Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"
рабочая программа на тему

Адвахова Анастасия Константиновна

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domisolka.docx72.55 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»

        

Утверждаю:

 Заведующий

МАДОУ ДСКВ «Югорка»

           ______________Орлова С.И.

Дополнительная образовательная программа

вокального кружка  «До-ми-соль-ка»

(срок реализации программы 2 года)

Составила:

музыкальный руководитель  

Адвахова  А.К.

Покачи

2012г.

Содержание:

  1.   Пояснительная записка :

- цель, задачи ……………………………………………………………...3-4 стр.

- актуальность ……………………………………………………………..5 стр.

- новизна……………………………………………………………………5 стр.

- количество занятий, их периодичность, время проведения………….5 стр.

- используемые формы проведения занятий…………………………….5 стр.

- применяемые технологии, методы и приемы работы…………………6 стр.

- навыки и умения на конец обучения……………………………………7 стр.

- диагностика ……………………………………………………………….8стр

      2.    Содержание программы……………………………………………………..9 стр.

    3.    Учебно-тематический план ( с указанием тем и количества отведенных наих

 рассмотрение    занятий )………………………………………………………12 стр.

4.Перспективный план  …………………………………………………………...15 стр.

5.Список литературы  …………………………………………………………….20 стр.

Музыка начинается с пения…

                                                                                                              Курт Закс (немецкий музыковед)

1.Пояснительная записка

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи старшего возраста:

  • Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания.
  • Охранять, беречь голос детей.
  • Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
  • Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года.
  • Настраивать детей на выразительное пение, попытки передать в песне характер, настроение, интонацию.
  • Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).
  • Учить не только различать, но и воспроизводить основные выразительные отношения музыкальных звуков.
  • Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье.

Задачи подготовительного возраста:

  • Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать детей запоминать, называть песни, наиболее часто звучащие в течение года и предназначенные для данного возраста.
  • Закрепить представления ребят об образной природе песен, знакомить их с песнями, в которых представлены два-три музыкальных образа, находящихся в развитии и взаимодействии.
  • Средствами певческой деятельности развивать музыкальное мышление, творческое воображение, эстетическую оценку прослушанной песни.
  • Закрепить представление о различных видах песни.
  • Стимулировать развитие целостного музыкально-эстетического восприятия песен.
  • Обогащать восприятие определенных певческих умений, учить отмечать точность, ясность певческой дикции; верность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;
  • Побуждать ребят помнить, исполнять большинство песен, выученных в течение года.
  • Способствовать выразительному, осознанному исполнению песен различного характера.
  • Настраивать старших дошкольников на осознанное использование в певческой деятельности музыкально-сенсорного опыта, приобретенного в течение предшествующих четырех лет. Желательно, чтобы дети:
    — соблюдали различные ритмические рисунки, в том числе польки, вальса, марша;
    — свободно пользовались в пении красотой различных динамических оттенков;
    — следили за темповыми изменениями;
    — использовали разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов содержания песни.
  • Совершенствовать певческие умения и навыки детей.
  • Поддерживать самостоятельное исполнение знакомых песен в организованной и в свободной деятельности (как в условиях детского сада, так и семьи).
  • Поощрять активность в выражении собственных впечатлений об исполненной песне в рассказе о ней,
  • Бережное отношение к детскому голосу.

Общие коррекционные задачи:

Образовательные задачи:

  1. Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  2. Обучить детей  вокальным навыкам;

Воспитательные задачи:

  1. Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  2. Привить навыки сценического поведения;
  3. Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие задачи:

  1. Развить музыкально-эстетический вкус;
  2. Развить музыкальные способности детей;

Новизна и актуальность. За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.

Количество занятий, их периодичность, время проведения.

Программа по вокальному пению в кружке «До-ми-соль-ка» рассчитана на 2 года обучения и предназначена  для детей от 5-7 лет. Основная форма работы с детьми– занятия, которые проводятся с октября по май ( 32часа)  по программе в старшей и подготовительной группе. Занятия  проводятся 1 раз в неделю: в старшей группе не более 25 минут, в подготовительной группе не более  30 минут, с оптимальным количеством детей 8-10 человек.

