Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domisolka.docx | 72.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Утверждаю:
Заведующий
МАДОУ ДСКВ «Югорка»
______________Орлова С.И.
Дополнительная образовательная программа
вокального кружка «До-ми-соль-ка»
(срок реализации программы 2 года)
Составила:
музыкальный руководитель
Адвахова А.К.
Покачи
2012г.
Содержание:
- Пояснительная записка :
- цель, задачи ……………………………………………………………...3-4 стр.
- актуальность ……………………………………………………………..5 стр.
- новизна……………………………………………………………………5 стр.
- количество занятий, их периодичность, время проведения………….5 стр.
- используемые формы проведения занятий…………………………….5 стр.
- применяемые технологии, методы и приемы работы…………………6 стр.
- навыки и умения на конец обучения……………………………………7 стр.
- диагностика ……………………………………………………………….8стр
2. Содержание программы……………………………………………………..9 стр.
3. Учебно-тематический план ( с указанием тем и количества отведенных наих
рассмотрение занятий )………………………………………………………12 стр.
4.Перспективный план …………………………………………………………...15 стр.
5.Список литературы …………………………………………………………….20 стр.
Музыка начинается с пения…
Курт Закс (немецкий музыковед)
1.Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи старшего возраста:
- Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания.
- Охранять, беречь голос детей.
- Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
- Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года.
- Настраивать детей на выразительное пение, попытки передать в песне характер, настроение, интонацию.
- Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).
- Учить не только различать, но и воспроизводить основные выразительные отношения музыкальных звуков.
- Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье.
Задачи подготовительного возраста:
- Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать детей запоминать, называть песни, наиболее часто звучащие в течение года и предназначенные для данного возраста.
- Закрепить представления ребят об образной природе песен, знакомить их с песнями, в которых представлены два-три музыкальных образа, находящихся в развитии и взаимодействии.
- Средствами певческой деятельности развивать музыкальное мышление, творческое воображение, эстетическую оценку прослушанной песни.
- Закрепить представление о различных видах песни.
- Стимулировать развитие целостного музыкально-эстетического восприятия песен.
- Обогащать восприятие определенных певческих умений, учить отмечать точность, ясность певческой дикции; верность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;
- Побуждать ребят помнить, исполнять большинство песен, выученных в течение года.
- Способствовать выразительному, осознанному исполнению песен различного характера.
- Настраивать старших дошкольников на осознанное использование в певческой деятельности музыкально-сенсорного опыта, приобретенного в течение предшествующих четырех лет. Желательно, чтобы дети:
— соблюдали различные ритмические рисунки, в том числе польки, вальса, марша;
— свободно пользовались в пении красотой различных динамических оттенков;
— следили за темповыми изменениями;
— использовали разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов содержания песни. - Совершенствовать певческие умения и навыки детей.
- Поддерживать самостоятельное исполнение знакомых песен в организованной и в свободной деятельности (как в условиях детского сада, так и семьи).
- Поощрять активность в выражении собственных впечатлений об исполненной песне в рассказе о ней,
- Бережное отношение к детскому голосу.
Общие коррекционные задачи:
Образовательные задачи:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные задачи:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие задачи:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Новизна и актуальность. За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.
Количество занятий, их периодичность, время проведения.
Программа по вокальному пению в кружке «До-ми-соль-ка» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей от 5-7 лет. Основная форма работы с детьми– занятия, которые проводятся с октября по май ( 32часа) по программе в старшей и подготовительной группе. Занятия проводятся 1 раз в неделю: в старшей группе не более 25 минут, в подготовительной группе не более 30 минут, с оптимальным количеством детей 8-10 человек.
Форма занятий.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
• Показ;
• Объяснение;
• Инструктаж;
• Разъяснение.
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
• Самостоятельная работа;
• Иллюстрация.
