Кружковая работа "Весёлые ладошки"
материал (младшая группа)
Рабочая программа составлена для детей 2-3 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса.
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты -все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные техники рисования - важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и сюжет, и линия. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что обучая малышей нетрадиционным способам рисования, воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
Новизна данной программы заключается в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом.
С помощью нетрадиционного способа рисования, по словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Отличительные особенности данной образовательной программы:
- комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь экологии и изобразительной деятельности);
- возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинают экспериментировать и творить).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolye_ladoshki.docx | 85.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Седельниковский детский сад №2»
Седельниковского муниципального района омской области
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Седельниковский детский сад №2»
_________И. Ф. Глебова
« ____»_________ 2020 г.
Программа кружка
«ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ»
по художественно-эстетическому развитию
во второй группе раннего возраста
Разработала:
Кирюба Татьяна Николаевна
воспитатель
с. Седельниково 2020 г.
Оглавление:
Содержание программы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 2-3 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса.
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты -все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные техники рисования - важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и сюжет, и линия. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что обучая малышей нетрадиционным способам рисования, воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
Новизна данной программы заключается в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом.
С помощью нетрадиционного способа рисования, по словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Отличительные особенности данной образовательной программы:
- комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь экологии и изобразительной деятельности);
- возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинают экспериментировать и творить).
Цель:
- ознакомление детей со способами нестандартного рисования;
- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- развивать творческие способности детей;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Обучающие:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
- формировать умение оценивать созданные изображения.
Программа составлена для детей 2 - 3 лет. Занятия кружка отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
2. Организационные условия реализации программы
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Так как дети от 2 до 3 лет только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
Срок реализации кружка -1 год.
Программа разработана для детей второй группы раннего возраста (2-3 лет).
Режим занятий- 1 раз в неделю, продолжительность -10-15 минут.
Форма проведения кружковой работы: групповая.
Форма занятий: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
- Учебно – тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «Мой любимый дождик» | 1 | 1 | |
2 | «Осеннее дерево» | 1 | 1 | |
3 | «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» | 1 | 1 | |
4 | «Птички клюют ягоды» | 1 | 1 | |
5 | «Красивые цветы для пчёлки» | 1 | 1 | |
6 | «Свитер для друзей» | 1 | 1 | |
7 | «Ягоды на тарелочке» | 1 | 1 | |
8 | «Рябинка» | 1 | 1 | |
9 | «Мы рисуем, что хотим». | 1 | 1 | |
10 | «Зайчик» | 1 | 1 | |
11 | «Снежные комочки» | 1 | 1 | |
12 | «В гостях у жирафа» | 1 | 1 | |
13 | «Маленькой ёлочке холодно зимой» | 1 | 1 | |
14 | «Пушистые котята играют на ковре» | 1 | 1 | |
15 | «Вишнёвый компот» | 1 | 1 | |
16 | «Шарики воздушные, ветерку послушные...» | 1 | 1 | |
17 | «Украшение чайного сервиза» | 1 | 1 | |
18 | «Красивая салфеточка» | 1 | 1 | |
19 | «Снежинки» | 1 | 1 | |
20 | «Весёлый снеговик» | 1 | 1 | |
21 | «Кораблик для папы» | 1 | 1 | |
22 | «Цветы для мамы» | 1 | 1 | |
23 | «Бабочка» | 1 | 1 | |
24 | «Божьи коровки на лужайке» | 1 | 1 | |
25 | «Нарядные матрешки» | 1 | 1 | |
26 | «Ночь и звёзды» | 1 | 1 | |
27 | «Рыбки в аквариуме» | 1 | 1 | |
28 | «Закат» | 1 | 1 | |
29 | «Ветка мимозы» | 1 | 1 | |
30 | «Морковка» | 1 | 1 | |
31 | «Рисуем, что хотим» | 1 | 1 |
2.2. Календарно – тематический план
Месяц | Тема | Задачи | Оборудование | Работа с родителями | |
ОКТЯБРЬ | «Мой любимый дождик» Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки. | Консультация «Как рисовать пальчиками» | |
«Осеннее дерево» (коллективная работа). Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки. | Практические советы по рисованию ладошками. | ||
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком | Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая. | Побуждение детей к творческим поискам и решениям | ||
«Птички клюют ягоды» Рисование пальчиками | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции | 1\2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц | Закрепление рисования веточек. | ||
«Красивые цветы для пчёлки» Рисование ладошкой | Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение | Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки | Закрепление знания 2 – х цветов. | ||
НОЯБРЬ | «Свитер для друзей» Рисование ладошкой и пальчиками. | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. | Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. | Составление узоров из подручных материалов. | |
«Ягоды на тарелочке» Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цвето- восприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета. | Рассматривание природы, окружающей нас. | ||
«Рябинка» Скатывание бумаги | Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции. | Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины. | Закрепление умений скатывать бумагу. | ||
«Мы рисуем, что хотим». | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющееся в наличии | |||
ДЕКАБРЬ | «Зайчик» Рисование пальчиками. | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции | Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета. | Разговор о рисовании в раскрасках. | |
«Снежные комочки» Рисование тычком жёсткой кистью | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь. | |||
«В гостях у жирафа» Рисование пальчиками | Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение жирафа, гуашь | Домашняя работа «Жираф» | ||
ЯНВАРЬ | «Маленькой ёлочке холодно зимой» Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку. | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. | ||
«Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) Рисование техникой тычкования | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая. | Закрепление правил пользования клеем. | ||
«Вишнёвый компот» Оттиск пробкой | Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. | Силуэты банки, красная гуашь. | Практические советы по рисованию пробками | ||
ФЕВРАЛЬ | «Шарики воздушные, ветерку послушные...» | Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками | Бумага размером 1\2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета. | ||
«Украшение чайного сервиза» Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды | |||
«Красивая салфеточка» Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Белая бумага размером 50*50.Гуашь разных цветов. | Составление композиций из подручных материалов | ||
«Снежинки» Свеча+акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти | Рассматривание снежинок | ||
МАРТ | «Весёлый снеговик» Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции | Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета | Тренировка письма по контуру | |
«Кораблик для папы» Скатывание бумаги | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. | Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки | Скатывание бумаги в комочки | ||
«Цветы для мамы» Рисование ладошками, пальчиками, печатками. | Закрепить технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность. | Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки. | |||
«Бабочка» Рисование ватными пальчиками, тампонирование. | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек. | |||
АПРЕЛЬ | «Божьи коровки на лужайке». Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмнозелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. | ||
«Нарядные матрешки» Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки | Тренировка закрашивания предметов | ||
«Ночь и звёзды» Рисование манкой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки. | Познакомить с происхождением манной крупы | ||
«Рыбки в аквариуме» Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. | |||
«Закат» Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки | Рассматривание вечером заката | ||
МАЙ | «Ветка мимозы» Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. | Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы | Закрепление знаний цвета и формы | |
«Морковка» Рисование пальчиками | Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации. | Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета. | |||
«Рисуем, что хотим» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии |
Учебный план работы кружка «Весёлые ладошки»
на 2020 – 2021 учебный год.
