Последовательность работы по обучению детей младшего дошкольного возраста умению строить связные высказывания на наглядной основе
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Последовательность работы по обучению детей младшего дошкольного возраста умению строить связные высказывания на наглядной основе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Последовательность работы по обучению детей младшего дошкольного возраста умению строить связные высказывания на наглядной основе

Последовательность работы по обучению детей младшего дошкольного возраста умению строить связные высказывания на наглядной основе включает:

  1. Обучение называнию предметов.
  2. Выделение всех признаков предметов (внешних и внутренних, главных и второстепенных).
  3. Составление совместного описания.
  4. Составление совместного повествования.
  5. Переход к самостоятельному рассказыванию.

Во 2-й младшей группе О.С. Ушакова предлагает использовать на занятиях не полный образец рассказа воспитателя, а прием совместного составления рассказа ребенка с педагогом. Таким образом, можно научить детей различным вариантам построения предложения, синонимической замене слов. Например, после рассматривания картины «Катаемся на санках» воспитатель начинает рассказ: «Мама и дети гуляют. Старший брат Дима посадил Таню на санки. Он …». Так детям задается цепная местоименная связь, и дети продолжают рассказ. Метод совместного рассказывания позволяет учить детей интонационному завершению предложения и различным типам связи между предложениями. Схема рассказа составляется взрослым так, чтобы натолкнуть ребенка на описание (Это … кошка. Она … серая.) или на повествование (Побежала собака … Встретила она … и стала …).

При обучении составлению рассказов описаний важно привлечь внимание ребенка к отдельным признакам предмета, предлагая найти на картинке, на столе описываемые предметы. Для этого используются упражнения типа: «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь?». В них сначала указывают один-два признака. Затем их число увеличивается до 3-4. Ряд игр направлен на обучение детей умению выделять объект и его признаки: «Что за овощ?», «Что у кого», «Скажи какой». Для этих игр сначала подбирают яркие игрушки с большим количеством новых внешних признаков, а затем используют предметы (овощи, фрукты, одежда, посуда), описывая которые дети называют не только видимые признаки, но и добавляют свои знания о свойствах предметов (яблоко спелое, сочное, сладкое; в варежках зимой тепло).

Для составления рассказов-повествований важно научить детей называть предшествующие и последующие действия, события. В таких играх, как: «Что сначала, что потом», «Добавь слово», дети учатся передавать последовательные действия в форме распространенного предложения с однородными сказуемыми (девочка проснулась и стала умываться; зайчик испугался и убежал).

Постепенно основная часть совместных рассказов усложняется, вводятся элементы подробного описания, распространение действий героев. Логико-синтаксическая схема, предлагаемая педагогом ребенку, по сути является планом рассказа, который определяет не только содержание, но и последовательность предложений, связь между частями рассказа. Например: «Это … Он … У него есть … С ним можно играть …», или «Пришла мама… Она купила Алеше … Она была … Алеша захотел … Тут пришел … Они стали …». В сюжет рассказов вводят глаголы, которые образуют семантические пары: спросил – ответил; побежал – догнал; закричал – обиделся. Параллельно должна проводиться работа над интонационной выразительностью рассказов детей. Малышей учат правильно использовать интонацию вопроса, просьбы, восклицания, с помощью которых можно передавать разговор героев.

Для формирования у детей представлений о структуре рассказа педагогу необходимо постоянно использовать термины «начало», «середина», «конец» рассказа. Привлечь внимание детей к структуре текста можно в игре «Размытое письмо», где в рассказе пропущена какая-либо часть, например, середина (Побежала кошка за мышкой… и выскочила мышка с другой стороны), а также в игре «Кто знает, тот дальше продолжает».

В старшем дошкольном возрасте для формирования осознания детьми структуры рассказа может использоваться модель (круг, разделенный на три части).

Обучение рассказыванию является сложным видом речевой деятельности для ребенка. Поэтому не стоит включать задачу по составлению с детьми рассказов на наглядной основе в комплексные занятия, где проводится работа по формированию элементарных математических представлений, по ознакомлению с природой или изобразительная деятельность. Интегрированные занятия способствуют развитию у детей целостного восприятия окружающего и развитию многих речевых умений и навыков (словарь, звукопроизношение, овладение грамматическими нормами). Однако связная монологическая речь является сложным комплексным видом речевой деятельности и требует специального, целенаправленного обучения.

