центральная районная библиотека;

- ФГУ « Шатковский лесхоз»;

- СПК « Земледелец»;

- Шатковская общеобразовательная школа №2;

- Районный историко-краеведческий музей;

- Управление районного общества охотников и рыболовства.

Формы и  методы взаимодействия:  экскурсии, прогулки по  экологической тропе, конкурсы, КВН, викторины, фотонаблюдения, экологические праздники, экологические сказки, инсценировки, разнообразные игры экологического характера, природоохранные акции.

Ожидаемые результаты по экологическому воспитанию

- ориентируется в окружающем предметно-природном мире.

- участвует в беседе, диалоге, обменивается информацией, впечатлениями о природе Шатковского края.

- Умеет обобщать и классифицировать объекты по разным признакам ( цвету, размеру, характеру происхождения, форме)

- замечает изменения, происходящие в природе и устанавливает причинно-следственные связи.

- стремиться бережно, относиться к природе, сочувствует и сопереживает.

- проявляет любознательность, наблюдательность к природе родного края.

- применяет имеющиеся знания в новых условиях, активизируя разнообразные умственные процессы.

Тематическое планирование.

IБлок.  Животные  Шатковского края

Раздел

Программное содержание

Мероприятия

1.1. Дикие животные и птицы

- Дать детям представления: о жизни диких животных р.п. Шатки, (лось, белка волк, медведь, барсук, зайцы беляки и русаки, кабан, лиса),

об образе жизни, питании, жилищах, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

- формировать представление о профессии лесника; показать значимость этой профессии для общества и природы( человек, который заботится о лесе, о его обитателях)

- Воспитывать интерес к живой природе, любознательность.

- Познакомить детей с птицами р.п. Шатки: снегирь, ворона, синица, голубь, воробей.

с их строением: клюв, глаза, крылья, голова, перья, лапы

с некоторыми особенностями (когда прилетает, чем питается)

- Презентация на тему: «Дикие животные р.п. Шатки»

- Занятие с использованием ИКТ « Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

- Работа с моделью «Этажи леса»

- Викторина «Птицы Шатковского края»

- Экскурсия в Шатковский лес

( ФГУ «Шатковский лесхоз»)

Итоговое мероприятие: Праздник леса

1.2.  Домашние животные

- Познакомить детей с домашними животными р.п. Шатки: кошка, собака, лошадь, овца, корова, коза, свинья, кролик.

- Формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают.

- Уточнить представления детей о взрослых животных и их детёнышах.

- Воспитывать любовь, бережное отношение, желание заботится о домашних животных.

- Уточнить представления о домашних птицах и их детенышей обитающих в Шатковской местности.

( курица, утка, гусь).

- Закрепить и обобщить знания детей, о профессиях в животноводстве: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер.

- Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям.

- дать представление об учреждениях, в которых живут домашние животные: овчарня, свинарник, скотный двор, хлев, ферма.

Презентация « Какую пользу приносят человеку домашние животные»

Интерактивная игра «Назови детенышей домашних животных»

Интегрированное занятие: «Домашние животные»

Итоговое мероприятие: « Экскурсия на ферму»

(СПК « Земледелец»)

1.3. Пресмыкающиеся

- Сформировать у детей знания о черепахе, как о живом существе: она ест, двигается, дышит; о способах знания детей о внешнем виде черепахи: когти, лапы, шея, хвост, панцирь.

- Способствовать поддержанию интереса дошкольников в жизни черепах, желания наблюдать за нею, развития умения общаться с животным.

 - Развивать умение отличать живые существа от неживых и называть отличия.

- Воспитывать бережное отношение к черепахе, желание заботиться о ней.

- Познакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) их внешним видом и способами передвижения ( у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает.

Презентация « Цикл развития черепахи»

Интерактивная игра «Приключение Ящерицы»

Видео урок « Кто теряет свой хвост, а на его месте вырастает новый?»

