Проект "Я имею право"
проект (средняя группа)
Введение
I глава: Теоретическая часть
1.1. Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в Российской Федерации.
1 2. Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников .
1.3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания.
II глава: Практическая часть
2.1 Диагностика
2.2. Практическая часть : Проект « Я имею право».
2.3. Итоговое мероприятие: Развлечение с родителями на тему: «Права ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-ya-imeyu-pravo1.docx | 55.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Я имею право"
Введение
I глава: Теоретическая часть
1.1. Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в Российской Федерации.
1 2. Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников .
1.3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания.
II глава: Практическая часть
2.1 Диагностика
2.2. Практическая часть : Проект « Я имею право».
2.3. Итоговое мероприятие: Развлечение с родителями на тему: «Права ребенка».
Список литературы
С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». С наступлением XXI в. во всем мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети -самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации. В России на начало 2006 г. проживало 33, 1 млн детей, что составляло почти четверть населения страны. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Для нашего общества существуют не День и не Год защиты детей, а Время работы над воспитанием поколения, которое должно нас сменить. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так. В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчеркивалось, что все человечество должно забо-титься о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. Вот как происходило ее принятие. В июне 1989 г. от побережья Бретани (Франция) курсом Дакар - Форде-Франс - Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились еще 15 юношей и девушек, а на островах Вест-Индии корабль принял на борт еще одну группу молодежи. Юноши и девушки представляли пять континентов. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили ее генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 г. С этого исторического момента о «мировой конституции прав ребенка», как ее называют публицисты, узнало все прогрессивное человечество. Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина, а таким человек является, когда у него сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые.
I глава: Теоретическая часть.
1.1 Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в Российской Федерации.
Данная проблема достаточно широко представлена в нормативно -правовых документах (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, законодательные акты о правах ребенка). Научно- педагогическое обоснование проблемы правового воспитания в разные периоды развития российского образования рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко. Основой для построения нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей. Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.С. Алексеев, Л.С. Явич, и др.). Правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И.А. Ильин, В.И.Каминская, П.И. Новгородцев, А.Р. Ратинов и др.). Нравственность как внутренний регулятор, правомерного поведения (B.C. Олейников).
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Как изменить такое положение? Для решения данной проблемы был разработан проект : «Я имею право».
Проблема – недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах; недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста.
Цель проекта – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми. 3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе). 4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности. 6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
Объект: правовое воспитание, система работы с родителями и детьми, направленная на коррекцию и дальнейшее развитие основных направлений по овладению основами правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта – дети (старшего дошкольного возраста), педагоги, родители.
Методологической и теоретической основой явились : положение о связи, единстве, взаимопроникновении обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса; идея сензитивности различных возрастных периодов к определенным воспитательным воздействиям (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); психологические и педагогические теории, рассматривающие эффективное формирование нравственно-правовых представлений через разнообразную, специально организованную деятельность (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.А. Леонтьев, С.JI.Рубинштейн, И.Ф.Харламов и др.). Таким образом, исходя из анализа литературы по психологическому усвоению правовых знаний дошкольниками, можно сделать следующие выводы: -Интенсивное развитие когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфер в старшем дошкольном возрасте обеспечивает возможность становления устойчивых познавательных и нравственных интересов.
-Нравственное развитие в этом возрасте определяется знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.
- С целью развития правосознания в детском возрасте необходима организация соответствующей деятельности, активизирующей духовную рефлексию, стимулирующей развитие духовных и творческих способностей.
-В результате организации творческой деятельности возможно развитие правового мышления и правового сознания в целом.
-Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования.
-Под правовой социализацией понимается процесс освоения личностью стандартов нормативного, правомерного поведения.
Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Правовая социализация - это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и "овнутрение" таких норм, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение.
1.2 Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников.
Право - совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством (право собственности, право убежища, права человека и т.д.). Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по воспитанию правовой культуры личности. Проявляется в определенной правовой позиции личности, которая определяет взгляды, отношения и действия человека.
Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина, включая нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.
История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов местного самоуправления и общества в целом. Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.
Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовой воспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике. Содержание искомого уровня правосознания предполагает приобретение субъектами правового воспитания и обучения должного уровня правовой подготовки, системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность. Формирование правового сознания личности является результатом правового воспитания, которое предполагает усвоение ребенком старшего дошкольного возраста суммы элементарных правовых представлений; формирование нравственно-правовых чувств; привитие навыков поведения, которые соответствуют требованиям современной морали и права. Предпосылками решения данной проблемы являются положения, разрабатываемые педагогической психологией и психологией личности в рамках представлений о формировании и развитии личности ребенка и подростка (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн). В исследованиях Г. М. Андреевой, А. В. Петровского, Е. В. Шороховой отмечается, что социализация выступает как процесс присвоения индивидом норм и ценностей. Это касается, в том числе, норм и ценностей правового порядка. Именно социализация оказывает влияние на уровень правового сознания личности, на ее включенность в процессы и явления общественной жизни. Правовая социализация ребенка дошкольного возраста, включает в себя правовую адаптацию и правовую интериоризацию. Правовая адаптация подразумевает организацию жизнедеятельности ребенка в соответствии с определенными социально-правовыми условиями. Правовая интериоризация представляет собой процесс включения правовых норм и ценностей во внутренний мир подрастающего человека. Таким образом, формирование правового сознания у ребенка осуществляется и в ходе целенаправленного правового воспитания, и в результате естественным образом складывающегося у него понимания или осознания способа устройства мира, в котором он живет. Правовое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста включает как первоначальные представления о праве, правопорядке и его охране, так и его эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку, его непосредственное действие, его поведение в различных ситуациях, готовность жить среди других людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права. Содержание правового воспитания детей старшего дошкольного возраста, включает два аспекта: овладение элементарными правовыми представлениями и их трансформация в отношение. Представления являются обязательным компонентом процесса формирования начал правовой культуры, а отношение -конечным его продуктом. Истинно правовые представления формируют осознанный характер отношения и дают начало правовому сознанию. Таким образом, правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к обществу, к его установкам и ценностям, к людям, создающим материальные и духовные ценности. Это также отношение обществе и зависимости от их соблюдения. К себе как части общества, понимание ценности норм и правил поведения в На правовое воспитание старшего дошкольника оказывают влияние все социальные нормы, поэтому важно, чтобы нормы права в целом не противоречили требованиям других социальных норм, и, в первую очередь, -норм морали. Известные русские философы и правоведы И. А. Ильин, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой неоднократно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.
1.3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и значимость её выполнения. В старшем дошкольном возрасте возникает психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А.В. Булатова, Т.А. Маркова), о милосердии (И.А. Княжева, Т.В. Черник), о чувстве долга и справедливости (Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова).
Дети 6-7 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.
Авторами психологических исследований в области развития личности доказана ценность и значимость представлений о себе, своем «Я» и показана их роль в построении целостного «образа Я», в возникновении позитивной самооценки, в развитии способности к самосозиданию, потребности в этом (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.В. Ольшанский, Н.И. Непомнящая и др.).
Интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста позволяют сформировать представления и понятия, отражающие существенные связи и зависимости различных областей действительности (А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Н. Подддьяков, Н.Е. Веракса и др.)
Все сказанное выше свидетельствует о возможности начального правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
При разработке стратегии правового воспитания исходят из следующего.
Формировать у детей представления о нравственных нормах и поведение, соответствующее им; важно, чтобы уровень сформированности нравственной нормы был достаточно высок. Это даст возможность детям приобрести опыт взаимоотношений, обеспечивающий им комфортное пребывание в коллективе сверстников;
Опираясь на усвоенные нравственные нормы, формировать конкретные и обобщенные представления о правах и обязанностях людей. При этом необходимо приучать детей анализировать свои взаимоотношения друг с другом и другими людьми с позиции уважения прав;
Несмотря на то, что наказание присутствует как в нравственной, так и в правовой норме, его наличие в механизме правового воспитания маленьких детей не является обязательной. Более того, воспитывающий, развивающий смысл нравственно-правового воспитания значительно снижается, если исходить из непременного присутствия наказания за нарушение нормы. Мы считаем, что акцент должен быть сделан на обращении к сознанию, пониманию объективной необходимости соблюдения норм, а не на страх перед наказанием.
