Проект «Быт и традиции русского народа»
проект

В  последние  годы  проблема  патриотического  воспитания  детей  дошкольного   стала   очень  актуальной.  Среди  целевых ориентиров,  которые  должны  быть  сформированы  к  концу дошкольного  возраста,  указано  овладение  представлениями  об обществе,  его  культурных  ценностях,  о  государстве  и  принадлежности  к  нему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bt.docx91.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида №1 г.Малоархангельска»

«Быт и традиции русского народа»

Быт русских людей - Фото 4262-2

Разработала

 воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»

Дьячкина Светлана Владимировна

г.Малоархангельск

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним

старые обычаи!

Вспомним

нашу старину!

Актуальность темы В  последние  годы  проблема  патриотического  воспитания  детей  дошкольного   стала   очень  актуальной.  Среди  целевых ориентиров,  которые  должны  быть  сформированы  к  концу дошкольного  возраста,  указано  овладение  представлениями  об обществе,  его  культурных  ценностях,  о  государстве  и  принадлежности  к  нему.

 Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: групповой.

Ожидаемые результаты:  Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают  роль труда в жизни россиян, знают  и хранят  историко-духовную память,  уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни.

Место проведения:  МБДОУ «Детский сад №1 г.Малоархангельск »..
Участники проекта:
- дети старшей группы,
  возраст с 5 до 6 лет;

- воспитатель группы –         Дьячкин С.В.

   

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям  и быть эстетически развитой личностью.

Цель проекта:
Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание  эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи:

Определила в работе с детьми следующие задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  2. Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
  3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством 

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми 

  • Организованные занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок
  • Посещение тематических выставок
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Встреча с интересными людьми.

Этапы реализации проекта:

I Этап. Концептуальный (с 01 по 15 октября  2015г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

- Проведение информацию для родителей  на тему: «Традиции русского народа».

- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

 - Первичный мониторинг.

 - Анкетирование родителей.

 - Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

- Предложить родителям создать проект: «Традиции и быт русского народа»

II  Этап. Формирующий (с 16 октября  по 20 декабря 2015 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

- Занятия в соответствии с планом.

- Беседы.

- Чтение познавательной и художественной литературы.

- Слушание классической музыки.

- Слушание русских народных песен.

- Просмотр видеосюжетов, презентаций.

- Экскурсия в русскую избу.

- Проведение выставок работ из овощей и фруктов, выставка рисунков, конкурс на лучший рецепт моей бабушки.

III  Этап.   Рефлексионный (с 20 по 31 декабря2015 г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

- Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями.

- Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»

- Презентация проекта

Мероприятия с детьми

- Занятие «Жилище русского человека ».

Цель: Познакомить детей с жилищем русского человека-избой, с тем как её строили..

- Беседа по картине «Крестьянская семья».

- Экскурсия в краеведческий музей города .

- Просмотр презентации «Русская изба».

Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

- Организация фотовыставки «И удивленью нет конца и края, когда в природе осень золотая»

Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы.

- Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

- Просмотр презентации «Труд крестьян».

Цель: Познакомить с трудом крестьян.

- Чтение произведений Бианки.

Цель: Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.

- Выставка рисунков детей «Осень золотая»

- Праздник  «Матушка - Осенины».

Цель: Познакомить детей с одним из главных праздников осеннего периода.

- Слушание Чайковского «Времена года».

Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.

- Занятие «Устное народное  творчество»».

Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами.

- Беседа «В русской горнице »

Цель: Продолжать знакомить с жилищем русского человека.

- Изготовление  макета избы

- Рисование  «Дымковская игрушка»

- Игра-хоровод «Капустинские хороводы»

Цель: Познакомить детей с хороводными играми осеннего периода.

- Рисование «Гжель»

- Слушание русских народных песен.

Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.

- Игра – забава «Бояре».

Цель: Показать детям как отдыхали в старину.

- Вечер загадок про осенний период, урожай, домашнюю утварь и т.д.

Цель: Закрепить с детьми названия овощей, фруктов, домашней утвари и т.д.

- Просмотр презентации «Русский национальный костюм»

Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.

- Рисование- раскраска  «Национальный костюм».

- Мастер –класс «Платок»

 - Беседа «Русские богатыри»

Итоговое мероприятие  по проекту «Быт и традиции русского народа»

Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа в осенний период.

Мероприятия с родителями

- Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции русского народа».

- Круглый стол «Традиции русского народа»

Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа

- Выставка работ из овощей и фруктов.

- Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: А. Пушкин «Унылая пора!» , А. Пушкин «Осень»(отрывок), И. Демьянов «Осень», И.Демьянов «Летят дождинки», Н.Некрасов «Славная осень», А.Фет «Ласточки пропали», короткие рассказы М. Пришвина об осени, русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь».

- Посмотрите с детьми мультфильм «Осенние корабли», «Осенние заботы».

- Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни

Результаты

У детей:

  • дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
  • у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
  • дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
  • у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
  • могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
  • у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
  • Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

У родителей:

  • Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
  • Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
  • Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
  • В детском саду совместно с родителями был создан музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
  • Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.

На занятиях кружка «Умелые ручки» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Быт и традиции русского народа"

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненн...

Проект "Быт и традиции русского народа"

Формирование основ народной культуры, должно пронизывать все виды деятельности дошкольников....

Проект "Культура и традиции русского народа"

Краткорочный проект о культуре, традициях, промыслах России....

Проект "Культура и традиции русского народа"

       Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать...

Проект Культура и традиции русского народа

Цель проекта: Познакомить детей с традициями усскогонарода....