Итоговое мероприятие:

Экскурсия в живой уголок

( ДЮЦ)

Наблюдение за черепахой

1.4. Насекомые

- Расширять представления детей о некоторых насекомых Шатковского края ( муравей, бабочка, жук, божья коровка, муха, комар, кузнечик, пчела, стрекоза)

Их характерных признаках:

(членистое строение, шесть ног, крылья, усики)

- Развивать способность видеть значение насекомых в жизни человека: уничтожают тлю, опыляют растения, дают мед, уничтожают комаров, мух, разносят болезни, грязь; их приспособленности к условиям жизни: воздух, вода, солнце, трава, цветы.

 - Воспитывать осторожность и бережное отношение к насекомым: могут укусить, ужалить, не могут жить дома, не убивать.

- Мультимедийная презентация « Мир насекомых на участке детского сада»

- Интерактивная игра «Значение насекомых в жизни человека»

-Просмотр мультфильмов «Лунтик»

(серия «Подарок для бабочки»)

- Презентация «Полезные насекомые»

- Интерактивная игра Поле чудес

( по теме насекомые)

Итоговое мероприятие:

Занятие с использованием ИКТ «Удивительный мир насекомых»

II Блок.  Растения Шатковского края

2.1. Растения леса

- познакомить с грибами, лекарственными и ядовитыми растениями, деревьями  растущими в Шатковском лесу (малина, календула, мать-и-мачеха, подорожник,  ландыш, (волчья ягода - крушина),  маслята, опята, сыроежки,мухомор, бледная поганка, елка, сосна, береза, клен)

- формировать навыки правил поведения и мер безопасности в природе.

-Интерактивная игра «Зеленая аптека»

-Презентация «Правила поведения в природе»

-Исследовательская работа « Почему жжется крапива?»

- Занятие: «Загадки родного Шатковского леса»

Итоговое мероприятие:

Развлечение « В гостях у лесной феи» (Шатковская ОШ)

2.2. Растения лугов, полей Шатковского района.

- Познакомить детей с растительным миром луга в р.п Шатки (клевер луговой, василек, тысячелистник, цикорий…)

- сформировать представления детей о луге, как о природном сообществе: (живые существа здесь обитают совместно, связаны между собой и зависят друг от друга.)

- развивать интерес детей к природе через наблюдения

- воспитывать любовь к природе:умение бережно обращаться с животными существами, с растениями

-познакомить с отраслями сельского хозяйства: растениеводство и животноводство.

- познакомить с важнейшими полевыми культурами произрастающими в Шатковском крае (рожь, пшеница, свекла, картофель)

- дать представление о животном мире поля (полевка, лисица, тля, Божья коровка, колорадский жук, орел)

- познакомить с профессией хлебороба (люди которые выращивают и убирают хлеб на полях)

Интерактивная игра:

«Поход на луг».

Сорняки ( учебно-познавательное занятие с элементами театрализации)

- Презентация «Растениеводство в Шатковском крае»

- Викторина « Полевые и луговые цветы»

- Игра- путешествие «Дикорастущие растения луга, поля»

Итоговое мероприятие:

Экскурсия на хлебное поле (наблюдение за пахотой, за подготовкой земли к весеннему севу)

( СПК «Земледелец»)

2.3. Комнатные и садовые растения.

Закреплять представления  детей о  комнатных растениях, их названиях и составных частях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни  растений (воздух, вода, питание и т. п.).Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Знакомство с профессией цветовода

- Презентация «Комнатные растения наши друзья!»

- КВН "В кругу комнатных растений"

- Интерактивная игра

«Как появились растения»;

Итоговое мероприятие:

Экскурсия к Администрации Шатковского района. Наблюдение за работой цветоводов.

III Блок.  Водоемы Шатковского края

3.1. Реки  Шатков

- Познакомить с рекой Тешей ее притоком- речкой Елховкой, водным растительным и животным миром Шатковского края. (окунь, плотва, рак, лягушка), (ряска, кувшинка)

 -Дать представление об очистных сооружениях (специальные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, микробов) и способах очистки воды (фильтрование, отстаивание, кипячение, замораживание)

- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам: не загрязнять, беречь.

- Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

Экскурсия к реке- знакомство с трудом рыбака « Что и как ловит?»

