Современные проблемы подготовки будущих педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности в полиэтнических детских садах
проект
Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но, пожалуй, ключевыми его моментами можно определить валеологическое, экологическое и поликультурное воспитание дошкольников. Эти три составляющие, грамотно объединенные мудрой рукой воспитателя, подобно граням одного кристалла, формируют в детском сознании индивидуальность, здоровую физически, духовно и нравственно.
Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_pedagogika.ppt | 2.4 МБ |
referat_2.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давайте детям больше и больше созерцания общего поколения человеческого, мирового, но преимущественно, старайтесь знакомить их с этим и через родные и национальные явления. В. Г. Белинский
глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры ; формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям; создание условий для интеграции в культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Поликультурное воспитание – явление относительно новое для России. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, Л.Л. Супрунова и др.
Педагог способствует развитию у детей уважения и формирования чувства эмпатии к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия в том числе, и внешнего облика, и физических недостатков .
Раздел 4. Особенности речевого развития детей в условиях билингвизма Раздел 3. Психолого-педагогические основы педагогического общения. Раздел 2. Проблема этнической идентификации детей в поликультурных условиях. Раздел 1. Формирование этнотолерантности у детей дошкольного возраста. Раздел 6. Педагогическая оценка этнокультурных особенностей детей Раздел 7. Специфика профессиональной компетентности педагога полиэтнического детского сада. Раздел 5. Фольклор в воспитании детей полиэтнического детского сада.
Ранний возраст ПРИБАУТКИ ПОТЕШКИ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЛЯСОВЫЕ Игры с куклой - неотъемлемая часть духовной и материальной культуры народа. С ее помощью ребенок приобщается к социально-культурному опыту нации.
Младший возраст - Отмечаем государственные праздники, праздники народного календаря - Знакомим детей с явлениями общественной жизни: - «Семья», «Детский сад», «Родная страна» Формируем способность слушать рассказы воспитателя и сверстников о разных жизненных ситуациях. Читаем русские народные сказки и сказки народов мира, которые разнообразны по содержанию, объему и динамичности - Знакомим детей с правилами вежливости - Создаем специальные игровые ситуации
Средний возраст - Расширяем представления о семье - Проводим беседы о родном городе, подбираем фотографии, картинки с видами города - Воспитываем отзывчивость, скромность, желание быть справедливым, сильным, смелым; проявление чувства стыда за неблаговидный поступок - Формируем навыки вежливого поведения Формируем чувство причастности к событиям, которые происходят в семье, детском саду, стране Формируем личное отношение ребенка к выполнению (и нарушению) принятых моральных норм
Старший возраст - Приобщаем к иным национальным культурам - Раскрываем тему «Наша планета» Формируем интерес к своей родословной - Раскрываем понятие «дружба», взаимовыручка» - Расширяем представления о родной стране, государственных и народных праздниках Знакомим с флагом, гербом и мелодией гимна России Продолжаем формировать интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, культуре, традициям
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников 1. Изучение семьи и ее образовательных потребностей - типы семьи, уровень культуры и образование, семейные традиции и др. 2. Информирование родителей : стенды, ширмы, папки-передвижки, выпуск газет и др. «Говорят дети», «Опыт семейного воспитания», «Воспитание маленького москвича», «Как поступили бы Вы?»… 3. Подбор педагогической и художественной литературы о городе, семейном воспитании, организации семейного досуга, формированию толерантных установку детей и взрослых 4. Психолого-педагогическое просвещение родителей : дискуссии, семейные гостиные, родительские клубы, вечера вопросов и ответов и др. 5. Совместная деятельность родителей и детей в детском саду и дома: - семейные конкурсы , организация совместных дел .
Русский народный костюм Казахский народный костюм Башкирский народный костюм Татарский народный костюм Чеченский народный костюм
Предварительный просмотр:
Современные проблемы подготовки будущих педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности в полиэтнических детских садах
Свое выступление я хочу начать со слов Виссариона Григорьевича Белинского (литературный критик, публицист) «Давайте детям больше и больше созерцания общего поколения человеческого, мирового, но преимущественно, старайтесь знакомить их с этим и через родные и национальные явления»
Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но, пожалуй, ключевыми его моментами можно определить валеологическое, экологическое и поликультурное воспитание дошкольников. Эти три составляющие, грамотно объединенные мудрой рукой воспитателя, подобно граням одного кристалла, формируют в детском сознании индивидуальность, здоровую физически, духовно и нравственно.
Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.
Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности воспитание толерантности многопланово и приобретает чаще всего характер поликультурного образования, основными целями которого являются следующие:
- глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры;
- формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям;
- создание условий для интеграции в культуры других народов;
- формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
- воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Поликультурное воспитание – явление относительно новое для России. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, Л.Л. Супрунова и др.
Педагог способствует развитию у детей уважения и формирования чувства эмпатии к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия в том числе, и внешнего облика, и физических недостатков.
По мнению Людмилы васильевной Павловой (Основатель и первый заведующий кафедрой международного права), «гуманистическая парадигма профессионального образования призвана обеспечить воспитание молодёжи в духе мира, диалога культур, уважения прав и основных свобод человека, терпимости и дружбы между народами, нациями, расовыми и религиозными группами, развивать социальную ответственность, способствовать приобщению к гуманитарной культуре, оптимизировать взаимодействие личности и социума»
В связи с тем, что современный мир представляет собой поликультурное пространство, социальную систему, в которой взаимодействуют представители разных культурных сообществ, приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде – актуальная проблема современного дошкольного образования.
Деятельность воспитателя полиэтнического детского сада в сравнении с деятельностью педагога с моноэтническим контингентом имеет ряд особенностей, специфических черт, которые определяются в первую очередь полиэтничностью и поликультурностью. Практика показывает, что педагоги-дошкольники имеют весьма отдаленное от действительности представление об особенностях работы с нерусскими детьми.
Обновление содержания подготовки педагогов, как никогда раньше, требует особого подхода. В связи с необходимостью постоянно развивать и совершенствовать профессиональную подготовку будущих специалистов разработана программа элективного курса «Особенности организации педагогического процесса в полиэтнических детских садах», в котором раскрываются вопросы толерантного отношения к представителям различных рас и этносов, формирования национального самосознания и мировосприятия у детей, национальные традиции народов, особенности взаимоотношений детей и взрослых в различных социокультурных ситуациях и др.
Курс направлен на решение задач развития и совершенствования компетенций студентов – будущих педагогов дошкольного образования, рефлексии их учебной деятельности. Предполагается изучение 7 разделов.
Раздел 1. Формирование этнотолерантности у детей дошкольного возраста.
Одной из актуальных социокультурных и психолого-педагогических проблем становится воспитание толерантности и этнотолерантности детей, что объясняется тремя группами причин: социальными, политическими и педагогическими.
В современной интерпретации толерантность в целом и этнотолерантность в частности рассматривается как открытость, отзывчивость, желание решать межличностные и межэтнические проблемы позитивно, как стремление принять чужое, не сливаясь с ним, а сохраняя свою этническую самобытность.
Воспитателям необходимо целенаправленно решать задачи формирования этнотолерантности у дошкольников. В приказе МО РФ «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» выделен раздел «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», где зафиксировано, что «педагог способствует развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста…».
Содержание программных документов по дошкольному образованию утверждает, что необходимо воспитывать у дошкольников толерантное отношение к представителям других национальностей.
Однако специфичность работы в полиэтнических детских садах не учитывается в практике дошкольных образовательных учреждений.
Раздел 2. Проблема этнической идентификации детей в поликультурных условиях.
Идентичность этническая включает, прежде всего, глубоко значимое переживание данной принадлежности как одной из важнейших составляющих в системе представлений личности о себе. Среди основных критериев этнической идентификации могут быть родной язык, общность происхождения, культура, традиции, религия, общее историческое прошлое, чувство привязанности к родной земле, своей Родине, общей территории проживания и многое другое.
Раздел 3. Психолого-педагогические основы педагогического общения.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Знание педагогом компонентов ситуации общения, ситуации речевого общения позволит ему правильно реализовать замысел коммуникации, прогнозировать характер восприятия речи, т.е. будет способствовать эффективному профессионально-педагогическому общению.
Раздел 4. Особенности речевого развития детей в условиях билингвизма (коммуникативная направленность речевого развития детей в полиэтническом детском саду).
