«Взаимодействие с родителями при организации проектной деятельности в детском саду».
методическая разработка

Проектная деятельность дошкольников среди других видов детской деятельности по праву занимает особое место, она соединяет в себе комплекс исследовательских, поисковых, проблемных методов, являющихся творчески используемыми изначально, по сути. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Взаимодействие с родителями при организации проектной деятельности в детском саду».

Мосевнина Елена Валерьевна

Воспитатель

ГБДОУ №60 Калининского района

г. Санкт-Петербурга

Аннотация.

 В статье обозначена проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей. Акцентировано внимание на проектной деятельности как одной из форм сотрудничества с родителями дошкольников. Определены организационно-педагогические условия использования проектной деятельности как формы взаимодействия воспитателей с родителями: формирование положительной мотивации у участников проектной деятельности (воспитателей, родителей, детей, обогащение знаниями педагогов и родителей) о требованиях и особенностях организации проектной деятельности с дошкольниками.

Введение.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Проектная деятельность дошкольников среди других видов детской деятельности по праву занимает особое место, она соединяет в себе комплекс исследовательских, поисковых, проблемных методов, являющихся творчески используемыми изначально, по сути. При этом дошкольная образовательная организация заинтересована в создании условий, способствующих развитию доверительных, партнёрских отношений, где родитель является активным участником образовательного процесса.

В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом — значит, применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, испытывают чувство и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (детей, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) являются недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Я считаю, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.

Для достижения высокой результативности нами была разработана модель взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность.

Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели:

1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития: консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.

2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения: совместные праздники и досуги с участием родителей.

3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада: выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы («Моя семья», «Папа, мама, я – счастливая семья и др., совместное создание предметно - развивающего пространства (создание рукотворных игрушек и др.)

Взаимодействие с родителями при организации проектной деятельности возможно по

следующим направлениям:

  • Информационно – аналитическое: с целью изучения семьи, выяснения

образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий

на ребёнка работа с родителями в детском саду начинается с анкетирования

«Сотрудничество детского сада и семьи». Только на аналитической основе возможно

осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в

условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно –

образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

  • Наглядно – информационное: Форма работы через родительские уголки является

традиционной, в нём помещается практический материал, дающий возможность понять,

чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть,

советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что

эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление

дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме,

напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

  • Консультации: При выборе консультаций для родителей проводится тщательное,

вдумчивое изучение запросов родителей и выбирается оптимальный вариант. Темы

консультаций также могут быть приурочены к различным мероприятиям детского сада.

-Совместные мероприятия через проектную деятельность. В тесном взаимодействии с семьями воспитанников проводятся интересные совместные мероприятия, досуги и

развлечения через проектную деятельность.

        С помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе, где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Совместно с родителями дети занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, мастерят. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. 
Так день за днём выстраивается наша взаимосвязь с семьей, которая строится на взаимопонимании, доверии и взаимопомощи. Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

И еще хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

Мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии с родителями является эффективным. Опыт работы свидетельствует, что проведенная работа показала свои итоги: родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, совместно с детьми, рисовать, изготавливать поделки. В результате совместной проектной деятельности дети узнали много нового друг о друге, у них сформировалось значимое отношение к понятию "семья”.

Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности в детском саду.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками (есть опыт и более раннего применения). Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помни...

Проект на тему "Организация проектной деятельности в детском саду"

ДокДошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятель...

Организация проектной деятельности в детском саду

Консультация для воспитателей "Организация проектной деятельности в детсом саду"...

Организация проектной деятельности в детском саду

Краткосрочный проект  "Осень золотая"...

Взаимодействие с родителями при организации проектной деятельности в детском саду

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребнос...

Взаимодействие с родителями при организации проектной деятельности в детском саду.

Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении. Каждый из запланированных проектов – должен являться одним из центров п...