ПРОЕКТ «Экологическая тропа в ДОУ»
проект
Информационная карта проекта
Название проекта | «Экологическая тропа в ДОУ» |
Автор проекта | Быкова Екатерина Сергеевна Васьковская Ирина Владимировна |
Методические основы разработки проекта
|
|
Ценностно-целевые установки проекта | Приоритетные направления государственной политики РФ:
|
Исходные концептуальные положения проекта | Гуманистическая личностно-ориентированная деятельностная парадигма образования и воспитания экологически грамотных воспитанников, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться. |
Формы работы |
|
Форма организации | Групповая |
Учебно-методическое оснащение |
|
Информационное оснащение |
|
Компоненты содержания Проекта «Экологическая тропа в ДОУ» | Аксиологический - предусматривает формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения. Когнитивный - предусматривает получение элементарных знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума. Деятельностно-творческий - предполагает включение воспитанников в активную деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности. Компетентностно-ориентированный - нацелен на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. |
Ключевые слова проекта | Биоэтическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности. Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций. Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. Экологическое мышление — это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности. Экологическая воспитанность — результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней. Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества. Экологизация сознания – это процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией взаимодействия между обществом и природой, и изменения, которые возникают в духовной и материальной жизни в связи с требованиями современной экологической ситуации. Экологизация сознания — это изменение направленности сознания, ориентация его на более адекватное отражение состояния внешней среды. Экологическое сознание — это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нравственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое сознание — констатация результата, уровня, на котором находится осознание процессов взаимодействия общества и природы. Компетентность - качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера. Компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа.
Ноксология - (греч. ноксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной. Общей целью изучения ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности. Ноксологическая компетентность – интегральная характеристика личности, определяемая его ноксологической культурой, ноксологическим мировоззрением и уровнем владения совокупностью ноксологических компетенций. Экологическая компетенция — это способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках; элементарная экологическая компетенция предполагает умение определять уровень и характер экосистем своей местности, школы, пришкольного участка, города, региона. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности. Виды деятельности дошкольника (по ФГОС) – игровая деятельность (ведущая), коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение. Деятельностный подход -
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskaya_tropa.docx | 46.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
660124, г. Красноярск, ул. Борисевича, 24, телефон 266-97-33,
ОКПО 26208717, ОГРН 1022402058700, ИНН 2462025099, КПП 246201001
e-mail:dou41kolokolchik@mail.ru
Принято на педагогическом совете «___» _________ 20__ г. Протокол № ____ | Утверждено Заведующий МБДОУ № 41 ___________ М.А. Сидорова «___» _________ 20__ г. |
ПРОЕКТ
«Экологическая тропа в ДОУ»
Красноярск
2019 г.
Содержание
- Введение………………………………………………………………….3-6
- Информационная карта проекта…………………………………………7-11
- Паспорт проекта…………………………………………………………..12-13
- Этапы реализации проекта……………………………………………….14-15
- Перспективное планирование ……………………………………………16-19
- Литература …………………………………………………………………19
Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть. Цитата последних индейских вождей XIX века |
1. Введение
Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения (А.Г. Асмолов, С.Г. Вершловский, А.Г. Козлова, И.А. Колесникова, В.Г. Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, В.А. Ситаров и др.).
Поиск эффективных путей и средств этого развития признаётся сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э.В. Гирусов, А.А. Горелов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.). Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С.В. Алексеев, Л.И. Пономарева и др.).
Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская и др.).
Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.
На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.
В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.
Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте воспитанники получают устную (с помощью педагога) или письменную (стенды, макеты, плакаты и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов, что повышает ответственность за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.
Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение по заданному маршруту.
Экологические тропы, кроме занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.
Используя эколого-просветительский потенциал экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности может стать организация экологического мониторинга, что способствует повышению интереса к природе у детей.
Основным контингентом посетителей экотропы являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут.
Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в ДОУ» является актуальной.
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.
Задачи:
- углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.);
- совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
- Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
- Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
- Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:
Познавательные беседы.
Дидактические игры.
Наблюдения за объектами природы.