Правовое воспитание в собственном узком смысле этого слова представляет собой процесс организации деятельности ребенка и непосредственного влияния на него педагога и товарищей. В педагогике сложилась система методов воспитания, которые используются во всех воспитательной работы, в том числе и в правовом воспитании школьников.
В соответствии с этим можно выделить следующие основные группы методов правового воспитания в зависимости от того, что именно в процессе становления нравственно-правовых качеств они преимущественно обеспечивают:
-методы формирования правового сознания: убеждение, доказательство; беседы, лекции, рассказы, диспуты на правовые темы; обсуждение печатных материалов, произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику; внушение.
-методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности: единые требования; приучение; пример; организация правоохранительной деятельности учащихся; использование творческой игры; соревнование;
-методы поощрения и наказания для стимулирования правомерного поведения.
Названные методы формирования правосознания, правомерного поведения и стимулирования на практике выступают в тесном единстве. Кроме того, в различных воспитательных ситуациях отдельные методы могут выступать как средства воспитательного воздействия или как методические приемы. Это зависит от содержания и объема воспитательной задачи, конкретной тактики воспитателя, способа организации того или другого воспитательного мероприятия.
Особенность методики правового воспитания выражается также в специфическом (правовом) содержании воспитательных воздействий и соответствующем преломлении общепедагогических методов. Используя те или иные методы правового воспитания, необходимо ориентироваться на то, какие качества учитель хочет с помощью этих методов сформировать. Четкое представление об этих качествах обусловливает целенаправленность использования учителем отдельных методов и всей их совокупности. В результате правильно организованного правового воспитания (в сочетании с другими направлениями воспитательной работы) у детей формируются такие качества, как, например, нетерпимость к нарушениям правопорядка, чувство ответственности, справедливости, долга и др. сформировать эти качества можно только при условии, если в работе с учащимися будут использованы все перечисленные методы правового воспитания.
Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.
«Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН, - основополагающие документы, признанные мировым сообществом.
Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.
Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка». Разработаны методические рекомендации по организации системы работы по правовому воспитанию в ДОУ, памятки для воспитателей детских садов, в которых представлены новые формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правами ребенка. Многие дошкольные образовательные учреждения считают правовое воспитание одним из приоритетных направлений своей деятельности. Воспитательно-образовательный процесс в детском саду проходит в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям.
Эффективность осуществления правового воспитания старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в контексте общей системы нравственного воспитания при следующих условиях: использовании в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения; создании в группе детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений; обеспечении преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей.
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:
права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;
права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;
права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.
Формирование у детей 5-6 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.
На современном этапе развития Российского общества у россиян сохраняется повышенный интерес к получению правовых знаний. Для удовлетворения этого интереса государственными структурами, научными и образовательными учреждениями, общественными формированиями делается немало. Однако далеко не все граждане России получают необходимую информацию о ее действующем законодательстве, о своих правах и обязанностях. Само знание законов зачастую не связывается у людей, особенно - у молодого поколения, с уважением к ним, с убеждением о необходимости их неукоснительного исполнения.
Законодательная база в Российской Федерации является весьма сложной, во многом противоречивой, постоянно меняющейся, что затрудняет для людей возможность действовать, не выходя за рамки правового поля.
Предлагаемые государством меры направлены на ознакомление детей, подростков и молодежи с положениями основных российских законов, воспитание у молодого поколения уважения к закону, формирование уверенности в том, что права молодых людей могут быть надежно защищены, укрепление авторитета правоохранительных органов.
Эти меры основаны на сохранении существовавших ранее традиций пропаганды правовых знаний и правового воспитания, предусматривают расширение участия в этой работе общественных формирований и конкретных специалистов - общественников, использование сильных сторон сложившейся за последние годы в России системы профессионального юридического образования.
Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Часть родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии: им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права; при том важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним. Надлежащее развитие сознания и уважения чужих прав дает твердую опору для надлежащего, отдающего должное отношение к ближним (в том числе для надлежащего уважения к личности других); развитие сознания собственных прав сообщает воспитаннику надлежащее личное достоинство и связанные с этим черты характера (открытость, прямоту…). Воспитание «без права» дает в результате отсутствие прочной этической почвы и гарантии против житейских искушений, а что касается специально отношения к человеческой личности, чужой и своей, то естественный продукт такого воспитания - «рабская душа» и вместе с тем неуважение чужой личности, деспотизм и самодурство».