 Форма занятий.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.
 
Методы и приемы работы:

Методы формирования сознания учащегося:

•        Показ;

•        Объяснение;

•        Инструктаж;

•        Разъяснение.

Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

•        Самостоятельная работа;

•        Иллюстрация.

 Методы стимулирования познания и деятельности:

•        Поощрение;

•        Контроль;

•        Самоконтроль;

•        Оценка;

•        Самооценка;

•        Вручение подарка;

•        Одобрение словом.

 Методы поощрения:

•        Благодарность;

•        Благодарственное письмо родителям;

•        Устное одобрение.

 Коррекционные методы:

•         Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;

•         Работа над дикцией, ударением.

Занятия состоят из следующих этапов: 

  • артикуляционная гимнастика
  • игры на развитие речевого и певческого дыхания и музыкального слуха
  • усвоение певческих навыков (распевание)
  • разучивание песен поэтапно

— прослушивание музыкального произведения;
— разбор текста песни;
— работа с труднопроизносимыми словами;
— разучивание музыкального произведения;
— работа над выразительностью исполнения.
  


Перечень используемого материала и инструментов на 1 ребёнка.

       •        Музыкальный инструмент «колокольчик» – 1.

       •        Музыкальный инструмент «треугольник» - 1.

       •        Металлофон – 1.

       •        Бубен – 1.

       •        Барабанные палочки – 2.

       •        Платочки – 1.

Дидактический материал:

•        иллюстративный материал;

•        методические разработки;

•        литература, СД-диски;

•        музыкальные инструменты;

•        фланелеграф;

•        игрушки.

Прогнозируемые результаты обучения

Дети должны знать:

-  весь пройденный песенный репертуар, композиторов, написавших эти песни;

- различные виды песни (народная, классическая, современная);

- владеть некоторыми основами нотной грамоты.

Дети должны уметь:

- самостоятельно и качественно исполнять достаточно большой объем песен разнообразной тематики и характера;

- выразительно и творчески передавать характерные особенности песни;

- владеть певческими умениями, техникой певческого исполнительства (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);

- давать правильную оценку своему исполнению и уметь оценивать пение товарища;

- с удовольствием рассуждать об исполняемой им песни; свои впечатления творчески передавать в пластических движениях или рисунке;

-  двигаться под музыку, не бояться сцены, обладать культурой поведения на сцене;

- с желанием петь в группе и в домашней обстановке;

-  умение исполнять  длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);

-  умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать;

- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание  фразы,  умение исполнять

легато, делать кульминацию во фразе;

        

Дети должны иметь представление:

- о характерных особенностях ноктюрна и романса;

- об «одночастной», «двухчастной» и «трехчастной» формах музыкальных произведений;

- о дифференцированном восприятии песен (средства музыкальной и внемузыкальной выразительности).

Форма подведения итогов - концертная.

ДИАГНОСТИКА       уровня   развития   певческих   умений

№ п/п        Показатели (знания, умения, навыки)        Оценка/б                        

                0        н        с        в

1.        Качественное исполнение знакомых песен.                                

2.        Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации                                

3.        Умение импровизировать                                

4.        Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту                                

5.        Навыки выразительной дикции                                

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

2. Содержание программы.

Раздел 1. Пение как вид искусства

Общее понятие о культуре певческого мастерства.

История певческой культуры.

Знакомство с  музыкальными жанрами.

Прослушивание произведений различных жанров.

Ознакомление с основами вокального искусства.

Артикуляционный  аппарат и его составляющие.

Процесс звукообразования и звуковедения.

 Раздел 2. Музыкальные термины  и понятия.

Понятие о высоких и низких звуках.

Ручные знаки. Знакомство с нотами.

Показ расположения нот на нотном стане. Пение нот.

 Раздел 3. Развитие ритмического слуха.

Долгие и короткие звуки.

Понятие о музыкальном размере.

Длительности нот.

Ритмические упражнения. Определение длительностей.

Выполнение простых ритмических рисунков.

Раздел 4. Развитие певческих способностей.

Знакомство с различной манерой пения.

Роль дыхания в пении.

Знакомство с основными видами дыхания.

Постановка голоса. Певческая позиция.