Методы стимулирования познания и деятельности:
• Поощрение;
• Контроль;
• Самоконтроль;
• Оценка;
• Самооценка;
• Вручение подарка;
• Одобрение словом.
Методы поощрения:
• Благодарность;
• Благодарственное письмо родителям;
• Устное одобрение.
Коррекционные методы:
• Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
• Работа над дикцией, ударением.
Занятия состоят из следующих этапов:
- артикуляционная гимнастика
- игры на развитие речевого и певческого дыхания и музыкального слуха
- усвоение певческих навыков (распевание)
- разучивание песен поэтапно
— прослушивание музыкального произведения;
— разбор текста песни;
— работа с труднопроизносимыми словами;
— разучивание музыкального произведения;
— работа над выразительностью исполнения.
Перечень используемого материала и инструментов на 1 ребёнка.
• Музыкальный инструмент «колокольчик» – 1.
• Музыкальный инструмент «треугольник» - 1.
• Металлофон – 1.
• Бубен – 1.
• Барабанные палочки – 2.
• Платочки – 1.
Дидактический материал:
• иллюстративный материал;
• методические разработки;
• литература, СД-диски;
• музыкальные инструменты;
• фланелеграф;
• игрушки.
Прогнозируемые результаты обучения
Дети должны знать:
- весь пройденный песенный репертуар, композиторов, написавших эти песни;
- различные виды песни (народная, классическая, современная);
- владеть некоторыми основами нотной грамоты.
Дети должны уметь:
- самостоятельно и качественно исполнять достаточно большой объем песен разнообразной тематики и характера;
- выразительно и творчески передавать характерные особенности песни;
- владеть певческими умениями, техникой певческого исполнительства (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
- давать правильную оценку своему исполнению и уметь оценивать пение товарища;
- с удовольствием рассуждать об исполняемой им песни; свои впечатления творчески передавать в пластических движениях или рисунке;
- двигаться под музыку, не бояться сцены, обладать культурой поведения на сцене;
- с желанием петь в группе и в домашней обстановке;
- умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
- умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать;
- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять
легато, делать кульминацию во фразе;
Дети должны иметь представление:
- о характерных особенностях ноктюрна и романса;
- об «одночастной», «двухчастной» и «трехчастной» формах музыкальных произведений;
- о дифференцированном восприятии песен (средства музыкальной и внемузыкальной выразительности).
Форма подведения итогов - концертная.
ДИАГНОСТИКА уровня развития певческих умений
№ п/п Показатели (знания, умения, навыки) Оценка/б
0 н с в
1. Качественное исполнение знакомых песен.
2. Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
3. Умение импровизировать
4. Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
5. Навыки выразительной дикции
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
2. Содержание программы.
Раздел 1. Пение как вид искусства
Общее понятие о культуре певческого мастерства.
История певческой культуры.
Знакомство с музыкальными жанрами.
Прослушивание произведений различных жанров.
Ознакомление с основами вокального искусства.
Артикуляционный аппарат и его составляющие.
Процесс звукообразования и звуковедения.
Раздел 2. Музыкальные термины и понятия.
Понятие о высоких и низких звуках.
Ручные знаки. Знакомство с нотами.
Показ расположения нот на нотном стане. Пение нот.
Раздел 3. Развитие ритмического слуха.
Долгие и короткие звуки.
Понятие о музыкальном размере.
Длительности нот.
Ритмические упражнения. Определение длительностей.
Выполнение простых ритмических рисунков.
Раздел 4. Развитие певческих способностей.
Знакомство с различной манерой пения.
Роль дыхания в пении.
Знакомство с основными видами дыхания.
Постановка голоса. Певческая позиция.
Дикция. Артикуляция.
Формирование культуры исполнения произведений.
Раздел 5. Средства музыкальной выразительности.
Кульминация в музыкальных произведениях.
Темп.
Динамика.
Лад.
Понятие о форме построения песни.
Раздел 6. Концертная деятельность.