Основными принципами праворазъяснительной работы являются системное и непрерывное осуществление правовой подготовки. И лишь в том случае граждане смогут построить подлинно правовое государство, если есть уверенность, что они обладают юридическими знаниями, чувством патриотизма и развитым уровнем правового сознания и правовой культуры.
Система правового воспитании призвана обеспечить целенаправленное формирование у молодого поколения уважения к закону, способствовать включению молодых людей в решение государственной задачи укрепления законности, обеспечения прав человека и гражданина, повышению их активности в избирательном процессе, создавать условия для развития у них стремления к будущей правоохранительной и правоприменительной деятельности.
Организационное и методическое обеспечение предполагает разработку учебных и специальных программ, учебных пособий, методик по организации и проведению правового воспитания, сценариев викторин, конкурсов, программ научно-практических конференций, семинаров и т.п.; обобщение и распространение положительного опыта проведения массовых мероприятий и индивидуально-воспитательной работы; разработку на основе анализа новых методов правового воспитания.
Таким образом, в результате анализа литературы о правовой грамотности дошкольников можно сделать следующие выводы:
Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по воспитанию правовой культуры личности. Проявляется в определенной правовой позиции личности, которая определяет взгляды, отношения и действия человека.
Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
В ряде образовательных программ для дошкольных учреждений заявлен гражданский аспект образования. В них поставлены отдельные задачи развития представлений детей о своей стране, знаменитых людях своего отечества, приобщения к историко-культурным ценностям своего народа. Однако проблема воспитания правовой грамотности (ознакомление дошкольников с международными правовыми документами, с правами человека) в программах не ставится.
Формирование у детей 5-6 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.
Основное внимание при подборе примерных занятий было сосредоточено на тех правах, понимание которых доступно уже в старшем дошкольном возрасте ,и которые позволяют акцентировать внимание детей на позитивном отношении к себе и другим, на заботе о них взрослыми, на их защищенности, поскольку именно психологический комфорт в этом возрасте позволит ребенку успешно развиваться в дальнейшем. В основе содержания большинства занятий лежит ознакомление детей с понятиями «правило», «право» и с отдельными правами. Проводимые в рамках правового воспитания занятия помогают детям не только познакомиться с правами, со своими субъективными возможностями, но и почувствовать свою ответственность за тех, кто рядом, проявить самостоятельность. В ходе занятий важно пробудить активность детей, привить навыки общения, заложить позитивные качества личности ребенка. Занятия составлены так, чтобы в них происходила смена разных видов деятельности (беседы, игры, просмотр мультфильмов, слушание сказок и историй, рисование и др.). Предложенные варианты вопросов для обсуждения сюжетов стихотворений, историй из художественных произведений, просмотренных мультфильмов, стимулируют детей к рассуждению и размышлению над существующими правилами и последствиями совершения персонажами тех или иных поступков, обучают их отражать и понимать происходящее в социально-правовой сфере.
На основе анализа литературы было установлено, что нравственное развитие в этом возрасте определяется знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования. Для более успешного и интенсивного развития правосознания в детском возрасте необходима организация соответствующей деятельности, в результате которой станет возможно развитие правового мышления и правового сознания детей в целом.
Уровень правовой грамотности детей напрямую зависит от проводимых с ними занятий, в результате которых возрастает уровень правовой культуры детей. Диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем правового воспитания выросло. В то же время, наблюдается тенденция к уменьшению количества дошкольников с низким уровнем знаний в области права.
II глава: Практическая часть
2.1 Диагностика
Мною была разработана диагностическая карта по правовому воспитанию старших дошкольников.
