Проектная деятельность старших дошкольников в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"
проект (старшая группа)
Проектный метод является одной из наиболее эффективных и результативных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста и эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, укрепления связей между родителями и детьми, между педагогами и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_starshih_doshkolnikov_bez_odnogo_abzatsa_.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность старших дошкольников в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
По программе «Социокультурные истоки» наш «Кугесьский детский сад «Ягодка» работает с 2014 года, и с каждым очередным проведенным мероприятием мы убеждаемся в актуальности, своевременности и эффективности данной программы. Приоритетным направлением работы нашей группы является проектная деятельность. Мы считаем, что проектный метод является одной из наиболее эффективных и результативных форм работы с детьми дошкольного возраста. Через проектную деятельность ребенок получает более глубокие и устойчивые знания, так как он сам является непосредственным участником добывания знаний. Кроме того, он учится видеть проблему, находить возможные способы ее решения с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, планировать свои действия, искать нужную информацию, оформлять ее в виде какого-нибудь продукта, получает свой первый опыт выступления перед аудиторией. Еще одно достоинство метода проектов заключается в том, что он является эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, укрепления связей между родителями и детьми, между воспитателями и детьми.
Технология проектирования ориентирована на отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на равноправном общении, где никому не принадлежит привилегия указывать сверху, контролировать, оценивать.
Данный метод очень перспективен, поскольку наиболее действенно способствует решению задач духовно – нравственного и нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Метод основан на личностно – ориентированном подходе взаимодействия ребенка, педагога и родителя. Значимость проектного метода заключается в том, что он формирует исследовательское поведение ребенка в современном мире, развивает умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, далее – намечать план действий и коллективно его осуществлять, используя разные каналы познания. В результате всей этой деятельности участники проекта выходят на достижение социально – значимого результата. Можно полагать, что подобная проектная деятельность позволяет выпускать в мир нравственных граждан своей страны, у которых заложены основы духовности.
В рамках реализации программы «Социокультурные истоки» в разные годы мы подготовили и провели несколько проектов.
Индивидуальные детские проекты на тему «Все профессии важны, все профессии нужны».
Особенность данного проекта состоит в том, что он включает в себя 8 семейных проектов, объединенных одной общей темой.
1. «Моя мама – дизайнер» (Семья Кристины Юрусовой)
2. «Моя мама – продавец» (семья Романа Игнатьева)
3. «Моя мама – бухгалтер» (семья Полины Константиновой)
4. «Мой папа - водитель» (семья Марка Александрова)
5. «Мой папа – строитель» (семья Артема Уткина)
6. «Моя бабушка - лаборант» (семья Даши Гавриловой)
7. «Профессия моей мечты» (семья Тамилы Яхиной)
8. «Жизненный путь моей бабушки» (семья Оли Гудковой)
В чем актуальность данной серии семейных проектов?
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, правильному выбору профессии в будущем, что во многом определяет жизненный успех.
Вышеназванные проекты способствовали более глубокому освоению социокультурной категории «Традиции дела» (6-7лет: темы «Мастера и рукодельницы», «Жизненный путь»), понятий жизненный путь, мастерство, старание и терпение, воспитанию уважительного отношения к людям труда, мастерам и рукодельницам, любви и привычки к труду, повышению у детей интереса к профессиям взрослых, желания задуматься о своей будущей профессии.
Проект «Рождественская сказка».
Идея проекта «Рождественская сказка» возникла в процессе подготовки к занятию по теме «Светлая Надежда» (5-6лет). Реализация данного проекта способствовала решению следующих задач: приобщение детей к православным традициям; закрепление знаний детей о православном празднике «Рождество Христово»; воспитание у детей чувства любви, веры, надежды, умения сочувствовать и сопереживать.
