Сюжетно-ролевая квест игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Альбова Вероника Германовна

Конспект охватывает содержание игры " Школа" с технологией Триз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_shkola_kvest.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая квест игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ.

Цель: обогащение социального и игрового опыта между детьми; развитие игровых умений и социальной компетентности по сюжету игр : «Школа», «Столовая», «Библиотека», «Больница».                                                                                                                Задачи:                                                                                                                                                                   Расширять знания детей о школе.                                                                                     Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты).                                                                                                                Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помочь детям усвоить некоторые моральные нормы.                                                                                                   Воспитывать справедливые отношения, формы вежливого обращения.                                               Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.                                     Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек;                                                                                                                                  расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.                                                                                                                     Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.                                                             1. Образовательные:                                                                                                                        Уточнить знания детей о профессии учителя.                                                                            Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события.                                                                                                            2. Развивающие:                                                                                                                                   Развитие связной речи, обогащение активного словаря терминами, связанными со школой, школьной жизнью, ролью ученика.                                                                                                  3. Воспитательные:                                                                                                                       Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительное, дружеское отношение детей друг к другу.                                                                                           Формировать социальную компетентность у детей через проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевых игр «Школа», «Столовая», «Библиотека», «Медкабинет».              Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.Формировать мотивационную готовность к школе.

                                 Предварительная работа:

      Беседы о школе (с уточнением профессий, школьных атрибутов, различных помещений с разными функциями, находящихся в школе – библиотека, столовая, спортивный зал, классы);

дидактические игры «Назови как в школе», «Что лежит в портфеле»;

рассматривание иллюстраций на школьную тему, беседы по сюжетным картинкам (1 сентября, дети в столовой, дети на уроке, дети на перемене, уточнение школьных терминов;

совместное с детьми сюжетосложение по играм «Школа», «Библиотека», «Столовая», «Больница».

         Проигрывание сюжетно-ролевых игр в группе с последующим обсуждением и предложениями новых возможных сюжетных линий;

        Изготовление совместно с детьми атрибутики к сюжетно-ролевым играм «Школа», «Библиотека», «Столовая», «Больница».

         Игровые роли: директор, учитель, ученики, повара, сотрудник библиотеки, водитель автобуса для детей , врач.

Материалы: колокольчик для подачи звонка; атрибутика для сюжетно-ролевых игр :

   «Школа» - карандаши, линейки, задания для учеников, тетрадки; бейджик для учителя, указка;  

«Библиотека» – групповой центр «Библиотека», бейджик для ребенка, исполняющего роль библиотекаря, картотека читателей и читательские билеты;

   «Столовая» – колпаки и фартуки для поварят, стаканы с соком, печенье «Детское» ,табличка «Столовая».

                        I этап – мотивационно- ориентировочный 

Воспитатель:  В этом году 1 сентября вы пойдете в школу. А как вы думаете, что нужно для поступления в школу? ( Ответы детей).  

А чем дети занимаются в школе? ( Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня побываем на уроке в школе.                                                                                                                          -Где проходят уроки?  (в классе)

-А кто проводит уроки?  (учитель)                                                                                                                                      А давайте я буду вашим учителем, а вы будите учениками?

- Дети начинаем игру. Но вначале давайте построим класс.

Что нам для этого надо сделать? (Дети расставляют стульчики, ширму, доску)

Дети выходят из группы. Учитель занимает место за учительским столом.  Дети заходят в воображаемый класс. Приветствуют учителя и друг друга. Садятся за парты.

                                     Стихотворение

        Утром в школу мы идем: раз – два, раз – два.

        На урок звонок зовет : раз – два, раз – два.

        Учитель спросит – надо встать;

         Сесть позволит – сядь.

         Ответить хочешь – не шуми,

         Только руку подними.

      ll этап - Вовлечение детей в игру.

   В.  Я буду называть, что есть в детском саду, а вы будете называть, что есть вместо этого  в школе».

    Когда заканчивается урок, что начинается? (перемена).