В основу я взяла программу Автор : Н.Г.Зеленова, Л.Е Осипова «Я ребенок ,я имею право.- м.: «Издательство Скрипторий 2003»,2007.- 96с. На основе этой программы составила диагностические карты и разработала критерии оценок уровня знаний детей. Цель диагностики: Выявить уровень ЗУН детей об основных правах Конвенции ОО
Своей задачей в развитии ребенка я ставлю воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека. Для образования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, для развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. В результате совместного проживания на занятиях и в свободной деятельности я способствую формированию у ребенка собственного опыта, позволяющего ему пробовать, делать то, что считает нужным, оценивать результат своих действий и брать за них ответственность, испытывать себя как человека, достойно и культурно разрешающего свои проблемы, умеющего жить рядом с другими людьми. Содержанием работы с детьми являлось знакомство их с правами и обязанностями. При знакомстве детей с правами использовались разнообразные формы работы:
- беседы: «Конвенция о правах ребёнка», «Имею право жить», «Без семьи нет счастья». В процессе бесед до сознания детей доводилась значение прав, знакомили с обязанностями.
- чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Колобок», «Три поросёнка». Цель прочитанных произведений – через сказку показать, как могут нарушаться права и как их можно защитить.
- рассматривание иллюстраций: иллюстрации к сказкам, демонстрационный материал «права детей»;
- театрализованная деятельность; инсценирование сказок «Колобок», «Три поросёнка».
- занятия на тему «Моя семья» (познавательная деятельность).
- просмотр мультфильма «Маугли» (для моделирования проблемной ситуации);
- дидактические игры, сюжетно ролевые игры, праздники и развлечения, досуги.
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше.
2.2 Практическая часть : Проект « Я имею право».
Осуществление проекта:
1.Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в Российской Федерации.
2. Перспективно – тематическое планирование.
3. Беседы с детьми по выявлению представлений о собственных правах.
4. Планирование работы по правовому воспитанию.
5 Побор детской литературы
6. Задания родителям.
7. Подбор мультфильмов по теме: "Права ребенка". Тип проекта –практико - значимый.
Продолжительность -1 год
Виды деятельности:
1. Консультирование родителей по интересующих их вопросам
2. Обновление развивающей среды
3. Выступления на родительских собраниях
4. Создание информационного уголка для родителей
5. Оформление буклетов, брошюр
6. Открытые мероприятия
Формы реализации:
1. Занятия по познавательной деятельности.
2. Беседы с детьми и родителями.
3. Игровая деятельность.
4. Продуктивная деятельность.
5. Театрализованная деятельность. Организация совместных с родителями развлечений.
6. Организация экскурсий, целевых прогулок.
7. Чтение специально подобранной литературы.
Основные средства:
· Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
· Оформление наглядного материала для родителей.
· Обогащение предметно-развивающей среды.
· Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.
Ожидаемый результат:
· Ознакомление и закрепление знаний детей и родителей о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка».
· Осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди.
· Укрепить и развить чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством.
Функции участников проекта:
· Заведующий детским садом – создание условий для организации и проведения мероприятий.
· Старший воспитатель – обеспечение необходимой документацией, литературой участников проекта, оказание помощи в проведении занятий и развлечений.
· Дети, воспитатели и родители – реализация проекта.
Принципы.
1. Принцип познавательной активности. Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с их правами и документами, в которых говорится о данных правах.
2. Принцип природосообразности ,является одним из старейших педагогических принципов. Заключается он в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; зная зоны их ближайшего развития и опираться на них при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.
3. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей. Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению.
4.Уважение к личности каждого ребёнка. Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности.
Программно - методические ресурсы:
-Имеется необходимая методическая литература
- Разработана перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
- Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
-Пополнение библиотеки для родителей консультациями : «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)»
-Разработаны выступления на групповых родительских собраниях
Материально – технические ресурсы:
- Обновление развивающей среды
- Приобретение материалов, необходимых для занятий
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный.
- Создание условий для проведения проекта
- Подбор методической литературы
- Составления плана - Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы. 2 этап – основной. При реализации проекта были использованы такие формы работы, как занятия, беседы, игры, экскурсии, досуги, развлечения.
Методы: -этические беседы, -чтение художественной литературы (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки) -рассматривание иллюстраций, -составление рассказов, -организация нравственно-правовых, педагогических, игровых ситуаций. -организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, игр- драматизаций, -проблемное обучение, упражнение, приучение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков, - индивидуальная работа.
