Статья:"Взаимодействие с родителями при организации проектной деятельности в детском саду".
статья
Предварительный просмотр:
Куликова Д.Д., воспитатель
ГБДОУ детский сад №43 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Взаимодействие с родителями при организации проектной деятельности в детском саду.
Одним из перспективных и эффективных методов в образовательной деятельности детских садов в наши дни является метод проектирования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и семьи, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную деятельность по достижению поставленной цели. Метод проекта предполагает повышение качества работы в образовательном пространстве детского сада: - происходит обогащение предметно – развивающей среды; - повышается активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического коллектива; - сближаются позиции детского сада и семьи к совместной творческой деятельности; - пополняется программно – методическое обеспечение. Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом. Организация взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность может осуществляться наиболее эффективно, если: - разработать модель взаимодействия детского сада и семьи, основанную на идее единства воспитательного воздействия; - реализовать систему активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса; - использовать интерактивные формы взаимодействия участников педагогического процесса.
Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей: 1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития: консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей. 2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения: открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги с участием родителей. 3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада : выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы («Моя семья», «Папа, мама, я – счастливая семья и др., совместное создание предметно - развивающего пространства (создание рукотворных игрушек и др.) Взаимодействие с родителями при организации проектной деятельности возможно по следующим направлениям: -Информационно – аналитическое: С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в детском саду начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. -Наглядно – информационное: Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. -Консультации: При выборе консультаций для родителей проводится тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирается оптимальный вариант. Темы консультаций также могут быть приурочены к различным мероприятиям детского сада. -Совместные мероприятия через проектную деятельность. В тесном взаимодействии с семьями воспитанников проводятся интересные совместные мероприятия, досуги и развлечения через проектную деятельность. Также, с помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе, где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Так день за днём выстраивается взаимосвязь с семьей, которая строится на взаимопонимании, доверии и взаимопомощи. Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации проектной деятельности в детском саду.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками (есть опыт и более раннего применения). Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помни...
Проект на тему "Организация проектной деятельности в детском саду"
ДокДошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятель...
Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)
В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...
Статья. "Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)"
Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию....
Статья "Организация проектной деятельности в детском саду"
Проект-метод педагогически-организованного, поэтапного освоения ребенком окружающей среды....
Взаимодействие с родителями при организации проектной деятельности в детском саду
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребнос...
Взаимодействие с родителями при организации проектной деятельности в детском саду.
Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении. Каждый из запланированных проектов – должен являться одним из центров п...