Сценическое движение.
Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.
Подбор движений к разучиваемому произведению.
Нахождение образа.
Репетиционная работа.
Подготовка концертных номеров.
Концертные выступления
Формирование культуры исполнительской деятельности.
Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.
Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.
Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.
Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.
Вокал – (ит. - воче) – голос.
Часто искусство пения называют вокальным искусством.
Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
1. песни хором в унисон
2. хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
3. тембровыми подгруппами
4. при включении в хор солистов
5. пение под фонограмму.
6. пение по нотам
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
1. игровой характер занятий и упражнений,
2. активная концертная деятельность детей,
3. доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях,
4. атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
5. звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
6. сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
1. восприятие музыки;
2. развитие музыкального слуха и голоса;
3. песенное творчество;
4. певческая установка;
5. певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Певческие навыки
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание.
Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза.
Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть.
Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1.Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
1. знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
2. работа над вокальными и хоровыми навыками;
3. проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
4. споем песню с полузакрытым ртом;
5. слоговое пение («ля», «бом» и др.);
6. хорошо выговаривать согласные в конце слова;
7. произношение слов шепотом в ритме песни;
8. выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
9. настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
10. задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
11. обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
12. использовать элементы дирижирования;
13. пение без сопровождения;
14. зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
15. выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
16. образные упражнения;
17. вопросы;
18. оценка качества исполнение песни
3.Учебно-тематический план.
Календарно - тематическое планирование 1-й год обучения.
Тема | Вид деятельности. | Кол-во занятий |
Сентябрь - ноябрь. «Времена года» | 1. Артикуляционная гимнастика. «Путешествие язычка» С. А. Коротаева; «Зарядка язычка». 2. Развитие речевого и певческого дыхания. «Дерево», «Иностранец», «Ветер», «Кто как звучит». 3. Усвоение певческих навыков. Игра «Имена», «Кап-кап», «Осень, холодно», «Тик-тик-так». 4. Пение произведений. «Падают листья» М. Красёв, «По малину в сад пойдём» А. Филиппенко, «Зимушка- зима» Л. Вахрушева. | 12 |
Декабрь - февраль. «Мир взрослых» | 1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка язычка». 2. Развивающие игры с голосом. «Ночной лес», «Самолёт», «Ослик». 3. Усвоение певческих навыков. «Колокольчик», «Сел комарик под кусточек», «По деревьям скок- скок». 4. Пение произведений. «Бабушка моя» Е. Гомонова, «Мамина песенка» М. Парцхаладзе, «Каждый по-своему маму поздравит» Т. Попатенко | 10 |
Март-май. «Рукотворный мир». | 1. Артикуляционная гимнастика. «Трубочка и улыбка», «Игра». 2. Развивающие игры с голосом. «Пробуждение», «В лес шагали», «Радость», «Мы ногами». 3. Усвоение певческих навыков. «Лиса», «Солнышко, не прячься», «Жучок». 4. Пение произведений. «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Качурбина, «Карусель» Д. Кабалевский, «Паровоз» Г. Эрнасакс. | 10 |
Календарно - тематическое планирование
2-й год обучения.
