Выступление на педсовете "Индивидуальная работа в обучении детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabota_v_obuchenii_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска
(МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска)
пер. Гражданский, 14-А, г. Рубцовск, Алтайский край 658200
телефон 8(38557)4-67-83, 8(38557)4-58-73, эл. адрес: ds56@ngs.ru
Индивидуальная работа в обучении детей младшего дошкольного возраста
Выполнила воспитатель: Шаменкова Т. А.
Мухина А. А.
Рубцовск 2022
От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Воспитатель должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребенок в группе получал стимул в развитии.
Известно, что каждый ребенок неповторим, он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития.
Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим.
Индивидуальная работа с детьми – это система целенаправленного психолого – педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение ребенка с максимальным учетом особенностей его личности.
Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:
- - охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;
- -всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;
- -педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы;
- -взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);
- -умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей;
- -своевременно корректировать взаимоотношение воспитатель-воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.
Цель индивидуальной работы – создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей ребенка в процессе всестороннего развития его личности.
Планируя индивидуальную работу, педагог должен учитывать психические и индивидуальные особенности ребенка.
Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, позволяет воспитателю определить и спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
Форма организации работы – индивидуальная, но в некоторых случаях можно проводить работу организуя детей в малые группы.
Виды индивидуальных занятий классифицируются в зависимости от целей:
а) Логопедические (с детьми , испытывающими отклонения в речевом развитии)
б) Физкультурно – оздоровительные (для испывающих трудности в физическом развитии)
в) Музыкальные (если нужно с отдельным ребенком выучить песню)
г) Занятия психолога (если у ребенка эмоционально – личностные нарушения)
д) Занятия дефектолога (диагностика социального, речевого, познавательного развития ребенка)
Индивидуальная работа делится на 4 группы:
- 1группа. Коррекционная ее ведут специалисты логопед, психолог с детьми у которых есть нарушения в развитии.
- 2группа. Компенсирующая проводится воспитателем на основе мониторинга с детьми, которые отстают от основной группы развития.
- 3группа. Развивающая занятия с детьми по очереди для закрепления и повторения того, что узнали.
- 4группа. Дополнительная с детьми, которые проявляют и показывают повышенный интерес определенным видам деятельности.
Существуют методические приемы индивидуальной работы:
- -Словесные -рассказ, беседа, напоминание, ассоциации:( ребенок учится различать геометрические фигуры, на что они похожи) .
- -Наглядные - работа с иллюстрациями и видео, показ предметов.
- -Игровые -именно игра помогает осуществить значительную часть индивидуальной работы.
- -Практические -это эксперимент, моделирование, создание аппликаций, рисунков.
Такие задания помогают раскрыть предпочтения ребенка, понять с какими цветами и формами нравится работать, а так же позволяют отрабатывать аккуратность и усидчивость.
Систематическое проведение индивидуальной работы улучшает процесс усвоения детьми учебного материала и общего развития.
Индивидуальные занятия могут различаться между собой по составу участников:
- -совместная деятельность педагога и ребенка ( взаимодействие с педагогом)
- -на примере по образцу воспитателя
- -по образцу сверстников
- -самостоятельная деятельность ребенка с игровыми и наглядными пособиями
- -используя помощь старшего товарища
- -по рекомендации узких специалистов.
В отличие от групповых занятий, именно индивидуальная работа направлена на развитие ребенка с учетом его личностных особенностей.
Система индивидуальных занятий заключается в том, что занятия проводятся один на один с педагогом или в малых группах, до трех детей со сходными проблемами.
Когда проводится индивидуальная работа?
В своей группе занятия, имеющие личностную направленность, мы проводим в первой половине дня, во время утреннего приёма детей и во второй половине дня.
После обеда и дневного сна индивидуальная работа направлена на активизацию творческого потенциала (конструирование, рисование, создание аппликаций).
На прогулках индивидуальная работа нацелена в основном на коррекцию физического развития, то есть некоторые ребята выполняют задания на удержание равновесия, некоторые — на спрыгивание или бег. А те малыши, которые испытывают трудности в отношениях с товарищами, организуются совместные игры.
Кроме того, на прогулке в младших группах можно разучивать потешки, отрабатывая сложные для произнесения звуки. К слову, такая работа будет полезна и тем, кто успешно осваивает речь. А также во время досуга на улице можно повторять выученные на музыкальном занятии песенки.
При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности мы стараемся опираться на коллектив группы, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребёнке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Для индивидуального подхода в процессе игровой деятельности выясняем отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Развиваем такие качества как доброжелательность, стремление принести пользу. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, всегда используем это в игре. Одни дети читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.
В процессе дидактических игр выясняем степень умственного развития ребёнка, их сообразительность, смекалку, а также решительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Дидактические игры способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т. д. , в дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к общению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью. В игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми. И воспитатель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребёнка.
Вот некоторые составляющие, на которые мы обращаем внимание в ходе индивидуальной работы с детьми в течении дня:
- предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом, создание спокойной, радостной обстановки, её поддержанием;
- привлекать детей к работе в уголке природы;
- проведение работы с детьми робкими, застенчивыми, пропустившими предыдущие занятия, подготовить их к участию в общем занятии;
- в ходе занятий обращать внимание, что бы всем было удобно сидеть, видно и слышно педагога, обязательно учитывать активность и степень усвоения каждым ребёнком материала;
- воспитывая навык одеваться на прогулку, уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, побуждать помогать друг другу;
- разучивание стихов страдающими затруднениями в речи.
Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с детьми является основным в педагогическом процессе, он помогает формированию характера, всестороннему развитию личности ребёнка, способствует организации и воспитанию дружного детского коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение 2 к работе " Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию карандашами"
Приложение 2 к работе " обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию карандашами" ( рисунки детей"...
Последовательность работы по обучению детей младшего дошкольного возраста умению строить связные высказывания на наглядной основе
Последовательность работы по обучению детей младшего дошкольного возраста умению строить связные высказывания на наглядной основе...
КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Игровой прием как способ обучения детей младшего дошкольного возраста рисованию отдельных предметов»
Курсовая работа...
Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста первичных представлений о мебели на занятиях»
В содержании раскрыта система работы по формированию у воспитанников младшего дошкольного возраста первичных представлений о мебели на занятиях....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ»
Цель: формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания, воспитание основ гигиенической культуры. Задачи: – обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процеду...
Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через организацию дидактической игры как активного метода обучения»
Цель педагогической работы - определить наиболее эффективные условия для развития речевой активности дошкольников в процессе дидактических игр....