Обучение детей составлению рассказов является главной задачей на занятии, однако не стоит забывать и об остальных направлениях речевого развития дошкольников. Как правило, на речевых занятиях задачи решаются в комплексе: лексические (развитие словаря), грамматические (согласование слов во фразах, построение предложений) и фонетические (выразительное рассказывание).

Структура занятия традиционно включает три части.

В первой части занятия дети знакомятся с наглядными средствами. Очень важен момент появления перед детьми игрушки, предметов или картины. В младшем дошкольном возрасте рекомендуется применять игровые приемы («Игрушка спряталась», «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек», «Кто к нам в гости пришел?»). Начиная со средней группы можно использовать загадки, другие малые формы фольклора (потешки, приговорки) и небольшие по объему стихотворения, чтобы вызвать интерес к наглядным объектам, привлечь внимание детей к ним. В старшем дошкольном возрасте в начале занятия можно задать детям поисковый вопрос или проблемную ситуацию, разобраться в которой помогут наглядные средства. Например, «В магазине игрушек перепутались таблички с указанием товара, давайте поможем продавцу и рассортируем: к какой игрушке какая табличка относится».

В основной части занятия проводится последовательно работа по рассматриванию наглядных средств и по обучению детей составлению рассказов.

Рассматривание предметов начинается с выделения основных признаков (цвет, форма, материал), существенных деталей. Важно, чтобы педагог показывал и одновременно называл части и детали. К показу и называнию следует привлекать детей. В младшей группе используются приемы сопряженной и отраженной речи, дети учатся отвечать на простые вопросы типа: что это? Какого цвета? Что у него есть? Со средней группы можно вводить элементы соревнования, например: кто больше предметов найдет на картине? Кто скажет больше слов о машине? Здесь же проводятся разнообразные игры и упражнения на активизацию словаря, обучение детей построению фраз и предложений, усвоение детьми структуры рассказа.

При обучении детей составлению рассказов педагог обязательно должен четко сформулировать задачу. Например, «Мы будем рассказывать о кукле» (для детей младшей группы), «Вам надо рассказать об игрушке», «Вы можете составить рассказ по картине». Важным моментом занятия является прослушивание рассказов детей. Вначале лучше выслушать детей по их желанию, можно предложить кому-либо рассказать. Важно выслушать до конца, постараться меньше подсказывать ребенку, дать возможность ему самому высказаться. По окончании рассказ ребенка анализируется с положительной оценкой в целом и рекомендациями по усовершенствованию (для старших дошкольников). Необходимо привлечь внимание сверстников к рассказам детей и ориентировать рассказчиков на слушателей.

В третьей части занятия подводят итог работе: здесь может быть оценка рассказов детей в целом, выделение наиболее интересных высказываний детей, оценка рассказов самими детьми (для старших дошкольников). Также проводятся игры и упражнения на закрепление представлений детей о предметах, их систематизация, обобщение.

На занятии педагог успевает выслушать нескольких детей, с остальными обязательно надо составить рассказ в свободное время в течение дня. Можно предложить детям повторить рассказ для родителей, что будет способствовать закреплению навыков связной речи, полученных на занятиях. Наглядные средства, используемые на занятии могут быть оставлены в группе на несколько дней для самостоятельных игр и занятий детей, для стимулирования повторения рассказов и для индивидуальной работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационально...

Приложение 2 к работе " Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию карандашами"

Приложение 2 к работе " обучение детей  младшего дошкольного возраста рисованию карандашами" ( рисунки детей"...

Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх....

Перспективное планирование по обучению детей младшего дошкольного возраста основам пожарной безопасности (3-4)

Перспективное планированиепо обучению детей младшего дошкольного возраста основам пожарной безопасности...

Игры и упражнения для обучения детей старшего дошкольного возраста умению задавать вопросы

Ваши дети задают вопросы? «Конечно, - скажете вы, - с утра до вечера!»  Важное значение имеет не только количество, но и КАЧЕСТВО задаваемых ребенком вопросов. В повседневной жизни, и...