Проект " Волшебные снежинки"
методическая разработка (средняя группа)

Зимкина Валентина Александровна

Проект « Волшебные снежинки»

Вид проекта:краткосрочный, групповой, исследовательско – творческий.

На деревья, на кусты С неба падают цветы.

Белые, пушистые, Только не душистые.

С неба падают зимою И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,  Белые снежинки.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

Актуальность темы.

Проект позволит расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания полученные детьми в ходе реализации данного проекта. Дети получат возможность удовлетворить свой интерес к поисково – исследовательской деятельности.

«Волшебная снежинка» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта  возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

Проблема. Недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие свойства имеют.

Цель проекта.

Изучение природного явления – снежинки, научить детей вырезать снежинки

Задачи проекта:

 Развивать у детей познавательную активность, интеллектуально – творческий потенциал;

 формировать предпосылки поисковой деятельности;

Закреплять и расширять знания об окружающем мире;

 Развивать творческие способности, воображение, мышление, речь;

 Расширять кругозор, стимулировать познавательный интерес;

 Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово и музыку;

 Формировать партнёрские отношения между педагогами, родителями и детьми.

Учить детей вырезать снежинки

Ожидаемые результаты.

Для детей: расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка. Дальнейшее развитие связной речи, обогащение её эпитетами ,новыми словами и выражениями. Формирование устойчивых знаний и интереса кп оисково – исследовательской деятельности.

Для родителей: оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.

Для воспитателей: повышение уровня профессионального мастерства; закладываниеосновы партнёрских отношений с родителями

Реализация проекта.

Этапы проекта.

1. Подготовительный:

постановка цели и задач проекта;

 составление плана работы по проекту;

 подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций;

подготовка материалов для художественного творчества;

 аналитическая беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному

вопросу.

2. Основной

Работа с детьми.

Образовательная деятельность.

Беседы.

Откуда берется снег?

«Многообразие форм снежинок»;

«Для чего нужен снег?»

Дидактические игры.

«Сложи снежинку» (из палочек);

«Найди похожие снежинки».

Чтение художественной литературы.

«Танец снежинок» Б. Заходер;

«Снежинки» С.Козлов;

«Летят снежные пушинки» В.Архангельский;

«Снежинка» К.Бальмонт.

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.

Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года» (отрывки).

Пальчиковые игры.

«Снег – снежок»; «Снежинка».

Шнуровка «Снежный домик».

Рисование снежинок

Вырезание снежинок

Лепка « Снежинка»

Исследовательская деятельность.

Рассматривание снежинок Проведение опытов со снегом и водой;

Изучение строения снежинок;

«Где быстрее растает снежинка?»;

Рисование цветной водой;

Изготовление цветных льдинок.

Подвижные игры:«Снежки»; «Два Мороза».

Работа с родителями.

 «Раз - снежинка, два – снежинка» (изготовление  снежинок);

3. Заключительный. Выставка «Раз – снежинка, два – снежинка»

Наступила зима. И мы можем полюбоваться на белоснежные пушистые снежинки. А заодно многое узнать о них. Ведь мир природы

удивителен! Но свои тайны он открывает только самым любознательным и

внимательным. Приятного путешествия в мир снежинок.

Познаем окружающий мир: снежинки

                                                     Приложение

Откуда берется снег?

Наверное, каждый ребенок хотя бы раз задавал взрослым вопрос: «Откуда берется снег? Его что – Дед Мороз приносит?». Пора объяснить малышу, откуда же появляется снег и почему летом идет дождь, а зимой – снег. А может быть, и Вы думаете, что снег и дождь идет из одних и тех же туч? Это не так! Давайте узнаем, как это происходит на самом деле.

рассказ Н. А. Гурьевой «Снег» из книги «Знакомство с природой России».

 «В снегопад, при тихой безветреной погоде, из облаков на землю падают, точно маленькие парашютики, снежинки. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды и идёт он из тех же туч, что и дождь. Но потом ученые доказали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Водяной пар есть в воздухе всегда. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Оказывается, водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где очень холодно, и из них образуются крошечные кристаллики. Кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звездочку – снежинку. Подставив варежку, можно поймать снежинку и полюбоваться ее узором. Кажется, что каждая снежинка не похожа на другие, но ученые сумели выделить несколько основных форм снежинок. Им даже дали названия: Звезда; пластинка; столбик, игла, пушинка, ёж, запонка.

Форма снежинок зависит от погоды.

В безветренный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть.

 При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани.

 Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и

образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают кусочки ваты».

После чтения рассказа, спросите ребенка:

 Из чего образуются снежинки?

 Какие они бывают?

 Что такое «снежная крупа», «снежная пыль», «снежные хлопья»?

Каждый раз, выходя из дома на прогулку, в магазин, в детский сад обращайте внимание на погоду и снежинки. Какой сегодня снег? А почему он такой?

Вспомните с ребенком, когда он видел снежные хлопья и лепил из них снеговиков. А когда был колючий снег? И почему было так неприятно от него? Что случилось с этими снежинками – почему они вдруг стали колючими? ( Ветер обломал у них лучики).

Почему все снежинки разные?

Предложи малышу поймать две одинаковые снежинки в рукавичку. Ловите

снежинки и рассматривайте их на рукавичке. Можете показать ребенку, как

пользоваться лупой при рассматривании снежинок. Не удалось поймать абсолютно одинаковые снежинки? Хотите узнать, почему?  Мы приглашаем

Речевые упражнения.

Упражнение 1. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

 Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше).

 Дерево большое, а дом еще… (больше).

 Облако белое, а снежинка еще … (белее).

 Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее).

 Перышко легкое, а снежинка еще… (легче).

Упражнение 2. Поможем зиме (подбор прилагательных и глаголов к слову

«снежинки»).

Для проведения упражнения вырезать из белой бумаги маленькие

кружочки размером примерно 2-3 см и нарисовать на каждом из них одну снежинку.

Также нужен будет фон. На фоне мы будем выкладывать из наших кружков –

снежинок большой сугроб. Фоном может быть обычный лист цветного картона  Детям предлагается помочь зиме и сделать из снежинок большой сугроб снега. Но снежинки наши – волшебные. Они могут летать только если скажешь им «волшебное слово». Поэтому правило будет такое – скажи слово и возьми снежинку, а теперь положи ее на картинку чтобы построить сугроб. Как только мы подберем много слов, у нас получится сугроб! Вот обрадуются ему лесные жители! Задания для игры:

Задание 1. Какой бывает снег/снежинки? Подбирайте слова по очереди Сказали слово – положили снежинку.

Так мы вместе строим большой сугроб. Взрослый в игре

говорит сложные, мало употребительные слова, ребенок — более распространенные и легкие.

Снежинки какие? Белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные ,чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые ,ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.

Снег какой? Легкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый.

Задание 2. Снежинки что делают ? (вариант – снег что делает?)

Снежинки падают, летают, кружатся, ложатся снежным ковром на землю, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.

Снег летит, кружится, скрипит, блестит на солнце, сияет, падает, валит, идет, сыплет, лежит, слепит глаза.

Задание 3.Снег идет. А что еще идет? (Время идет, автобус идет, поезд идет и т.д.) /Кто идет? (, мама идет, мальчик идет и т.д.).

Упражнение 3. Придумай слово.

 Снег падает. Это… ? (Снегопад).

 По снегу ходит. Что… ? (Снегоход)

 Катается по снегу. Что… ? (Снегокат)

 Снег убирает машина. Какая…? (Снегоуборочная).

 Белый как снег. Какой…? (Белоснежный).

В этом задании малыш учится образовывать новые слова из известных. Это оченьв ажное умение.

 

 

 

 

 

 

 

Стихи о снежинках для детей.

Стихотворение

У сестренки, у Маринки,

На ладошке – две снежинки,

Всем хотела показать,

Глядь – снежинок не видать!

Кто же взял снежинки

У моей Маринки?

Снежинка. Г. Абелян.

- Опустись, снежинка,

На мою ладошку:

Кружишься давно ты,

Отдохни немножко.

- Ишь, какая хитрая!

Думаешь, не знаю!

На ладошке теплой

Сразу я растаю!

Снежинки

Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе!)

Летают, летают

Белые мухи!..

И носятся слухи,

Что белые мухи

Не только летают,

Но даже — не тают!

(Б. Заходер)

 

 

Сергей Козлов — Снежинки

За окошком — вьюга,

За окошком — тьма,

Глядя друг на друга,

Спят в снегу дома.

А снежинки кружатся —

Все им нипочем! —

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Медвежонок плюшевый

Спит в углу своем

И в пол-уха слушает

Вьюгу за окном.

Старая, седая,

С ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет

Бабою-ягой.

А снежинки кружатся —

Все им нипочем! —

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Тоненькие ножки —

Мягкие сапожки,

Белый башмачок —

Звонкий каблучок.

Константин Бальмонт

Снежинка

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальная,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая, Какая белая

Летят снежные пушинки   В. Архангельский

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки…

Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучи.Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

 

Беседа  «Что такое снег?»