Дикция. Артикуляция.

Формирование культуры исполнения произведений.

Раздел 5. Средства музыкальной выразительности.

Кульминация в музыкальных произведениях.

Темп.

Динамика.

Лад.

Понятие о форме построения песни.

  Раздел 6. Концертная деятельность.

Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому  произведению.

Нахождение образа.

Репетиционная работа.

Подготовка концертных номеров.

Концертные выступления

Формирование культуры исполнительской деятельности.

Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.

Певцами  называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

Певческий голос  – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Вокал  – (ит. - воче) – голос.

Часто искусство пения называют вокальным искусством.

Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

1.        песни хором в унисон

2.        хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)

3.        тембровыми подгруппами

4.        при включении в хор солистов

5.        пение под фонограмму.

6.        пение по нотам

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

1.        игровой характер занятий и упражнений,

2.        активная концертная деятельность детей,

3.        доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях,

4.        атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

5.        звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон,  СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

6. сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

1.        восприятие музыки;

2.        развитие музыкального слуха и голоса;

3.        песенное творчество;

4.        певческая установка;

5.        певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Певческие навыки

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание.

 Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза.

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть.

Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1.Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

1.        знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

2.        работа над вокальными и хоровыми навыками;

3.        проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

4.        споем песню с полузакрытым ртом;

5.        слоговое пение («ля», «бом» и др.);

6.        хорошо выговаривать согласные в конце слова;

7.        произношение слов шепотом в ритме песни;

8.        выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

9.        настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

10.        задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

11.        обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

12.        использовать элементы дирижирования;

13.        пение без сопровождения;

14.        зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

15.        выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

16.        образные упражнения;

17.        вопросы;

18.        оценка качества исполнение песни        

3.Учебно-тематический план.

Календарно - тематическое планирование 1-й год обучения.

Тема

Вид деятельности.

Кол-во занятий

Сентябрь - ноябрь.

«Времена года»

1. Артикуляционная гимнастика. «Путешествие язычка» С. А. Коротаева; «Зарядка язычка».

2. Развитие речевого и певческого дыхания. «Дерево»,   «Иностранец», «Ветер», «Кто как звучит».

3. Усвоение певческих навыков. Игра «Имена», «Кап-кап», «Осень, холодно», «Тик-тик-так».

4. Пение произведений. «Падают листья» М. Красёв, «По малину в сад пойдём» А. Филиппенко, «Зимушка-  зима» Л. Вахрушева.

12

Декабрь - февраль.

«Мир взрослых»

1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка язычка».

2. Развивающие игры с голосом. «Ночной лес», «Самолёт», «Ослик».

3. Усвоение певческих навыков. «Колокольчик», «Сел комарик под кусточек», «По деревьям скок- скок».

4. Пение произведений. «Бабушка моя» Е. Гомонова, «Мамина песенка» М. Парцхаладзе, «Каждый по-своему маму поздравит» Т. Попатенко

10

Март-май. «Рукотворный мир».

1. Артикуляционная гимнастика. «Трубочка и  улыбка», «Игра».

2. Развивающие игры с голосом. «Пробуждение», «В лес шагали», «Радость», «Мы ногами».

3. Усвоение певческих навыков. «Лиса», «Солнышко, не  прячься», «Жучок».

4. Пение произведений. «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Качурбина, «Карусель» Д. Кабалевский, «Паровоз» Г. Эрнасакс.

10

Календарно - тематическое планирование
2-й год обучения.

Тема

Вид деятельности.

Кол-во занятий

Сентябрь - ноябрь. «Мир ребёнка и его сверстников»

1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка язычка», разное.

2. Развитие речевого и певческого дыхания. «Ветка дерева», «Иностранец», «Шарики», «Свечи».

3. Усвоение певческих навыков. мел., «Как пошли наши подружки» рус. нар. мел., «А мы просо сеяли» рус.нар. мел. «Ой, вставала я ранешенько» рус.нар. мел.

4. Пение произведений. «Моя Россия» Г. Струве, «Песенка о дружбе» Е. Теличеевой, «Жила-была девочка» Г. Струве.

