Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста первичных представлений о мебели на занятиях»
методическая разработка по окружающему миру
В содержании раскрыта система работы по формированию у воспитанников младшего дошкольного возраста первичных представлений о мебели на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_sizova.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста
первичных представлений о мебели на занятиях»
Представляю вашему вниманию презентацию из опыта работы по теме «Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста первичных представлений о мебели на занятиях».
- Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.
- Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Знакомство с предметным миром поможет сформировать у детей целостное представление об окружающем мире.
- По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
- В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка.
Вопросу ознакомления детей с предметным миром занимались многие педагоги.
- Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, М.Монтессори, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева считали в практике дошкольной педагогики знакомство детей с предметным миром одной из главных задач, разработали системы ознакомления детей с предметами.
- В.И.Логинова, О.В.Дыбина, М.В.Крулехт отмечают, что предметный мир, окружающие ребёнка вещи и игрушки, имеют особое значение в развитии детей.
- Я.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И.Тихеева разработали разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
- О.В.Дыбина отметила, что правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате алгоритмических игр по обследованию величины, формы, цвета предметов.
Начала работу с проведения педагогической диагностики.
Цель: выявить уровень сформированности у воспитанников младшего дошкольного возраста первичных представлений о мебели. Результаты диагностики показали следующие результаты, а, следовательно, и проблемы:
9 детей не вычленяют особенности мебели (части, размеры, форму, цвет), не устанавливает связь между строением и функцией. Не замечают, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования. Не определяют свойство материала, из которого сделана мебель. Не группируют и не классифицируют мебель по назначению. Не понимают, что человек создает мебель для его жизни и жизни других людей.
У 13 воспитанников эти показатели частично сформированы.
Поставила цель: формировать у воспитанников младшего дошкольного возраста первичные представления о мебели на занятиях.
Определила задачи:
- Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (мебель), их функциями, назначением.
- Побуждать вычленять особенности мебели (части, форму, цвет, размер).
- Расширять представление детей о свойствах материала, из которого изготавливается мебель.
- Развивать умение группировать и классифицировать мебель по признакам.
- Содействовать пониманию того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей.
- Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.
Процесс формирования у воспитанников младшего дошкольного возраста первичных представлений о мебели начала с создания условий.
Пополнила развивающую предметно-пространственную среду в группе.
Работа по формированию у воспитанников младшего дошкольного возраста первичных представлений о мебели проходила на занятиях. Были проведены занятия: «Мебель», «Деревянный брусочек», «Приключение в комнате».
На занятии по теме «Мебель» учили детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции). В январе провели занятие «Деревянный брусочек», на котором знакомили детей с некоторыми свойствами дерева; учили выделять признаки дерева. А на следующем занятии «Приключение в комнате» закрепляли название предметов мебели, их функции, назначение. Детям предлагалось в игровой форме наполнить комнату соответствующими предметами мебели.
В условиях совместной деятельности мы продолжили нашу работу по формированию у детей первичных представлений о мебели. Работа по формированию представлений о мебели шла в интеграции с другими образовательными областями.
Мы конструировали из деревянного конструктора «Моя квартира». У каждого ребенка она получилась своя.
Детям были предложены игровые ситуации «Дом, в котором я живу», «Встречаем гостей», «Семья».
Мы с детьми играли в игру «Посчитаем мебель в доме», инсценировали на тему «В гостях у трех медведей», закрепляя названия предметов мебели, её свойства.
Играли в дидактические игры «Четвертый лишний», читали художественную литературу.
Понравилась детям пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре
Много мебели в квартире,
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку,
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле…
Играли с мячом в игру «Для чего?». Я бросала детям мяч и называла предмет мебели, а дети бросали мне его обратно с ответом, для чего необходим данный предмет мебели.
Особый интерес вызвала у детей игра «Игрушка-путешественница». Я предлагала детям взять понравившуюся игрушку и выполнить соответствующие поручения: пусть кукла Катя встанет у шкафа, уложи Мишку спать, кукла Маша накроет на стол и т.д. Таким образом, дети закрепляли представления о мебели.
Формирование представлений о мебели проходило и в самостоятельной деятельности. Дети лепили, рисовали отдельные предметы мебели, играли в настольные игры, сюжетно-ролевые игры.
Была проведена работа с родителями:
- даны рекомендации «Знакомим детей с мебелью»
- семья Клюевых представила нам проект «Путешествие в прошлое стула».
Провела повторную педагогическую диагностику. Результаты педагогической диагностики порадовали, показали положительные результаты.
Результаты работы:
- Воспитанники имеют первичные представления о мебели, функции, её назначении.
- Дети вычленяют особенности мебели (части, форму, цвет, размер).
- Воспитанники имеют представление о свойствах материала, из которого изготавливается мебель.
- Дети умеют группировать и классифицировать мебель по признакам.
- Воспитанники понимают, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей.
- Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "
" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Выступление из опыта работы "Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки"
Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой эк...
Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности»
В опыте раскрыта система работы по формированию у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности....
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»
В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...
Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
В выступлении раскрыта система работы по формированию у воспитанников 6-го года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения....
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»
Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением....