Роль взрослого в пространстве детского взаимодействия младшего дошкольного возраста и методы её реализации
статья (младшая группа)
Роль взрослого в детском развитии состоит в том, что взрослый человек становится своеобразным проводником (посредником) между ребёнком и социальным миром, окружающим его. Обогащая опыт ребёнка, взрослый в первую очередь знакомит его с чем-то, а далее ставит задачу овладеть соответствующими навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publikatsii.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль взрослого в пространстве детского взаимодействия младшего дошкольного возраста и методы ее реализации
Для развития полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной «прибавки» к социальному развитию ребенка. У детей из детского дома, имеющих, казалось бы, неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения со взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения, для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить только взрослый.
Существует два варианта влияния взрослого, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно:
- организация совместной предметной деятельности детей;
- формирование их субъективного взаимодействия.
Исследования показывают, что для младших дошкольников совместная предметная деятельность оказывается мало эффективной. Играя игрушками, малыши сосредотачиваются на них и занимаются в основном индивидуальной игрой. Их инициативное обращение друг к другу сводится к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.
Более эффективным является второй вариант, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, возникает эмоционально-практическое взаимодействие.
Таким образом, переход детей к субъектному, собственно-коммуникативному взаимодействию становится возможным благодаря воспитателю. Именно воспитатель помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.
Эффективной формой в условиях детского сада являются совместные игры для детей, в которых они действуют одновременно и одинаково.
Организованная совместная игра детей может способствовать не только развитию содержательного общения сверстников, но и адаптации дошкольников к детскому саду.
Для успешного привыкания ребенка к ежедневному посещению детского сада лучше предоставить ему по возможности больше свободы, чтобы приблизить условия жизни в группе к привычным домашним условиям. Поэтому при подготовке к приему детей все усилия воспитателя сосредоточены на создание предметного интерьера, подборе привлекательных игрушек. Большие надежды возлагаются на то, что игрушки детей будут радовать, а воспитателю помогут занять и организовать их.
Нередко вместо радости игрушки приносят детям огорчения. Малыши отбирают их друг у друга, дерутся из-за них. Здесь мало помогают уговоры и объяснения взрослого (игрушки общие, ими надо пользоваться сообща или по очереди, уступать друг другу). Отсутствие у ребенка игрового общения и совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке он видит претендента на привлекательную игрушку, а не доброжелательного партнера.
Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимо значение для жизнерадостного настроения малыша и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
"Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения" ...
Использование сюжетно-ролевой игры в образовательном пространстве с детьми младшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе...
"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"
В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...
ЦЕНТР ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ОСОБОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Статья ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ Дети дошкольного возраста могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...