Подвижные игры.
Праздники, развлечения.
Экскурсии.
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг.
Чтение произведений о животных и растениях.
Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.
Сочинение экологических сказок с использованием мнемотаблиц.
2. Информационная карта проекта
Название проекта | «Экологическая тропа в ДОУ» |
Автор проекта | Быкова Екатерина Сергеевна Васьковская Ирина Владимировна |
Методические основы разработки проекта |
|
Ценностно-целевые установки проекта | Приоритетные направления государственной политики РФ:
|
Исходные концептуальные положения проекта | Гуманистическая личностно-ориентированная деятельностная парадигма образования и воспитания экологически грамотных воспитанников, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться. |
Формы работы |
|
Форма организации | Групповая |
Учебно-методическое оснащение |
|
Информационное оснащение |
|
Компоненты содержания Проекта «Экологическая тропа в ДОУ» | Аксиологический - предусматривает формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения. Когнитивный - предусматривает получение элементарных знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума. Деятельностно-творческий - предполагает включение воспитанников в активную деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности. Компетентностно-ориентированный - нацелен на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. |
Ключевые слова проекта | Биоэтическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности. Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций. Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. Экологическое мышление — это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности. Экологическая воспитанность — результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней. Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества. Экологизация сознания – это процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией взаимодействия между обществом и природой, и изменения, которые возникают в духовной и материальной жизни в связи с требованиями современной экологической ситуации. Экологизация сознания — это изменение направленности сознания, ориентация его на более адекватное отражение состояния внешней среды. Экологическое сознание — это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нравственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое сознание — констатация результата, уровня, на котором находится осознание процессов взаимодействия общества и природы. Компетентность - качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера. Компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа. Ноксология - (греч. ноксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной. Общей целью изучения ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности. Ноксологическая компетентность – интегральная характеристика личности, определяемая его ноксологической культурой, ноксологическим мировоззрением и уровнем владения совокупностью ноксологических компетенций. Экологическая компетенция — это способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках; элементарная экологическая компетенция предполагает умение определять уровень и характер экосистем своей местности, школы, пришкольного участка, города, региона. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности. Виды деятельности дошкольника (по ФГОС) – игровая деятельность (ведущая), коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение. Деятельностный подход -
|
3. Паспорт Проекта
Название проекта | Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении |
Методологическая основа проекта | Проблема: как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста. Цель: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе. Объект: изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Предмет: использование метода проектов в процессе экологического образования детей дошкольного возраста. Задачи:
|
Участники | Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители. |
Срок реализации | 8 месяцев (март-октябрь) |
Интеграция познавательных областей | Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд, физическая культура. |
Ожидаемые результаты | Воспитанники:
|
4. Этапы реализации проекта
«Станции» экологической тропы:
- «Цветник»
- «Зеленая аптека»
- «Участок леса»
- «Кострище»
- «Метеостанция»
- «Сельский дворик»
- «Климатические зоны Красноярского края»
№ п/п | Этапы | Задачи | Формы, методы | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный | - определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире; - методическое обеспечение проекта; - информационное обеспечение проекта; - обеспечение проекта наглядными материалами; - привлечение родителей к оснащению атрибутами, саженцами, рассадой станций экологической тропы («Метеостанция», «Кострище», «Цветник» и др.) | беседа, анкетирование, консультация, наблюдения, экскурсии. | февраль-апрель 2019 г. |
2. | Практический (основной) | - формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам; - развитие устойчивого интереса детей к природе, её неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы; - формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить суждения (т.е. формирование основ экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе); - воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления. | ОД, наблюдения, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, | апрель-октябрь 2019 г. |
3. | Обобщающе - результативный | - обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа; - формирование устойчивого интереса к живой природе; - представление результатов совместного творчества детей и родителей; - анализ результативности поставленных задач. | презентация, открытое мероприятие для родителей, анкетирование, консультации. | октябрь 2019 г. |