Тема | Вид деятельности. | Кол-во занятий |
Сентябрь - ноябрь. «Мир ребёнка и его сверстников» | 1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка язычка», разное. 2. Развитие речевого и певческого дыхания. «Ветка дерева», «Иностранец», «Шарики», «Свечи». 3. Усвоение певческих навыков. мел., «Как пошли наши подружки» рус. нар. мел., «А мы просо сеяли» рус.нар. мел. «Ой, вставала я ранешенько» рус.нар. мел. 4. Пение произведений. «Моя Россия» Г. Струве, «Песенка о дружбе» Е. Теличеевой, «Жила-была девочка» Г. Струве. | 12 |
Декабрь - февраль. «Животные». | 1. Артикуляционная гимнастика. «Котята», «Лягушка», «Зарядка язычка». 2. Развивающие игры с голосом. «Кошка», «Кража», «Чьи там крики». 3. Усвоение певческих навыков. «Зайчик» рус.нар. «Виноград у нас в бору» рус. нар. мел., «Перед весною» рус.нар. мел. 4. Пение произведений. «Рыжий пёс» Г. Струве, «Котёнок и щенок» Т. Попатенко, «Про козлика» Г. Струве. | 10 |
Март - май. «Мир природы». | 1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка язычка», разное. 2. Развивающие игры с голосом. «Мы на горку», «Покажите-ка, ребята», «Мы ногами». 3. Усвоение певческих навыков. «Во поле берёза стояла» рус. нар. мел., «На горе-то калина» рус. нар. мел., «Пойду ль я, выйду ль я» рус.нар. мел. 4. Пение произведений. «Солнечная капель» С. Соснин, «Ласточка» Е. Крылатов, «Весенняя песенка» С. Полонский. | 10 |
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
ПО ПЕНИЮ на год
Репертуар | Количество занятий |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) | 6 |
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) | 3 |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 8 |
Детские эстрадные песни (под фонограмму) | 5 |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 2 |
Песни из мультфильмов (под фонограмму) | 2 |
Упражнения и попевки | 6 |
Всего: | 32 часа |
4.Перспективный план
1 год обучения.
Месяц | Неделя | Приветствие | Распевание | Основная часть - пение | |
Сентябрь | Диагностика знаний и умений детей | ||||
Октябрь
| 1-я | «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – знакомство с микрофоном | «Листики летят» | «Жил был у бабушки серенький козлик» | |
2-я | «Здравствуйте» | «Листики летят» | « Урожай собирай» | ||
3-я | «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – оценить, кто спел лучше, почему? | «Бай - качи, качи» | «Жил был у бабушки серенький козлик», « Урожай собирай» | ||
4-я | «Листики летят» «Бай - качи, качи» | «Жил был у бабушки серенький козлик», « Урожай собирай» | |||
5- я неделя | «Здравствуйте» | «Ветер», «Осень» | « Урожай собирай», «Осень к нам пришла» | ||
Ноябрь | 1-я | «Здравствуйте» | «Ветер»,«Осень» | «Падают листья» | |
2-я | "Музыкальный | Осенние распевки | «Падают листья» | ||
3-я | "Музыкальный | Осенние распевки | «От носика до хвостика» | ||
4-я неделя | "Музыкальный разговор «Доброе утро» | Осенние распевки | «От носика до хвостика» | ||
Декабрь | 1-я | «Здравствуй, милый друг» | «Зимушка- зима» | «Снежная песенка» | |
2-я | «Здравствуй, милый друг» | «Зимушка- зима» | «Наша елка», «Снежная песенка» | ||
3-я | «Здравствуй, милый друг» | «Зимушка- зима» | «Наша елка», «Снежная песенка» | ||
4-я неделя | «Здравствуй, милый друг» | «Зимушка- зима» | «Дед мороз» | ||
Январь | 1-я | Новогодние каникулы | |||
2-я | «Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Колокольчик» | «Наша елка», «Дед мороз». | ||
3-я | «Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Колокольчик» | «Наша елка», «Дед мороз». | ||
4- я неделя | «Наша елка», «Снежная песенка», «Дед мороз». | ||||
5-я | Концерт «Спой песню для друзей» | ||||
Февраль
| 1-я | «Доброе утро» | «Здравствуй, небо» | «Зимняя песенка» | |