   Что делают на перемене (играют в игры, общаются)

Что будет происходить в школьной столовой? Там повара будут готовить для учеников вкусный обед.

Что можно приготовить для учеников на обед? (ответы детей)

        Скажите, ребята, а когда учителю или ученику необходимо взять где-либо книгу – куда бы он мог обратиться? (школьная библиотека). Как мы ведем себя в библиотеке? (тихо, спокойно, не шумим, вежливо и т. д.). Как можно взять в библиотеке книгу? Что нам понадобится для этого? Куда записывают, кто взял книгу и когда? (формуляр, читательский билет).

    Здорово! Мы повторили все детали.

                                         Ход игры. Игра 

Дети ,сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Мы с вамисегдня будем играть в игру Школа.

Мы сейчас с вами произнесём волшебные слова и превратимся в «первоклассников». (Произносят).

Лети, лети, лепесток 

Через север на восток.

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Хотим оказаться в школе и быть первоклассниками!

Д/И «Назови как в школе».

Детский сад – школа. Заведующая – директор. Методист – завуч. Воспитатель – учитель. Дошкольники – школьники. Группы – классы. Столы – парты. Занятия – уроки. Игрушки – тетради, учебники. Дневной сон – не спят. Играют – учатся. Хвалят за успехи – ставят оценки. Занятия и прогулка по часам – есть звонок.

Помогают одеваться взрослые – ученики все делают сами. Отпуск –каникулы. Ходят весь год в садик – 1 сентября.

Вы тоже в этом году пойдете в школу.

          Назовите профессии  тех людей, которые работают в школе?

Звучит песня « Учат в школе» Распределение ролей.

 Дети распределяют роли по желанию:  ученик, повар, библиотекарь и занимают свои игровые места. Учителя занимают место в учительской.

Директор приглашает всех занять места в автобусе. Дети садятся в школьный автобус и едут в школу.

Шофёр

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам — шофер .

И сам — мотор.

Нажимаю на педаль —

И машина

Мчится вдаль.

    Заходят в воображаемый класс.

 ЗАДАНИЕ №1

открываем портфель (Букву К) –

Звенит звонок.

1.Первый урок – математика. Учитель дает задание по своему выбору.

Воспитатель в роли «директора», поощряет инициативу «учителя».

(Воспитатель заранее готовит несколько вариантов заданий (например, «Сложить узор из счетных палочек», математические примеры, задания на счет и тому подобное).

    Учитель проверяет правильность выполнения игрового задания,  хвалит за хорошую работу.

Звенит звонок – перемена.

В: Директор : «А сейчас мои ребятки, отгадайте – ка загадки»

 Задание №2

  Загадки

1. Под обложкой - клеточки,

Тоненькие сеточки.

Чтоб примеры записать

Ученик открыл… (тетрадь).

    2. Разноцветными носами

     По бумаге водят сами.

      Их рисунки хороши.

      Что это? (карандаши).

3. Вот готов рисунок наш.

Потрудился карандаш.

Но ему нужна починка.

Точит карандаш… (точилка).

4. В них живут рассказы, сказки, комиксы,

Стихи, раскраски. Все девчонки и мальчишки

Любят их ведь это … (книжки).

    5. Учит он читать меня

       С буквы А до буквы Я,

        Он не атлас, не словарь,

        Как зовут его?. (букварь).

6. Перед нами тесный дом

Карандаш и ручки в нём.

Школьник этот дом узнал.

Как зовётся дом?. (пенал).

    7. В этом заведении все перебывали

      Двоечники, гении отметки получали.

     Учились здесь артисты, певцы артиллеристы.

      Сюда пойду и я, и вы мои друзья (школа).

Получают вторую букву Л (2 буква)

Напоминает, что следующий урок чтение, нужно сходить в библиотеку и взять тетрадь . Дети идут в библиотеку.

Получают третью букву А.        

Звенит звонок.

