Программа вокального кружка "Домисолька"
рабочая программа
Программа направлена на приобщение детей к певческому искусству, развитие и совершенствование целого комплекса вокальных, ритмических, пластических умений и навыков, на реализацию детской фантазии, творческого потенциала, на воспитание у детей эстетического вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vokalnogo_kruzhka_domisolka_.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №7»
г. Сосновоборск
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана для детей (4 - 5 лет) обучающихся в вокальной группе «ДОМИСОЛЬКА»
Музыкальный руководитель: Фузеева Е. Ф.
Пояснительная записка
Данная программа направлена на приобщение детей к певческому искусству, развитие и совершенствование целого комплекса вокальных, ритмических, пластических умений и навыков, на реализацию детской фантазии, творческого потенциала, на воспитание у детей эстетического вкуса.
Программа рассчитана на 64 занятия в год (с 1 октября по 30 мая), 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут каждое.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 4-5 лет. Занятия проходят в музыкальном зале.
Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений и переживания ребенка усложняются. Возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяется общий музыкальный кругозор.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Общее развитие ребенка на пятом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще не достаточно развита. Связки короткие. Звук очень слабый. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей этого возраста несильный, хотя порой и звонкий. Диапазон у детей 4-5 лет очень небольшой (в пределах звуков ре-си первой октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой. Удобными звуками для детей этого возраста являются чаще всего (ми) фа – си.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке взрослого).
Выделим два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
Концептуальные основы деятельности
Цель: приобщение воспитанников к вокальному-хоровому искусству через развитие певческих навыков. Дать возможность получения основ вокального искусства и музыкального образования, формирование устойчивого интереса к пению и музыкально-творческой деятельности.
Задачи:
1. учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
2. правильно передавать мелодию в пределах ре-си;
3. различать звуки по высоте;
4. внятно произносить слова;
5. брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
6. вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
7. уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
8. петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный).
Основные принципы обучения детей пению
Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.
1. Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2. Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5. Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6. Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Средства, необходимые для реализации программы
1. Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, проектор.
2. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
3. Музыкальные инструменты.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах.
Прогнозируемые результаты от занятий вокалом у детей 5-го года жизни:
1. Дети могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте;
2. Различать громкую и тихую музыку;
3. Передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на инструментах;
4. Узнавать по тембру музыкальные инструменты;
5. Дети должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте;
6. Отличать на слух правильное и неправильное пение.
Перспективный план занятий
вокального кружка «Домисолька»
для детей 4-5 лет на 2022-202023 учебный год
Октябрь
- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера;
- упражнять детей в различении звуков по высоте;
- закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок;
- брать правильно певческое дыхание;
- брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
- учить детей своевременно начинать и заканчивать песню;
- учить исполнять песни легким звуком;
- закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно.
- формировать правильную певческую установку;
- отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов.
Диагностика музыкальных способностей детей
1. Круговой массаж;
2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»;
3. Дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»;
4. Распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя»;
5. «Ритмическое эхо»;
6. Песня «Дождик»; «Осень наступила»;
Ноябрь – Декабрь
- развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;
- отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей;
- закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке;
- точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту;
- упражнять в точной передаче ритмического рисунка;
- учить детей петь легким звуком;
- добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню;
- правильно и отчетливо произносить гласные в словах;
- развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух;
-развивать творческую инициативу.
Диагностика музыкальных способностей
1. Круговой массаж;
2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
3. Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка»;
4. Ритмическое упражнение «Кто я?»;
5. Распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо»;
6. Попевки «Паровоз», «Дождик»;
7. Песни «Зима наступает», «Новогодняя».
Январь - Февраль
- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера;
- учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев;
- совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии;
- закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления;
- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и согласные в конце слов.
Диагностика музыкальных способностей
1. Круговой массаж под песню «Ах, какой хороший!»;
2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку», «Стихотворения»;
3. Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте»;
4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку»;
5. Попевки «Андрей-воробей», «Курицы»;
6. Песни «Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеевой, «Мама лучше всех на свете!»
Март - Апрель
- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
- уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь;
- упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты;
- учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности;
- уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок;
- продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии;
- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и согласные в конце слов;
- следить за правильной певческой осанкой детей.
Диагностика музыкальных способностей
1. Круговой массаж;
2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
3. Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка»;
4. Звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»;
5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»;
6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»;
7. Песни «Песенка о весне» Г. Фрида, «Солнечная капель».
Май
- обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
- упражнять детей в чистом пропевании секунд, терций, кварты и квинты;
- закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное;
- точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах;
- проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей;
- закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни;
- уметь петь естественным голосом, без напряжения;
- брать дыхание между музыкальными фразами;
- продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен;
- закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку.
Диагностика музыкальных способностей
1. Круговой массаж;
2. Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;
3. Дыхательная гимнастика «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч»;
4. Звуковая гимнастика «Машина», «Магазин», «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»;
5. Скороговорки;
6. Распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке;
7. Ритмические упражнения «Бояре», «Плетень»;
8. Песни «Детский сад», «Про лето!».
Данная программа кружка разработана на основе авторских программ К. В. Тарасовой "Гармония" и М. Ю. Картушиной "Вокально-хоровая работа в детском саду".
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Моему ребенку нравится петь | |||
Мой ребенок готов заниматься вокалом более глубоко. | |||
Мой ребенок творчески подходит к занятиям, привносит что-то новое. | |||
Я думаю, что мой ребенок стал более уверен в себе. | |||
Мой ребенок уважает свой коллектив, где все равны и каждый по-своему талантлив. | |||
Мой ребенок достаточно много узнал нового в ходе занятий. | |||
Я хотел(а) бы, чтобы мой ребенок продолжал занятия по вокалу на следующий год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.
Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....
Программа вокального кружка "Домисолька"
Программа вокального кружка....
Программа вокально-хореографического кружка «Улыбка»
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...
ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"
Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......
Программа вокального кружка «Звездочки».
Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед) Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....
Программа "Вокально-хоровое пение в ДОУ"
Программа «Вокально-хоровое пение в детском саду» имеет художественную направленность. Программа ориентирована на создании условий для культурного самоопределения, творческой самореализации личности р...