Нужно ли современному педагогу изучать правовые основы профессиональной деятельности и зачем?
материал
Нужно ли современному педагогу изучать правовые основы профессиональной деятельности и зачем?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ессе на тему:
Нужно ли современному педагогу изучать правовые основы профессиональной деятельности и зачем?
Образование является первой ступенькой в развитии личности, ее формирования, и, конечно, ее становления. Образование — это второй институт после семьи и брака, который заканчивает молодой человек. Именно образование является одним из важнейших вех в судьбе каждого. Образование предопределяет педагог, наделенный знаниями, опытом и профессиональными компетенциями.
Современный педагог – фигура в обществе, имеющая колоссальное, но недооцененное значение. Именно он формирует знания, взгляды и моральные принципы подрастающего поколения. И формирует их по своему образу и подобию. От того, каков учитель сегодня, напрямую зависит, какое будет мировоззрение завтрашнего общества.
Современному педагогу необходимо изучать правовые основы, которые смог бы применить в профессиональной деятельности. Успешность педагога зависит от совершенствования педагогических инструментов (навыков), от самообразования. К педагогически инструментам (навыкам) можно отнести повышение правовой культуры, то есть знание основных международно-правовых актов, уметь использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности, соблюдать права и интересы обучающихся.
Современному педагогу необходимо владеть профессиональными компетенциями, в том числе правовой компетенцией. Профессиональный стандарт педагога акцентирует внимание на владение нормативной документацией по вопросам обучения и воспитания ребенка, Трудовое законодательство и Конвенцию о правах ребенка.
Вопрос правого статуса педагога закреплен в Международных документах, Федеральным законом «Об образовании», локально-нормативными актами. Однако в документах федерального уровня закон не дает конкретики. Поскольку в законе используются общие фразы «свобода преподавания», «право на выбор учеников», «свобода выбора методов обучения» и т. д.
Современный педагог, обладая правовыми основами должен уметь применять их в своей профессиональной деятельности. Например, в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» определено: «Учитель должен знать: законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка».
Знание правовых основ и правовой культуры не дают педагогу готовых шаблонов в решении «нестандартных» задач. Однако педагог предстает как координатор по урегулированию «нестандартных» ситуаций, то есть он вынужден защищать не только свои права, но интересы и права своих учеников. Для решения подобных задач необходимы правовые знания, которыми не всегда обладает педагог. Зачастую педагоги не знают, как регулируются их собственные права. И не знают, где искать правовую информацию. Именно незнание правовых основ влечет снижение правового статуса педагога.
Учитель в России – больше, чем учитель. Он, прежде всего образец нравственности, поведенческого эталона, медиатор в области культуры поведения и общения. Через связь учитель – ученик узнает о правоотношениях, осознают смысл правового поведения, приобретают правовой опыт. Но если педагог сам не знает свой правой статус, и в целом не владеет правовой компетентностью, то этот педагог не может ничему научить обучающегося.
Сегодня современный педагог - намного больше, чем просто профессионал, хорошо знающий свой предмет и умеющий передать эти знания детям.
В условиях современного общества, быстро меняющейся социально – экономической обстановке, учитель он не просто должен транслировать свои знания, выполнять воспитательную функцию, но и быть личным примером законопослушного, высококультурного человека. Именно поэтому, современному педагогу необходимо изучать правовые основы. Одной из основных задач, которые ставит перед современным педагогом государство сегодня, правовое воспитание личности, знающей свои права, умеющей их отстаивать, проявляющей законопослушное поведение. Эту задачу невозможно выполнить педагогу, не знающему правовые основы. Учителям необходимо повышать собственные знания в этой сфере через профессиональную подготовку и переподготовку, самообразование. Только обладая высоким уровнем правовых основ, возможно привить правосознание детям.
Таким образом, говоря о правовой основе педагога, отметим, что это важная роль и ответственность перед государством. Формирование правовых основ личности каждого ученика – задача современного учителя, а значит и формирование правовой культуры общества в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Нормативно-правовые основы, регламентирующие ответственность работников образования за жестокое обращение с ребенком"
Сегодняшние дети – будущее нашей страны. Несомненно одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Понимая, что дети - самое дорогое, что ес...
Теоретические основы профессиональной деятельности педагога
Теоритические основы профессиональной деятельности педагога....
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО
Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...
Современные проблемы подготовки будущих педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности в полиэтнических детских садах
Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но, пожалуй, ключевыми его моментами можно определить валеологическое, экологическое и поликультурн...
Обучение "Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога ДОО"
Обучение "Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога ДОО"...