Ранняя профориентация детей, как один из секретов их успешного самоопределения в будущем
статья

Драпак Елена Ивановна

Ранняя профориентация детей – это знакомство с профессиональным миром взрослых. В данной статье рассматривается основы ранней профорентации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ,

КАК ОДИН ИЗ СЕКРЕТОВ ИХ УСПЕШНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В БУДУЩЕМ

 Ранняя профориентация детей – это знакомство с профессиональным миром взрослых. Так возникает эмоциональное отношение ребенка к труду, возможность проявить свои возможности в различных видах деятельности. Получая новые знания, формируется навык труда, выстраивается уважительное отношение к взрослым, бережливость к продуктам труда, расширяется кругозор, появляются новые интересы к конкретной профессии. Следовательно, знакомя детей с профессиями мы готовим их к будущему, чтобы они смело могли вступить в самостоятельную жизнь и безошибочно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит его к этому.  Постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Один из аспектов образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, А. А. Люблинская, Д. В. Сергеева и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. В исследованиях В. И. Логиновой, С. А. Козловой, А. Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности.

По мнению А. Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. С помощью экскурсий, бесед, чтения детской художественной литературы, наблюдений конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирования с разными материалами и игры у детей формируется представление о разных профессиях.

Игра является ключевым средством формирования у детей представлений о профессиях взрослых. Именно в сюжетно–ролевой игре   разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная деятельность, где происходит воспроизведение взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли.

Основная черта сюжетно–ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество выражается тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

В дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что–то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются умственные операции, воображение и представления. Дети охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх необходимо учитывать интерес каждого ребёнка, его индивидуальные способности, следить за переживаниями, чтобы найти правильные пути и средства развития личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка.

В правильно организованной игре формируются важные качества личности, необходимые для успешной трудовой деятельности в будущей жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра формирует привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей.

Через игру идёт подготовка ребенка к жизни в различных социальных ролях.

В игре отражаются полученные знания о профессиях и формируются характер. Содержание игр, выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощи формирует у детей нравственные качества, дружеские взаимоотношения, что необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности.

Польза игры заключается в том, что она эмоционально насыщена, доставляет радость, удовлетворение ребенку, является положительным стимулом для освоения нового или закрепления ранее приобретенного. Игра является проводником детей в профессию взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – залог успешного будущего»

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение - процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.Профессионал...

Педагогический совет «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями ...

Перспективный план по ранней профориентации детей «Будущее выбираем сегодня»

Перспективный план по ранней профориентации детей «Будущее выбираем сегодня»...

«Сюжетно-ролевая игра как один из способов ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых нео...

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»

1слайд; Уважаемые коллеги, позвольте вам представить свою работу по теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем...

Проект по ранней профориентации детей «Моя игра - мое будущее»

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и п...