12

Декабрь - февраль. «Животные».

1. Артикуляционная гимнастика. «Котята», «Лягушка», «Зарядка язычка».

2. Развивающие игры с голосом. «Кошка», «Кража», «Чьи там крики».

3. Усвоение певческих навыков. «Зайчик» рус.нар. «Виноград у нас в бору» рус. нар. мел., «Перед весною» рус.нар. мел.

4. Пение произведений. «Рыжий пёс» Г. Струве, «Котёнок и щенок» Т. Попатенко, «Про козлика» Г. Струве.

10

Март - май. «Мир природы».

1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка язычка», разное.

2. Развивающие игры с голосом. «Мы на горку», «Покажите-ка, ребята», «Мы ногами».

3. Усвоение певческих навыков. «Во поле берёза стояла» рус. нар. мел., «На горе-то калина» рус. нар. мел., «Пойду ль я, выйду ль я» рус.нар. мел.

4. Пение произведений. «Солнечная капель» С. Соснин, «Ласточка» Е. Крылатов, «Весенняя песенка» С. Полонский.

10

                                    ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

ПО ПЕНИЮ на год

Репертуар

Количество занятий

Русские  народные песни

(с музыкальным сопровождением )

6

Русские народные  песни

(без музыкального сопровождения)

3

Детские эстрадные песни

(с фортепианным сопровождением)

8

Детские эстрадные песни

(под фонограмму)

5

Песни из мультфильмов

(с фортепианным сопровождением)

2

Песни из мультфильмов

(под фонограмму)

2

Упражнения и попевки

6

Всего:

32 часа

4.Перспективный план

1 год обучения.

Месяц

Неделя

Приветствие

Распевание

Основная часть - пение

Сентябрь

Диагностика знаний и умений детей

Октябрь

 

1-я
неделя

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – знакомство с микрофоном

«Листики летят»

«Жил был у бабушки серенький козлик»

2-я
неделя

«Здравствуйте»

«Листики летят»

« Урожай собирай»

3-я
неделя

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – оценить, кто спел лучше, почему?

«Бай - качи, качи»

«Жил был у бабушки серенький козлик», « Урожай собирай»

4-я
неделя

«Листики летят»

«Бай - качи, качи»

«Жил был у бабушки серенький козлик», « Урожай собирай»

5- я неделя

«Здравствуйте»

«Ветер», «Осень»

« Урожай собирай», «Осень к нам пришла»

Ноябрь

1-я
неделя

«Здравствуйте»

«Ветер»,«Осень»

«Падают листья»

2-я
неделя

"Музыкальный
разговор"

Осенние распевки

«Падают листья»

3-я
неделя

"Музыкальный
разговор"

Осенние распевки

«От носика до хвостика»

4-я

неделя

"Музыкальный разговор

«Доброе утро»

Осенние распевки

«От носика до хвостика»

Декабрь

1-я
неделя

«Здравствуй, милый друг»

«Зимушка- зима»

«Снежная песенка»

2-я
неделя

«Здравствуй, милый друг»

«Зимушка- зима»

«Наша елка», «Снежная песенка»

3-я
неделя

 «Здравствуй, милый друг»

«Зимушка- зима»

«Наша елка», «Снежная песенка»

4-я

неделя

«Здравствуй, милый друг»

«Зимушка- зима»

«Дед мороз»

Январь

1-я
неделя

Новогодние каникулы

2-я
неделя

«Угадай, кто с тобой поздоровался»

«Колокольчик»

«Наша елка», «Дед мороз».

3-я
неделя

«Угадай, кто с тобой поздоровался»

«Колокольчик»

«Наша елка», «Дед мороз».

4- я

неделя

«Наша елка», «Снежная песенка», «Дед мороз».