    2.Второй урок Чтение

  Урок по плану учителя

Звенит звонок. Перемена. Перемена.

Учитель приглашает всех детей пройти в столовую.

«Кафе»

Кафе для вас открыто

Чтоб быть всегда вам сытым.

Поешь салат,

Попьешь чаек.

И будешь весел и здоров.

(Дети пьют сок.)Благодарят буфетчицу.

ЗАДАНИЕ №3 «Следопыты»

Следующая подсказка:

Здесь мы любим заниматься, эксперименты проводить,

Много нового узнаем, сможем мир мы удивить.

Здесь ждёт нас подсказка. (Дети размышляют над подсказкой и подходят к Центру экспериментирования)

   В центре – стоит коробка со спрятанными предметами (резинка, скрепка, клей- карандаш, ручка, карандаш, корректор, шифр). Дети достают из ёмкости предметы, называют одним словом

- школьные принадлежности и получают четвертую букву Ш.

Звенит звонок.

3.Третий урок-письмо.

  Урок по плану учителя. (листы с заданием )

ЗАДАНИЕ №4

Подсказка: На подсказке вы сидели и её не разглядели. (под стулом одного из детей подсказка) Получают пятую букву О

                Звенит звонок. Перемена

 Дети идут в мед. кабинет.

                «Больница»

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье

-Он больше всех бывает рад!

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плач

Ведь тебе поможет врач!

Задание №5

Ребята предлагаю поиграть вместе с врачом в Игру «Да или Нет»

   Каша - вкусная еда.

Это нам полезно? - да

  Лук зелёный иногда

Нам полезен, дети? - да

     В луже грязная вода

Нам полезна иногда? - нет

   Щи - отличная еда.

Это нам полезно? - да

  Мухоморный суп всегда…

Это нам полезно? - нет

  Фрукты - просто красота!

Это нам полезно? - да

  Грязных ягод иногда

Съесть полезно, детки? - нет

  Овощей растёт гряда.

Овощи полезны? - да

  Сок, компотик иногда

Нам полезны, дети? - да

  Съесть мешок большой конфет

Это вредно дети? - да

  Лишь полезная еда

На столе у нас всегда!

  А раз полезная еда -

Будем мы здоровы? - да

Директор: Молодцы получите букву –А-

Собирают из букв слово «Школа»

 По окончании путешествия воспитатель повторяет заклинание:

Лети, лети, лепесток

Через север на восток.

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Хотим снова оказаться в нашем детском саду, в своей группе! 

                       СТИХ

Мы ссорились, мирились, 

И спорили порой.

Но очень подружились

За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,

Кончается игра.

А дружба не кончается!

Ура! Ура! Ура!

Рефлекция- итог игры.

Игра закончена. Давайте вспомним, чем же интересным мы с вами сегодня занимались? В какую игру мы играли? Понравилось вам игра? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? (Дети играли в  «Школу». Исполняли роли: учитель, ученики, библиотекарь, повар, водитель и т. д.) Молодцы ребята, вам понравилась игра?! Благодарит детей за хорошую игру: «учителя» - за интересный урок, «учеников» - за хорошую учебу, «библиотекаря и водителя» - за хорошую работу; «повара» - за быстрое обслуживание и вежливое обращение.

Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ КВЕСТ-ИГРЫ «ШКОЛА»

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ КВЕСТ-ИГРЫ «ШКОЛА»...

Дидактические игры по ТРИЗ (для Программы по применению технологии ТРИЗ в ДОО).

В этом документе собраны и представлены дидактические игры и пособия, изготовленные мной для применения технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОО (старший дошкольный возраст)....

ООД «По дорогам чувств» с применением технологий ТРИЗ в форме интерактивной квест – игры.

Организованная образовательная деятельность «По дорогам чувств» проводится с целью систематизации знаний детей о возможностях анализаторов "помощников умной головы".ООД проводитс...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ "Играем и считаем".

Применение математических знаний в направленной игровой деятельности....