Игра - путешествие по реке Теша

Интегрированное занятие-беседа « Безопасность на воде»

Интерактивная игра « путешествие капельки»

Презентация « Цикл развития лягушки»

Итоговое мероприятие:

Праздник « День Земли»

( Шатковская ОШ)

3.2.  Озера Шатков

- Познакомить детей с названиями крупных озер р.п. Шатки (Круглое, Черное, Долгое)

- с представителями водных животных (карась, пиявки, ручейники, стрекоза, рак)

-  растений (водоросли, кубышка желтая, рогоз)

- показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде

- разъяснить необходимость охраны  животных  

- Презентация « Водоемы Шатковского края»

- Интегрированное занятие с использованием ИКТ

« Охрана растений и животных водоемов»

- Интерактивная игра « Природа и человек»

Итоговое мероприятие:

Викторина по теме «Рыбы и земноводные, обитающие в водоемах Шатковского края»

(Центральная районная библиотека)

3.3. Живые родники

- познакомить с родниками родного края: Кипячий ключ, его лечебными свойствами, значением, названием

- воспитывать бережное отношение к родникам их охране.

- Презентация « Кипячий ключ р.п. Шатки»

- Интегрированное занятие с использованием ИКТ «Родник»

- Мультимедийная презентация «Живи родник»

- Интерактивная игра « Пищевые цепочки водоема»

Итоговое мероприятие: экскурсия на источник « Кипячий ключ»

(Историко-краеведческий музей)

IV Блок. Деятельность по охране природы  Шатковского района

4.1. Редкие животные и растения Шатковского края, занесенные в красную книгу.

- Познакомить детей с

некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу р.п. Шатки  (выхухоль, лебедь, колокольчик, ландыш майский, кубышка желтая, волчье лыко, ондатра, лебедь, стрекоза, бобр, выдра, прудовик)

- Формировать понятия о том, как нужно беречь окружающую среду:

Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, беречь цветы, не сорить, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву.

- Викторина «Животные и растения занесенные в Красную книгу Шатковского края»

- Интегрированное занятие с использованием ИКТ «Загадки Красной книги»

- Интерактивная игра «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»

Итоговое мероприятие:

« Всемирный день здоровья»

( ФОК « Атлант»)

4.2. Заказники

Заповедники Шатковского района

- Познакомить детей с Шатковскими заповедниками памятниками природы: Кипячий ключ, смешанные леса у с. Архангельское, Шатковские грязевые озера.

- Интегрированное занятие с использованием ИКТ «Путешествие по родному краю р.п Шатки»

- Презентация « Памятники природы Шатковского края»

Итоговое мероприятие:

« Мы - друзья природы»

( Центральная районная библиотека)

4.3. Деятельность по охране природы Шатковского района

- дать понятие что такое «охрана природы»:

комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли    (земля, растительный и животный мир, лес, водоемы)

- познакомить детей с организациями по охране природы, их значением:

Управление районного общества охотников и рыболовства- ограничение ловли рыбы, охоты с целью сохранения определенных видов( стерлядь, белый аист, серая утка, лиса, кабан)

- Формировать навыки природоохранной деятельности: не ломать деревья, кусты, сажать деревья и цветы, не мучить животных и птиц, экономить природные ресурсы (например, воду, электрическую энергию), не мусорить.

Интерактивная игра

«Жалобная книга природы»

Экскурсия к реке Теша-

сбор мусора на берегу реки Теша.

Беседа с просмотром презентации « Сохраним природу р.п Шатки»

Итоговое мероприятие: праздник «Всемирный день охраны окружающей среды»

( Управление районного общества охотников и рыболовства)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство семьи и детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989310","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

"Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья"

Физическое воспитание - один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образова...

Статья "Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья

Основная цель программы развития ДОУ состоит в  создании благоприятных условий по полноценному проживанию ребенком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности, всестороннему...

Социальное партнерство семьи и детского сада.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяли друг другу. p { margin-bottom:...

«Социальное партнерство семьи и детского сада».

Автор: Файзулина Юлия Николаевна, воспитатель I квалификационной категории ФГБДОУ «Детский сад № 84».Описание: в этой статье раскрываются аспекты взаимодействия педагогов с родителями. О т...