5. Перспективный план по маршруту экологической тропы
Название цикла | Цель | Объекты наблюдения |
«Цветник» | - познакомить детей с понятием «цветник»; - ввести понятия «многолетние», «однолетние» растения; - уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условиях роста; - формировать представления о первоцветах (нарцисс, одуванчик), особенностях их строения в связи с ранними сроками вегетации; - учить восхищаться красотой цветущих растений; - вызвать потребность бережного отношения к цветам. | Многолетние и однолетние цветущие растения: виола, ирисы, нарциссы, пион, цветок дицентра («Разбитое сердце») и т.д. |
«Зеленая аптека» | - формировать представления о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека и животного мира; - выявить благоприятные условия произрастания лекарственных растений; - учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев; - дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях, их роли в жизни всех видов растений; - рассказать о правилах сбора растений-лекарей в лечебных и оздоровительных целях. | Лекарственные растения: мята перечная, пастушья сумка, календула, душица, одуванчик лекарственный, базилик душистый, мелисса лекарственная, мать-и-мачеха и др. |
«Участок леса» | - расширить представления о лесе; - ввести понятие различных видов леса (лиственный, хвойный, смешанный), понятие «этажи леса»; - закрепить знание названий некоторых видов деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки; - знакомить с экосистемой «Пруд»; - уточнить знание о значимости воды для всего живого на Земле; - учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам; - сформировать представления о роли птиц в жизни леса; - систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; - познакомить с особенностью выбора видового состава растений и деревьев, неприхотливых к жизни в условиях промышленного города, обладающих высокой пыле- и газоулавливающей способностью; - воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям; | Кедр, сосна, береза, рябина, лиственница, тополь черный, сирень, виноград девичий, пузыреплодник калинолистный, пузыреплодник пурпурный, спирея японская крупнолистная, вяз мелколистный, виноград девичий, клен остролистный и др. |
«Кострище» | - показать детям безжизненную картину участка леса, где несколько лет назад жгли костер; - сформировать представление об огромной трудности и долговременности восстановления экологических условий для развития жизни на этом месте; - рассмотреть кострище как «мини-эко-катастрофу»; - способствовать осознанию детьми вреда от разведения костров в природе. | «Кострище» на «Участке леса» |
«Метеостанция» | - развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения; - учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой; - учить работать с метеостанцией; - развивать чуткость и внимательность к миру природы: учить замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.); - приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений; - учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.; - воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю; - активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада. | Направление ветра, осадки, температура воздуха, высота снежного покрова. |
«Сельский дворик» | - расширять кругозор детей и их представление о многообразии домашних животных, их внешнем виде и отличительных особенностях; - закрепить знание названий животных и их детенышей; - формировать представление о том, кто и как за ними ухаживает, чем их кормят; - уточнить знания детей о приносимой пользе домашних животных; - воспитывать чувство заботы к домашним животным; - развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; - развивать мотивацию к активному участию в улучшении и защите окружающей среды; - наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по экологическому воспитанию. | Домашние животные (корова, свинья, баран, петух, курица и др.); мельница, мельник, ульи и др. сельское оборудование. |
«Климатические зоны Красноярского края» | - познакомить детей с природными зонами Красноярского края; - познакомить с животным и растительным миром природных зон Красноярского края; - показать влияние погоды на растительный и животный мир; - познакомить детей с народами, живущими на крайнем севере нашего края; - познакомить детей с редкими и исчезающими видами флоры и фауны на территории нашего края, занесенными в Красную книгу; - развивать любознательность, чувство сострадания; - воспитывать любовь к родному краю; - воспитывать патриотические чувства. | Макеты по климатическим зонам края, плакаты, энциклопедии, иллюстрации и т.п. |
Литература
- Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2015.
- Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. – М., 1989.
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.//http: //base.garant.ru/70169264/#text/
- Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017.
- Машкова С.В., Суздалева Г.Н., Егорова Л.А. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград. Издательство «Учитель», изд. 3-е, 2015.
- Иванова А.И. Мир природы. Четыре времени года. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2018.
- Иванова А.И. Мир растений. Эксперименты и наблюдения в детском саду. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...
Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...
Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).
Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....
Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"
Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...