Статья по теме "Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в условиях обновления образования" (из опыта работы музыкального руководителя)
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в условиях обновления образования
(из опыта работы музыкального руководителя)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», основными задачами которой выступают:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• развитие восприятия музыки;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Учитывая, что ФГОС ДО ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребенка, а образовательная программа дошкольной образовательной организации, «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Это значит, что в соответствии с новыми требованиями музыкальное воспитание направлено на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка и, следовательно, круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.
Таким образом, музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.
Еще в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна осуществляться в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ, и тогда музыкальное образование в ДОУ не может ограничиваться только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников теперь относятся:
• Непрерывная образовательная деятельность (Музыкальные занятия);
• Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование, упражнения под музыку, музыкальные игры, утренняя гимнастика);
• Праздники и развлечения (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, аттракционы),
• Музыкальное образование детей в семье (консультирование родителей по вопросам музыкального развития детей и помощь в создании развивающей музыкальной среды в домашних условиях)
Несмотря на разнообразие форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой достигается наиболее эффективное и целенаправленное музыкальное воспитание детей, остается музыкальное занятие. Главная задача музыкального руководителя вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога.
Исходя из предложенных Стандартом видов деятельности, становится возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста, которые в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка. Стандартом также допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Не секрет, что музыкальные руководители редко работают только по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например, «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной и др. На их основе музыкальный руководитель разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, если сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.
Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родителей. в. т. ч. связанные с музыкой и музыкальной деятельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива. Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фольклором очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художественно-эстетическое направление - самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Одно из важных требований ФГОС ДО – это создание развивающей предметно-пространственной среды. Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр. Для достижения этой цели музыкальному руководителю необходимо создавать разнообразную музыкальную предметно- развивающую среду в группах детского сада.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры.
Таким образом, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму, словами В.А. Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Это основной ориентир для музыкальных руководителей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для коррекционной работы или инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.(из опыта работы)
Доклад для воспитателей...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации «Изонить» (Из опыта работы)
занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение...
Доклад из опыта работы "Использование мультимедийных технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Качественные преобразования в науке, технике и социальной структуре общества, как следствие, влекут за собой необходимость повышения качества дошкольного образования. Это обуславливает нео...
«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...
Методическая разработка "Особенности музыкального воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи". Из личного опыта работы педагога.
Не секрет, что в наше время все больше становится детей с нарушениями речи. Эти ребята, посещая детский сад испытывают трудности не только в общении с детьми и взрослыми, но и в процессе освоения того...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования"
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формиро...