5-я
неделя

Концерт «Спой песню для друзей»

Февраль

 

1-я
неделя

«Доброе утро»

«Здравствуй, небо»

«Зимняя песенка»

2-я
неделя

«Доброе утро»

«Здравствуй, небо»

«Зимняя песенка»

3-я
неделя

«Доброе утро»

«Доброе утро, цветок»

«Песенка друзей», «Зимняя песенка», «Снежная песенка»

4-я
неделя

«Доброе утро»

«Доброе утро, цветок»

«Песенка друзей», «Зимняя песенка», «Снежная песенка»

Март

1-я
неделя

"Навстречу весне"

«Мамочка», «О весне»

«Кончается зима»

2-я
неделя

"Навстречу весне"

«Мамочка», «О весне»

«Мамин праздник»

3-я
неделя

"Навстречу весне"

«Капель»

«Кончается зима», «Мамин праздник»

4-я
неделя

"Навстречу весне"

«Капель»

«Мамин праздник»,«Кончается зима»

Апрель

 

1-я
неделя

«Здравствуйте, ребята»

«Я пою»

«Концерт», «Кончается зима», «От носика до хвостика»

2-я
неделя

«Здравствуйте, ребята»

«Я пою»

«Динь-дон», «Концерт»

3-я
неделя

«Здравствуйте, ребята»

«Жучок», «Я пою»

«Скворушка», «Динь-дон», «Концерт»

4-я
неделя

«Здравствуйте, ребята»

«Жучок», «Я пою»

«Скворушка», «Веселые путешественники»

Май

1-я
неделя

«Песенка- приветствие»

«Солнышко, не прячься»

«Я умею рисовать»,«Скворушка», «Веселые путешественники»

2-я

неделя

«Песенка- приветствие»

«Солнышко, не прячься»

«Вышли дети в сад зеленый», «Веселые путешественники»

3–5-я
недели

Диагностика знаний и умений детей

2-ой год обучения

Месяц

Неделя

Приветствие

Распевание

Основная часть - пение

Сентябрь

Диагностика знаний и умений детей

Октябрь

 

1-я
неделя

Попевка-приветствие «Здравствуйте»

Осенние распевки

«Отчего плачет осень…»  Соколовой, р.н.п.

с сопровождением

2-я
неделя

«Здравствуйте»

Осенние распевки

«Отчего плачет осень…» Соколовой, р. н. п. с сопровождением

3-я
неделя

«Здравствуйте»

Осенние распевки

р. н. п. с сопровождением, «Отчего плачет осень…» Соколовой

4-я
неделя

Осенние распевки

« Детский сад - дом радости » муз.и сл. Олифировой, детская эстрадная песня с фортепианным сопровождением.

5- я неделя

«Здравствуйте»

Осенние распевки

 « Детский сад - дом радости » муз.и   сл. Олифировой, детская эстрадная песня с фортепианным сопровождением.

Ноябрь

1-я
неделя

«Здравствуйте»

Осенние распевки

Детская эстрадная песня с фортепианным сопровождением.

« Детский сад» муз.и  сл. Олифировой

2-я
неделя

"Музыкальный
разговор"

Осенние распевки

Детская эстрадная песня под фонограмму

3-я
неделя

"Музыкальный
разговор"

Осенние распевки

«Мама» муз.и сл. Петровой

«Белые снежинки» сл. Энтина муз. Гладкова

4-я

неделя

"Музыкальный разговор

«Доброе утро»

Осенние распевки

«Мама» муз.и сл. Петровой

«Белые снежинки» сл. Энтина муз. Гладкова

Декабрь

1-я
неделя

«Здравствуй, милый друг»

«Зимушка- зима»

«Начинаем карнавал» Слонова

2-я
неделя

«Здравствуй, милый друг»

«Зимушка- зима»

«К нам приходит Новый год»

 В. Герчик

3-я
неделя

 «Здравствуй, милый друг»

«Зимушка- зима»

«Новогодний хоровод» Хижинской

4-я

неделя

«Здравствуй, милый друг»

«Зимушка- зима»

«Начинаем карнавал» Слонова,

«К нам приходит Новый год» В. Герчик,

«Новогодний хоровод» Хижинской

Январь

1-я
неделя

Новогодние каникулы

2-я
неделя

«Угадай, кто с тобой поздоровался»

«Колокольчик»

Песня из мультфильма с фортепианным  сопровождением.

3-я
неделя

«Угадай, кто с тобой поздоровался»

«Колокольчик»

Песня из мультфильма с фортепианным сопровождением.

4- я

неделя

Песня из мультфильма под фонограмму.