2-я | «Доброе утро» | «Здравствуй, небо» | «Зимняя песенка» | ||
3-я | «Доброе утро» | «Доброе утро, цветок» | «Песенка друзей», «Зимняя песенка», «Снежная песенка» | ||
4-я | «Доброе утро» | «Доброе утро, цветок» | «Песенка друзей», «Зимняя песенка», «Снежная песенка» | ||
Март | 1-я | "Навстречу весне" | «Мамочка», «О весне» | «Кончается зима» | |
2-я | "Навстречу весне" | «Мамочка», «О весне» | «Мамин праздник» | ||
3-я | "Навстречу весне" | «Капель» | «Кончается зима», «Мамин праздник» | ||
4-я | "Навстречу весне" | «Капель» | «Мамин праздник»,«Кончается зима» | ||
Апрель
| 1-я | «Здравствуйте, ребята» | «Я пою» | «Концерт», «Кончается зима», «От носика до хвостика» | |
2-я | «Здравствуйте, ребята» | «Я пою» | «Динь-дон», «Концерт» | ||
3-я | «Здравствуйте, ребята» | «Жучок», «Я пою» | «Скворушка», «Динь-дон», «Концерт» | ||
4-я | «Здравствуйте, ребята» | «Жучок», «Я пою» | «Скворушка», «Веселые путешественники» | ||
Май | 1-я | «Песенка- приветствие» | «Солнышко, не прячься» | «Я умею рисовать»,«Скворушка», «Веселые путешественники» | |
2-я неделя | «Песенка- приветствие» | «Солнышко, не прячься» | «Вышли дети в сад зеленый», «Веселые путешественники» | ||
3–5-я | Диагностика знаний и умений детей |
2-ой год обучения
Месяц | Неделя | Приветствие | Распевание | Основная часть - пение | |
Сентябрь | Диагностика знаний и умений детей | ||||
Октябрь
| 1-я | Попевка-приветствие «Здравствуйте» | Осенние распевки | «Отчего плачет осень…» Соколовой, р.н.п. с сопровождением | |
2-я | «Здравствуйте» | Осенние распевки | «Отчего плачет осень…» Соколовой, р. н. п. с сопровождением | ||
3-я | «Здравствуйте» | Осенние распевки | р. н. п. с сопровождением, «Отчего плачет осень…» Соколовой | ||
4-я | Осенние распевки | « Детский сад - дом радости » муз.и сл. Олифировой, детская эстрадная песня с фортепианным сопровождением. | |||
5- я неделя | «Здравствуйте» | Осенние распевки | « Детский сад - дом радости » муз.и сл. Олифировой, детская эстрадная песня с фортепианным сопровождением. | ||
Ноябрь | 1-я | «Здравствуйте» | Осенние распевки | Детская эстрадная песня с фортепианным сопровождением. « Детский сад» муз.и сл. Олифировой | |
2-я | "Музыкальный | Осенние распевки | Детская эстрадная песня под фонограмму | ||
3-я | "Музыкальный | Осенние распевки | «Мама» муз.и сл. Петровой «Белые снежинки» сл. Энтина муз. Гладкова | ||
4-я неделя | "Музыкальный разговор «Доброе утро» | Осенние распевки | «Мама» муз.и сл. Петровой «Белые снежинки» сл. Энтина муз. Гладкова | ||
Декабрь | 1-я | «Здравствуй, милый друг» | «Зимушка- зима» | «Начинаем карнавал» Слонова | |
2-я | «Здравствуй, милый друг» | «Зимушка- зима» | «К нам приходит Новый год» В. Герчик | ||
3-я | «Здравствуй, милый друг» | «Зимушка- зима» | «Новогодний хоровод» Хижинской | ||
4-я неделя | «Здравствуй, милый друг» | «Зимушка- зима» | «Начинаем карнавал» Слонова, «К нам приходит Новый год» В. Герчик, «Новогодний хоровод» Хижинской | ||
Январь | 1-я | Новогодние каникулы | |||
2-я | «Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Колокольчик» | Песня из мультфильма с фортепианным сопровождением. | ||
3-я | «Угадай, кто с тобой поздоровался» | «Колокольчик» | Песня из мультфильма с фортепианным сопровождением. | ||
4- я неделя | Песня из мультфильма под фонограмму. | ||||
5-я | Концерт «Спой песню для друзей» | ||||
Февраль
| 1-я | «Доброе утро» | «Здравствуй, небо» | «Лучше папы друга нет» сл. Пляцковского муз. Савельева, песня из мультфильма под фонограмму | |
2-я | «Доброе утро» | «Здравствуй, небо» | «Дорогие бабушки и мамы» сл. Александровой муз. Бодраченко | ||
3-я | «Доброе утро» | «Доброе утро, цветок» | «Дорогие бабушки и мамы» сл. Александровой муз. Бодраченко, «Лучше папы друга нет» сл. Пляцковского муз. Савельева. | ||