Интеграция темы по образовательным областям: Коммуникация, социлизация, познание, чтение художественной литературы: «Прав своих не забывай ,но обязанности знай», «Я человек»,Мальчики и девочки».
Познавательные беседы «Я люблю свою мамочку», «Беседы об ответственности и правах ребенка», «Конвенция о правах ребёнка», «Имею право жить», «Без семьи нет счастья».
Игра – инсценировка :«Мамины помощники»
Дидактические игры
-«Загадывания желания»
- «Кто кому кем приходится»
- «Что такое хорошо, что такое плохо»
-«Назови ласково»
- «Назови имя, отчество»
- «Передай настроение»
Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья», «Библиотека»,«Больница»,
«Парикмахерская».
Художественная литература
- Чтение: З.Воскресенская «Мама», «Мамины руки», С.Михалков «А что у вас?», Ш.Перро «Золушка», Е.Благинина «Посидим в тишине», Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок» , А. Барто «Одиночество», С. Маршак "Двенадцать месяцев" , А.Толстой "Золотой ключик, или приключение Буратино". Русская народная сказка «Колобок», «Три поросёнка». - Заучивание стихов, колыбельных, потешек. - Знакомство с пословицами, поговорками о маме.
Здоровье:
Знакомство с «правилами чистюли»; Полезная и вредная еда; Альбом « Любимое блюдо моей семьи»; Беседа «Чтобы не огорчать мамочку» ( как заботиться о своём здоровье)
Безопасность:
- Рассматривание иллюстраций, беседа по ним «Опасно – неопасно» (о бытовых приборах)
- Беседа о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице.
Художественное творчество:
Рисование: «Цветочки для любимой мамочки», «Подснежники зимой ( по сказке « Двенадцать месяцев»)»
Лепка: «Красивый букет милой маме» «Герда» ( по сказке «Снежная Королева»)
Аппликация: «Гадкий утенок», «Азбука для Буратино»
Ручной труд:«Открытка к празднику»
Музыка:
- Разучивание песен, танцев
- Прослушивание аудиозаписей по теме
Содержанием работы с родителями являлось правовое просвещение, знакомство их с «Конвенция» и Реализацией прав детей в семье. Для этого использовались:
- консультации. «Роль семьи в социально – нравственном воспитании», «Реализация прав ребёнка в дошкольном образовании учреждении и в семье»». Цель этих консультаций помочь родителям познакомиться и правильно реализовывать права детей;
- стендовая информация: «Правила поведения взрослого при воспитании детей», наказывая подумай : «Подумай зачем!». Повышение педагогической компетентности родителей.
Большую помощь оказали родители в создании альбомом «Я и моя семья», «Я имею право на отдых», «Мой дом, моя крепость», «Я родился в селе»и т.д. Проявили большую активность родители в проведении досугов , развлечений и праздников.
2.3 Итоговое мероприятие: Развлечение с родителями на тему: «Права ребенка».
Цель: познакомить родителей с правами ребенка.
Материалы и оборудование: магнитная доска, символы, атрибуты к сказкам, скамейка-2 штуки, текст песни для родителей, выставка литературы по правам ребенка, ширма.
Ход: В зале полукругом в 2 ряда расставлены стулья. Во внутреннем ряду располагаются дети. Во внешнем – родители.
Воспитатель: 20 ноября 1989 года – историческая дата для детей всего мира. В этот день Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Она является международным документом и закрепляет равные права детей и подростков на образование, здоровье, игры. Утверждает право ребенка на родной язык и культуру, свободу мысли, совести и религии. Наш сегодняшний праздник мы посвящаем правам ребенка. Песня «Давайте верить в чудо» (слова В. Степанова, музыка Т. Левкодимова) .
Ребенок читает стихотворение:
Права ребенка надо знать,
Не только знать, но соблюдать.
И всем ребятам надо знать
Все то, чего им не хватает.
Воспитатель: В это стихотворение вложен глубокий смысл. Чего же не хватает нашим детям? Может быть, на этот вопрос ответит песня в исполнении детей «Вот была бы благодать» (слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева). Все дети поют.
Ребенок: Ребенок без дома,
Ребенок без школы,
Ребенок без круга семьи.
Ребенок без прав,
А кто виноват – не ответите вы?