Снежинки образуются точно так же, как и капельки дождя: из морей и океанов вода испаряется и поднимается на небо, там она остывает и собирается в капельки. Когда очень холодно, капли воды замерзают в кристаллики льда. Они выпадают на землю в виде снега. Растаявший снег испаряется или стекает в ручьи, откуда снова начинает свой путь на небо. Почему снег белый? Если снежинки и капельки одной природы, то почему капельки прозрачные, а снежинки белые? Дело в том, что каждая отдельная снежинка сама по себе прозрачная, но вместе они падают на землю в хаотичном порядке и образуют рыхлую массу.

Снежинки лежат друг ко другу под разными углами. Солнечный свет отражается сначала в одной снежинке, затем в другой и так далее, пока не направится обратно.

Получается, что снег полностью отражает солнечный свет, а так как лучи солнца белого цвета, то и снег белый. Если бы лучи нашего Солнца были желтыми и красными, то и снег тоже был бы желтым или красным. На закате или восходе, когда мы видим розовые лучи солнца, снег тоже становится розовым.

Почему снег и лёд тают от соли? Снег и лёд – это вода, которая замерзает (становиться твёрдой) при температуре 0 градусов. Если в воду добавить соль, то получится соляной раствор, который замерзает при температуре ниже 0. Если посыпать лёд или снег солью, мы заставим их растаять, так как соль растворяется в воде и снижает точку ее замерзания.

Вначале растает лёд вокруг кристалла соли, а затем процесс таяния распространится от этой точки дальше.

Какой снег тает быстрее?

Быстрее тает грязный снег, потому что:

1. В грязи тоже бывают соли, которые ускоряют процесс таянья снега.

2. Грязь обычно тёмная, а это значит, что она поглощает солнечные лучи и в

результате быстро нагревается, нагревая за собой снег.

Можно ли есть снег?

Снег имеет свойство собирать на себя пыль. В городской пыли, помимо обычной природной грязи и бактерий. Съедая снег, человек поглощает все эти  вредные вещества и подвергает свою жизнь опасности отравления.

Высоко в горах выпадает чистый снег без опасных примесей, однако такая вода тоже неполезна для организма, поскольку в ней не хватает важнейших солей, которые обычно есть в питьевой воде. Вывод один: есть снег не только неполезно, но и опасно для здоровья.

 Пальчиковые игры

Снежок

Раз, два, три, четыре, Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили, «Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий, Чертим руками круг

Очень гладкий, Одной рукой гладим другую

И совсем, совсем не сладкий. Грозим пальчиком

Снежинки

( по тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных

частей тела)

Падают снежинки, белые пушинки.

Падают на плечи

Падают на ножки,

Падают на щечки, Также на ладошки.

Падают на грудку, Падают на нос.

С Северного полюса ветер их принес.

Снежинки летят

Ла-ла-ла, Ла-ла-ла, (пальцы обеих рук соединить подушечками и

Туча по небу плыла. округлить в форме шара –туча)

Вдруг из тучи над землей (руки поднять вверх, пальцы развести)

Полетел снежинок рой. (поворачивать кисти медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел (подуть на кисти рук)

Рой снежинок вверх взлетел. (встряхнуть кистями рук, поднимая вверх)

Ветер с ними кружится, (вращать кистями, попеременно скрещивая

Может быть подружится.

 

Конспект занятия по рисованию "Снежинки" Средняя группа.

Цель :Учить рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом.

Задачи:

1. Воспитывать у детей наблюдательность, воображение, творчество;

2. Формировать умение рисовать кистью проводя линии в одном направлении;

3. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;

4. Развивать зрительное восприятие и внимание;

5. Воспитывать умение видеть красоту снежинки, любоваться ею.

Оборудование: Тонированная бумага голубого цвета, гуашь белого цвета ,Кисти, подставки для кистей,  салфетки на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Когда приходят холода

Кружит она, летает.

Она красива, как звезда,

А на ладошке тает. (Снежинка)

Воспитатель: Дети скажите какое сейчас время года? (Зима).

-А вам нравится зима? (Ответы детей).

Воспитатель :Как можно назвать погоду, когда падает снег? (Снегопад).

-Снегопад-это удивительно красивое зрелище. Он создаёт ощущение праздника в природе. Снежинки в изящном танце медленно кружатся в воздухе и мягко опускаются на землю.

Воспитатель показывает детям картинку "Снежинка". Обращает внимание детей на цвет снежинки, как она украшена.

Воспитатель читает детям стихотворение про снежинку :

-Снежинки танцуют :летают и кружатся,

-На солнце в морозный денёк серебрятся.

-Ажурные платья ,резные косынки.

 

-Волшебное зимнее чудо-снежинки.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство, и нарисуем для снежинки сестриц.