5-я
неделя

Концерт «Спой песню для друзей»

Февраль

 

1-я
неделя

«Доброе утро»

«Здравствуй, небо»

«Лучше папы друга нет»

сл. Пляцковского муз. Савельева, песня из мультфильма под фонограмму

2-я
неделя

«Доброе утро»

«Здравствуй, небо»

«Дорогие бабушки и мамы» сл. Александровой муз. Бодраченко

3-я
неделя

«Доброе утро»

«Доброе утро, цветок»

«Дорогие бабушки и мамы» сл. Александровой муз. Бодраченко, «Лучше папы друга нет» сл. Пляцковского муз. Савельева.

4-я
неделя

«Доброе утро»

«Доброе утро, цветок»

Детская эстрадная песня под фонограмму

Март

1-я
неделя

«Навстречу весне»

«Мамочка», «О весне»

«Самая хорошая» Иорданского

2-я
неделя

«Навстречу весне»

«Мамочка», «О весне»

«Весенняя песенка» Полонского

3-я
неделя

«Навстречу весне»

«Капель»

«Мамочка» эстрадная песня под фонограмму

4-я
неделя

"Навстречу весне"

«Капель»

Р.н.п. с музыкальным сопровождением

Апрель

 

1-я
неделя

«Здравствуйте, ребята»

«Я пою»

«До свидания, детский сад!» Филиппенко,

2-я
неделя

«Здравствуйте, ребята»

«Я пою»

«Мы идем в первый класс» сл. Высотского муз. Девочкиной

3-я
неделя

«Здравствуйте, ребята»

«Жучок», «Я пою»

Детская эстрадная песня под фонограмму

4-я
неделя

«Здравствуйте, ребята»

«Жучок», «Я пою»

Р.н.п. без музыкального сопровождения

Май

1-я
неделя

«Песенка - приветствие»

«Солнышко, не прячься»

«Мы теперь ученики» Струве

2-я

неделя

«Песенка - приветствие»

«Солнышко, не прячься»

«Наследники Победы» Зарицкой

3–5-я
недели

Диагностика знаний и умений детей

5. Список используемой литературы для педагога.

  • Т. М. Орлова, С. И. Бекина «Учите детей петь». Москва, 1998.
  • О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению». Санкт-Петербург, 2005.
  • В. Шаинский «Избранные песни». Москва, 1985. Санкт-Петербург, 1999.
  • Г. А. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности».
  • О. П. Радынова, И. В. Груздова, Л. Н. Комиссарова «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников». Москва, 1999.
  • Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
  • Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  • Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
  • Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  • Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
  • Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
  • Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
  • Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
  • Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
  • Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
  • Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  •  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  • Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
  • Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
  • Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
  • Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  • Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
  • Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
  • Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  • Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  • Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  • Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л.,
  • Список используемой литературы для родителей.
  • Консультации для родителей «Охрана детского голоса»,
  •  «Влияние музыки на психику ребёнка».
  • СД «Детские песенки»

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Осиктакан» (старшая, подготовительная группа)

Рабочая программа  разработано в соответствии ФГОС  к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования (образовательная область «Музыка»: на развитие у детей во...

Дополнительная образовательная программа «Будем с песенкой дружить» в рамках работы вокального кружка «Домисоль-ка» для воспитанников 5-7 лет

Данная программа разработана для организации работы вокального кружка для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоров...

Дополнительная образовательная программа вокального объединения "До-ми-солька"

Программа рассчитана для детей 4-7 лет. Срок реализации программы 1 год....

Дополнительная образовательная программа "Вокальный кружок "Светлячки"

Данная рабочая программа может применяться в дошкольном учреждении как узкоспециализированная. Программа составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию детей старшего...

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Домисолька"

Дополнительная образовательная программавокального кружка  «До-ми-соль-ка»для детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет.(срок реализации программы 2 года)(парциальная)...

Дополнительная образовательная программа вокальной студии «Веселые нотки» с детьми 5-7 лет

Программа по вокалу для детей 5-7 лет.Разработана в соответствии с ФГОСДО...

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Голосок" на 2022-2023 учебный год

Цель: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности.Задачи:Образовательные:-...