Воспитатель : Ответ есть в Конвенции о правах ребенка - в первую очередь отвечают за ребенка родители. Если детям плохо, они бегут к маме. А мама все поймет. (Исполняется песня «А мама все поймет», слова М. Пляцковского, музыка Е. Ботярова) .
Ребенок: Худенькое личико,
Усталые глаза.
Маленькие ручки
В мозолях всегда.
Плохие родители не знают о том,
Что все имеют право на отдых
И на дом.
Воспитатель: Воплощение этих слов мы увидим в инсценировке сказки «Золушка», которую покажут нам сейчас дети (инсценировка отрывка из сказки) .
Воспитатель : Каждый человек имеет право на защиту. (сказка «Три поросенка» просмотр мультфильма)
Ребенок: Если вы по улице идете
А рядом плачет мальчик у столба.
То вы, конечно, мимо не пройдете,
Ему отыщете вы маму и отца.
А если же родителей не будет,
То вспомните все детские права,
Не допустите, чтобы малыш остался
Один возле холодного столба.
Проводится игра «Над пропастью». Ребенок проходит по гимнастической скамейке, родитель поддерживает его, если ребенок не удерживается на ней.
Воспитатель: Дорогие родители и дети! Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы, если вопрос относится к вам, поднимите руку.
Вопросы:
- Кто в последние 2 месяца отмечал день рождения?
- Кого хоть однажды посещало чувство одиночества?
- Кто любит современную музыку?
- Кто хотел бы изменить свое имя?
- Кому нравится, когда его хвалят?
- Кто хотя бы один раз помог нуждающимся?
- Кто посещал детский дом ребенка?
Воспитатель : Вы видите, мы все разные, но в тоже время одинаковые, мы – люди. И этим все сказано. Наши дети ближе к Земле. Они меньшего роста, им не всегда надо садиться на корточки, чтобы разглядеть муравья. Правда, с высоты детства мир не такой широкий, каким он виден с высоты взрослых. Но если бы взрослые приблизились к детям, их мир стал бы богаче.
Ребенок: А люди ходят и не верят нам.
Они большие и сухие.
Они гуляют, как по берегу
Вокруг бушующей стихии.
В нас все неведомо и утренне,
И все уносит и приносит…
Весной бывают реки мутными, чтоб стать прозрачными под осень. Воспитатель: Так поможем все вместе повзрослеть нашим детям, чтобы только чистота поселялась в их душах. А это зависит только от всех нас. (Исполняется песня вместе с родителями «Пусть всегда будет солнце») .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования, т.к. именно в в этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний.
Проанализировав литературу по теме работы, оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т.к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны. Наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка.
Проведенное исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети.
Таким образом, обобщая все вышесказанное отмечаем, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.
Проведенное исследование не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников, но позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.
Теоретический анализ литературы и проведенная на его основе эмпирическая работа позволили выполнить цель работы.
Список литературы
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С./ Издательство: Мозаика-Синтез, 2011
2. Всеобщая декларация прав человека // Принята и провозглашена резолюцией 217(III) Генеральной Ассамблеи (10.12.1948г.). – М.: Просвещение, 2002.
3. Голицына, Н.С., Огнева, Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Н.С.Голицына, Л.Д.Огнева. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
4. Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка / О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Декларация прав ребенка // Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002.
6. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и дет. Сада : пособие для работников дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я… и я имею право!»М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.
8. Закон РФ "Об образовании" // текст с изм. и доп. На 2010 год. – М.: Эксмо, 2010.
9. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет 2012 г
10. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007. –Приложение №
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Я имею право"
Совместный проект со старшими дошкольниками и их родителями по правовой компитенции....
Проект Я тоже имею права
Права детей дошкольного возраста в детском саду и в семье зачастую нарушаются. Именно поэтому я считаю одной из важнейших задач, которую необходимо решить в рамках этого проекта, является ...
Практико-ориентированный проект "Я имею Права!"
Данный проект занял первое место во всероссийском конкурсе методических разработок.В нем содержаться описания разнообразной совместной деятельности с детьми по теме, конспекты НОД, перспективное плани...
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...
Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"
Данный проект содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями....
Права ребенка в рамках проекта "Я имею право"
Методический материал...