Показ воспитателя:

-Посмотрите ,как надо рисовать снежинку :проведём линию сверху вниз, чтобы получилась прямая линия. Затем линию слева направо. Потом с левого верхнего угла проведём линию до середины. Также с правого верхнего угла до середины и вниз. На этих лучиках мы нарисуем короткие лучики. Рисовать надо короткими штрихами сверху вниз.

Итог занятия :Какие красивые снежинки у вас получились.

Выставка рисунков.

Лепка «Снежинка»

Цель: Научить детей приёму налепа изображать снежинку.

Задачи: Продолжать учить детей делить пластилин на части, скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. Воспитывать аккуратность, эмоционально положительное отношение к собственным работам

 

Материал: Картинка снежинки, образец, варежка, белый пластилин, стеки, доски.

Ход занятия

Воспитатель- Ребята, отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети- Зима.

.

 

Воспитатель- Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой?

Дети- Белого.

Тихо, словно бы во сне,

Закружился в вышине

Первый снег

И зашептал:

-Как давно я не летал! (Валентина Ланцетти)

Воспитатель- А что же такое снег? Как образуются снежинки? Я вам расскажу о появлении снега. Из всех водоемов рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем они выпадают из темных снеговых туч.

Дидактическая игра «Какой снег?», «Что снег может делать?»

Воспитатель- Какой бывает снег?

Дети- белый, холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий.

Воспитатель-А что снег может делать?

Дети- Лежать, таять, падать, блестеть, порхать, кружиться, садиться. Воспитатель- Как вы думаете, из чего состоит снег?

Дети - Снег состоит из снежинок.

Летают снежинки,

Почти невидимки,

Как много всегда их зимой.

И вот я снежинку-

Пушистую льдинку -

Поймал наконец-то рукой.

Заплакала тихо

Хрустальная льдинка…

На тёплой ладони

Осталась слезинка. (А. Мельников)

Воспитатель - Снежинка какая?

Дети- Снежинка : легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая.

Воспитатель – По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление называется снегопад. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются твердые лучи снежинок. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять. Снежинки кружатся, ветер их несет.

Давайте немножко поиграем, превратимся в «снежинок».

Подвижная игра «Снежинки»

Цель: учить детей бегать; уметь от одного движения перейти к другому. Развивать ловкость, ориентировку в пространстве. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Снежинки по ветру летят, (Движения по тексту).

Снежинки на землю хотят.

Ветер дует всё сильней,

Снежинки кружатся быстрей.

Перестал дуть ветерок,

Снежинки сели все в кружок. (Можно повторить движениями в другую сторону). Воспитатель- Какие красивые снежинки летали в группе. А теперь я предлагаю вам изготовить снежинку с помощью пластилина.

Посмотрите, какие красивые снежинки можно слепить из пластилина.

Снежинки-картинки,

Взгляни-поскорей,

У каждой по шесть,

Серебристых лучей,

И каждый зазубренный лучик-

Зимы заколдованный ключик. (Л. Шеховцова)

Скатываем несколько шариков одинакового размера и раскатываем их в тоненькие колбаски. Воспитатель показывает детям, как на круглом картоне составить из пересекающихся в центре колбасок снежинку и украсить её короткими колбасками, пальчиком придавливая пластилин. Проявите фантазию и слепите каждый свою снежинку.

Воспитатель- Какие сказочные снежинки у вас получились! Каждая по-своему красива и неповторима, молодцы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Волшебная снежинка"

Реализация данного проекта позволит нам дать детям дополнительные знания о таком природном явлении, как снежинка. Этот проект разработан для детей средней группы детского сада. Во время работы над про...

Положение о проведении смотра «Волшебная снежинка» Презентация "Волшебная снежинка" - 2015

Основная цель: Развивать и стимулировать познавательную и творческую активность детей и взрослых.Задачи смотра: -Создание праздничной атмосферы внутри ДО.-Развитие и стимулирование творческой, по...

Проект "Волшебные снежинки из сказки к нам летят"

В соответствии с требованием ФГОС ДО ст.1.2, п.4 «реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовател...

Проект " Волшебное чудо - снежинка."

Краткосрочный,исследовательский,творческий проект для детей старшей группы "Волшебное чудо - снежинка."...

Проект "Волшебная снежинка"

Проект в группе раннего возраста...

Проект "Волшебная снежинка"

Проект позволит расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания полученные детьми в ходе реализации данного проекта. Дети получат возможность удовлетворить свой интерес к поисково...

Паспорт тематического проекта "Почему снежинка- это волшебное зимнее чудо?"

Паспорт тематического проекта «Почему снежинка -это волшебное зимнее чудо?».в подготовительной группе конпенсирующей направленности с детьми ТНР. По методике методике М. В. Михайловой-Свир...