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников |
«Весёлые ладошки» | 1 | 4 | 31 | 10- 15 |
2.3. Содержание программы
Работа по данному направлению проводится следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, воспитатель обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия. В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями. Непосредственно - эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводить в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка»), топнуть ножкой (рассердился мишка), погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Воспитатель побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей. Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.
Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).
Третий этап реализует задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностные, но и голосовые, и деловые контакты, а также оказание адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно - потребностной основы изобразительной деятельности, интересе к ее результатам. На этом этапе дети обучаются работать с различными инструментами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.). Для формирования игровой ситуации использовать прием «многослойного» рисования, т.е. повторного обращения к рисунку, что вызовет у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему. На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок. При обучении рисованию учитывается индивидуально-типологические особенности детей и оказание им разных видов помощи: словесную, направляющую, обучающую.
2.4. Ожидаемые результаты
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности. 4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
3. Методические условия реализации программы
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование потешек, пословиц, поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение творческой работы).
Оборудование: альбомные листы, сухие листья, гуашь, акварельные краски, кисти для рисования, губки, бумажные салфетки, деревянные пробки, манная крупа, восковые мелки, свеча, паролон, отпечатки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставок детских работ;
- поделки для подарков;
4. Диагностический инструментарий
Диагностическое обследование необходимо для того, чтобы выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка. Без подобного обследования трудно оценить степень готовности каждого ребенка к обучению в его возрастной группе. Обследование носит диагностически-развивающий характер. Если у детей при выполнении задания возникают некоторые трудности, предлагаем им разнообразные виды помощи. Например, с помощью вопросов, замечаний, указаний организуем рассматривание предметов и иллюстраций по теме, напоминаем о сравнении с натурой, уточняем характер формы, деталей, способы изображения. При необходимости используем частичный показ способа изображения. Все виды помощи должны стимулировать детей к поиску самостоятельного решения поставленной задачи. Если ребенок затрудняется в обследовании предмета, предлагаем ему план обследования. Задавая вопросы, направляем внимание ребенка на самостоятельное, зрительное обследование предметов, выбор материала и наиболее эффективного способа изображения.
Требования к уровню подготовки.
Ребенок должен уметь отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Уметь правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом. Уметь сочетать некоторые материалы.
Уровни усвоения программы:
Уровни развития | Качественные характеристики |
Высокий уровень | Ребенок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа. |
Средний уровень | Ребенок нетрадиционные техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога. |
Низкий уровень | Ребенок нетрадиционные техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа. |
Диагностическая карта.
№ п/п | Ф.И ребенка | Увлеченность темой и техникой | Способность создавать художественный образ | Средства выразительности | Способность рационально применять техники | Владение техникой изображения | Проявление самостоятельности | Желание эксперимен тировать |
Диагностика на начальном этапе:
Уровни развития детей средней группы | Количество детей |
Высокий | |
Средний | |
Низкий |
Диагностика в конце учебного года:
Уровни развития детей средней группы | Количество детей |
Высокий | |
Средний | |
Низкий |
5. Список литературы
- “Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
- “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”
- Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду, М.: МозаикаСинтез, 2006 г.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник
- Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- Синтез, 2005 г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
- Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
- Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по пластилинографии "Умелые ладошки"
Пояснительная записка."Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в э...
Отчёт по кружковой работе "Цветные ладошки"
В отчёте раскрываются основные техники нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет, мероприятия, проводимые с родителями и детьми....
Презентация кружковой работы "Цветные ладошки"
Отчёт о работе кружка "Цветные ладошки" во 2 младшей группе....
Перспективное планирование кружковой деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ("Умелые ладошки")
Цель кружковой деятельности - развитие речевой функции детей старшего дошкольного возраста через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.Основой кружковой деятельности является, изобрази...
Программа кружковой работы "Волшебные ладошки"
Кружковая работа по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе...
Программа кружковой работы "Весёлые ладошки"
Программа разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Программа кружковой работы "Цветные ладошки"
Программа кружковой работы "Цветные ладошки" разработана для детей младшего дошкольного возраста....