Совместная работа над проектом «Моя любимая сказка» (темы «Любимая сказка (4-5 лет), «Сказочное слово», 6-7 лет) помогла взрослым и детям познакомиться с социокультурной категорией «Традиции слова», лучше понять мудрость сказочного слова и глубокий нравственный смысл родных сказок.
Совместный проект «Образ Солнца» ориентирован на духовно-нравственное и социальное развитие участников образовательного процесса.
Как появилась идея данного проекта?
Как показывает практика, при восприятии и освоении социокультурных категорий и понятий дети младших групп испытывают затруднение. Это связано с тем, что они впервые сталкиваются с активными формами обучения, такими как, например, ресурсный круг, которые проводятся по определенным правилам. В связи с этим возникла необходимость в использовании новых и необычных форм и приемов при подготовке и проведении этих занятий. Выход мы нашли в использовании опыта участия старших сверстников в активных формах совместной деятельности на занятиях по программе «Социокультурные истоки».
Целью проекта стала разработка и апробация новой формы (модели) организации совместной и непосредственной образовательной деятельности с детьми для повышения эффективности и результативности активных занятий по программе «Социокультурные истоки» и формирования у дошкольников устойчивого интереса к восприятию социокультурных и духовно-нравственных категорий - через тесное сотрудничество и активное взаимодействие педагогов и воспитанников разных возрастных групп при подготовке и проведении совместных занятий.
В ходе подготовки и реализации этого проекта мы успешно решали следующие задачи:
1.Первоначальное знакомство детей младшей группы с социокультурной категорией «Образ солнца», дальнейшее освоение данной категории детьми подготовительной группы.
2. Развитие общения и взаимодействия детей со сверстниками и со старшими детьми, формирование готовности детей к совместной деятельности.
3. Развитие эмоциональной сферы ребенка: отзывчивости, сопереживания, уважения, доброжелательного отношения к окружающим, чувства взаимопомощи и заботы, умение договариваться, слушать друг друга, приходить к согласию.
4. Расширить представление детей о природном объекте – Солнце, его влиянии на окружающий мир.
5. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
6. Познакомить детей с образами - символами чувашских узоров, изображающих солнце.
7. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества детей в двигательной деятельности. Формирование интереса к чувашским народным играм.
Совместные мероприятия
1. Просмотры мультфильмов: «Краденое солнце», «Мамино солнышко», «Петушок и солнышко»; познавательных фильмов: «Где спит солнышко», «Детям о Солнце».
2. Показ театрализованных представлений по мотивам знакомых сказок детьми подготовительной группы для детей младшей группы: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Гуси-лебеди».
3. Совместные прогулки по территории детского сада.
4. Организация подвижных игр, игр-забав на прогулке.
5. Празднование дней рождения в группе.
6. Помощь малышам в режимные моменты (одевание на прогулку, совместные игры).
Мы считаем, что апробируемая нами новая форма организации активных занятий по программе «Социокультурные истоки» способствовала повышению их эффективности и результативности, а также лучшему восприятию и освоению дошкольниками социокультурных и духовно-нравственных категорий (Образ Солнца, Доброта, Забота, Отзывчивость, Согласие), развитию эмоциональной сферы ребенка: отзывчивости, сопереживания, уважения, доброжелательного отношения к окружающим, чувства взаимопомощи и заботы, умения договариваться, слушать друг друга, приходить к согласию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие "Юный эколог"( пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")
Дидактическое пособие "Юный эколог"(пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")...
Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...
Статья на тему «Педагогические условия реализации проектной деятельности старших дошкольников в Образовательной организации»
Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. И метод проектов, в этом случае, является актуальным и очень эффективным....
Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»
Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...
Статья "Воспитание творческой направленности личности старших дошкольников в рамках реализации в ФГОС ДО"
Творческая деятельность - свободное искусство по созданию нового продукта, она всегда уникальна....
«Проектная деятельность в ДОУ в рамках реализации ФГОС
Повышение компетентности педагогов в вопросах применения технологии проектной деятельности в работе с детьми....