4-я | «Доброе утро» | «Доброе утро, цветок» | Детская эстрадная песня под фонограмму | ||
Март | 1-я | «Навстречу весне» | «Мамочка», «О весне» | «Самая хорошая» Иорданского | |
2-я | «Навстречу весне» | «Мамочка», «О весне» | «Весенняя песенка» Полонского | ||
3-я | «Навстречу весне» | «Капель» | «Мамочка» эстрадная песня под фонограмму | ||
4-я | "Навстречу весне" | «Капель» | Р.н.п. с музыкальным сопровождением | ||
Апрель
| 1-я | «Здравствуйте, ребята» | «Я пою» | «До свидания, детский сад!» Филиппенко, | |
2-я | «Здравствуйте, ребята» | «Я пою» | «Мы идем в первый класс» сл. Высотского муз. Девочкиной | ||
3-я | «Здравствуйте, ребята» | «Жучок», «Я пою» | Детская эстрадная песня под фонограмму | ||
4-я | «Здравствуйте, ребята» | «Жучок», «Я пою» | Р.н.п. без музыкального сопровождения | ||
Май | 1-я | «Песенка - приветствие» | «Солнышко, не прячься» | «Мы теперь ученики» Струве | |
2-я неделя | «Песенка - приветствие» | «Солнышко, не прячься» | «Наследники Победы» Зарицкой | ||
3–5-я | Диагностика знаний и умений детей |
5. Список используемой литературы для педагога.
- Т. М. Орлова, С. И. Бекина «Учите детей петь». Москва, 1998.
- О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению». Санкт-Петербург, 2005.
- В. Шаинский «Избранные песни». Москва, 1985. Санкт-Петербург, 1999.
- Г. А. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности».
- О. П. Радынова, И. В. Груздова, Л. Н. Комиссарова «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников». Москва, 1999.
- Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
- Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
- Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
- Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
- Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
- Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
- Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л.,
- Список используемой литературы для родителей.
- Консультации для родителей «Охрана детского голоса»,
- «Влияние музыки на психику ребёнка».
- СД «Детские песенки»
[Введите текст]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Осиктакан» (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа разработано в соответствии ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Музыка»: на развитие у детей во...
Дополнительная образовательная программа «Будем с песенкой дружить» в рамках работы вокального кружка «Домисоль-ка» для воспитанников 5-7 лет
Данная программа разработана для организации работы вокального кружка для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоров...
Дополнительная образовательная программа вокального объединения "До-ми-солька"
Программа рассчитана для детей 4-7 лет. Срок реализации программы 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Вокальный кружок "Светлячки"
Данная рабочая программа может применяться в дошкольном учреждении как узкоспециализированная. Программа составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию детей старшего...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Домисолька"
Дополнительная образовательная программавокального кружка «До-ми-соль-ка»для детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет.(срок реализации программы 2 года)(парциальная)...
Дополнительная образовательная программа вокальной студии «Веселые нотки» с детьми 5-7 лет
Программа по вокалу для детей 5-7 лет.Разработана в соответствии с ФГОСДО...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Голосок" на 2022-2023 учебный год
Цель: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности.Задачи:Образовательные:-...