Статья. "Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_proekt.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сороченко Л.А., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №23
Приморского района Санкт-Петербурга
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он возник
в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии
и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог
Дж. Дьюи. Он предложил строить обучение на основе целесообразной деятельности ребенка, сообразуясь с его личным интересом.
В России проектный метод активно разрабатывался С.Т. Шацким и членами
его педагогической лаборатории.
Прое́кт (от лат. Projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму.
Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные
на создание уникального продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта (продукта).
Проекты в детском саду носят, как правило, «обучающий характер», и строятся на 6 П:
- Проблема
- План
- Поиск ресурсов, информации
- Продукт деятельности
- Презентация продукта
- Портфолио проекта
Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому главная задача педагога виртуозно владеть проектным методом и в нужный момент интереса детей к возникшей проблеме, мотивировать их на поиск решения и составление плана работы над проектом.
Темообразующими факторами могут стать:
- Реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей;
- События специально «смоделированные» воспитателем;
- Воображаемые события, описанные в художественной литературе;
- События, происходящие в жизни возрастной группы и «заражающие» детей.
На следующем этапе происходит индивидуализация цели и продукта проекта для каждого воспитанника. Ребенок включается в процесс планирования: что нужно сделать, когда, какие нужны материалы, кто может помочь в работе.
Практическая работа по реализации проекта занимает основное время. Необходимо устраивать промежуточные обсуждения процесса подготовки: Что сделали вместе? Что еще нужно сделать? Что сделал каждый?
Когда этап реализации индивидуальных работ завершен, ребята планируют завершение: презентация продукта проекта. Где будут выставляться работы? Как оформить выставку? Кто будет выполнять роль экскурсовода? и т.д.
Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.
Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой. Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект, который включает несколько этапов:
- постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;
- планирование работы по подготовке воспитанников;
- прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;
- практическая работа по подготовке необходимых материалов.
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов нашего детского сада и широко используется, о чем свидетельствует победа в районном конкурсе «Вершина мастерства» в номинации «Педагогический проект».
Несомненно, проектная деятельность интересна всем ее участникам и позволяет достичь высоких результатов в освоении этой формы работы с детьми.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи, быть исследователем и открывателем привело
к рождению и реализации множества проектов таких как: долгосрочный проект в области социального развития под названием «Проект Я», исследовательский групповой проект
в области познавательного развития «Эврика», приключенческий проект «Кладоискатели», «Где живет электричество», «Носы и ноги Петербурга», игровой «Время играть» и др. Отдельно хотелось бы рассказать о групповом проекте «Знаменитые люди России». Все началось в старшей группе «Непоседы» с ответов детьми на вопросы:
- Чему мог научиться человек, наблюдая за кабаном, за летающими птицами, стрекозой, за рыбами?
- Что изобрел человек глядя на одуванчик, колокольчик?
- В ходе обсуждения возникла проблема, а кто такие изобретатели?
Дети заинтересовались этим вопросом и совместно с воспитателем поставили перед собой задачу узнать больше о великих изобретателях России, познакомиться
с их открытиями и достижениями. В ходе реализации проекта педагог принял равноправное участие, ненавязчиво направлял действия детей, предлагал оптимальные варианта сбора информации. В данном случае участникам проекта пришлось обратиться за помощью к родителям.
В группу были принесены различные энциклопедии, иллюстрированная литература, организована мини-выставка игрушек-изобретений «Волшебное электричество», на окне появились: игрушечный телефон, касса, руль, утюг.
Так обогащался опыт детей.
На следующем этапе в группе было проведено несколько опытов со статическим электричеством: опыт с воздушными шарами и расческами. Дети создали свои изобретения, летательные аппараты будущего из бросового материала. В роли изобретателей попробовали себя и родители, они изобрели космический шлем.
На завершающем этапе, когда дети смогли воспользоваться своими изобретениями и поиграть в них, Костя заметил сходство в именах с К.Э. Циолковским, чему был очень рад. Тогда все дети старшей группы захотели найти среди знаменитостей своих тезок.
Так родился еще один продукт проекта Фоторепортаж «Мои знаменитые тезки».
В ходе проектной деятельности были решены следующие задачи:
- Дети стали самостоятельными и более инициативными.
- Научились работать в группе.
- Был раскрыт творческий потенциал.
- Научились решать проблемные ситуации.
- Научились презентовать свою работу.
ВЫВОД: Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проектная деятельность в детском саду" (из опыта работы)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3338272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"400"}}]]ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:1.Формирование наблюдательност...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
«Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)
Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...
Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)
В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...
Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)
статья будет интересна дошкольным работникам, тем кто шагает в ногу со временем!...
Сборник проектов "Проектная деятельность в детском саду (из опыта работы)"
В сборнике собраны проекты, отражающие работу с семьёй, и консультации для родителей по формированию навыков здорового образа жизни....