Основным носителем этнокультурных норм служит язык, функционируя в качестве внутриэтнического коммуникативного средства передачи традиций, информации об истории и культуре народа. Проблема обучения детей речевому общению в условиях двуязычия предполагает рассмотрение языка как в этническом пространстве, так и в пространстве культуры. Язык в этническом пространстве – это не только важнейший этногенный признак, закрепляющий специфику национального характера и менталитета, отражающих мировоззрение народа, но и фактор интеграции этноса и дифференциации этноса.
Раздел 5. Фольклор в воспитании детей полиэтнического детского сада.
Особую роль в реализации этнического компонента в дошкольном образовании имеет знакомство с устным творчеством народов. Материалом для фольклора всегда служила жизнь народа, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт делает их эффективным средством передачи этих черт, обычаев из поколения в поколение. Оптимизм сказок, образность всех произведений разных фольклорных жанров способствует воспитанию детей, развитию их речи.
Использование фольклора в детском саду направлено на воспитание личности ребёнка как носителя культуры. Различные методические приемы, ориентированные на совершенствование и обогащение речи детей пословицами, поговорками, загадками, активизируют мыслительно-речевую деятельность детей.
Раздел 6. Педагогическая оценка этнокультурных особенностей детей.
По мнению Эдуарда Рафаиловича Хакимова(дпн, большинство своих статей посвящены поликультурному образованию) педагогическое оценивание этнокультурных особенностей детей позволяет «повысить эффективность профессионально-педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве».
Педагогические и психологические параметры оценки этнокультурных особенностей детей, разработанные Э.Р. Хакимовым, способствуют определению позитивного или негативного этнокультурного статуса ребёнка и проектированию в соответствии с этим педагогического процесса в поликультурных условиях.
Раздел 7. Специфика профессиональной компетентности педагога полиэтнического детского сада.
Компетентностный подход в образовании – это подход к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценки результатов.
В связи с этим перед педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста в поликультурных условиях, выдвигается сложная, многоаспектная задача по подготовке детей к жизни в условиях поликультурной среды, формированию умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, и одним из важных направлений этой работы должно выступать направление по формированию предпосылок этнолингвокультурной компетентности.
Реализация программы, включающей обозначенные и кратко описанные разделы, будет, на наш взгляд, способствовать более эффективной подготовке педагогов дошкольного образования к работе в полиэтнических детских садах.
Результаты обучения должны найти свое отражение, прежде всего, в поведении студентов, в частности в соблюдении ими следующих принципов и правил:
1. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора в межличностном общении.
2. Такт в общении с людьми другой национальности.
3. Естественным и единственно нормальным должно быть признано уважительное отношение к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса.
4. Знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек.
5. Один из важнейших аспектов культуры межнационального общения – языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет человек, это важнейший элемент культуры межнационального общения.
Ранний возраст. Игры с куклой - неотъемлемая часть духовной и материальной культуры народа. С ее помощью ребенок приобщается к социально-культурному опыту нации.
Мл.возраст.
Расширяем представления о семье
- Проводим беседы о родном городе, подбираем фотографии, картинки с видами города
Ст.возраст
- Формируем интерес к своей родословной
- Раскрываем понятие «дружба», взаимовыручка
- Расширяем представления о родной стране, государственных и народных праздниках
- Знакомим с флагом, гербом и мелодией гимна России
- Продолжаем формировать интерес к своей «малой Родине»,
к достопримечательностям родного города, культуре, традициям
- Приобщаем к иным национальным культурам
- Раскрываем тему «Наша планета»
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников
1. Изучение семьи и ее образовательных потребностей - типы семьи, уровень культуры и образование, семейные традиции и др.
2. Информирование родителей: стенды, ширмы,
папки-передвижки, выпуск газет и др. «Говорят дети», «Опыт семейного воспитания», «Воспитание маленького москвича», «Как поступили бы Вы?»…
3. Подбор педагогической и художественной
литературы о городе, семейном воспитании,
организации семейного досуга, формированию
толерантных установку детей и взрослых
4. Психолого-педагогическое просвещение родителей: дискуссии, семейные гостиные, родительские клубы, вечера вопросов и ответов и др.
Совместная деятельность родителей и детей в
детском саду и дома: - семейные конкурсы ,
организация совместных дел.
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.
Г.Н. Волков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В настоящее время проблема совершенствования подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе....
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...
Семинар -практикум для педагогов ДОУ на тему: "СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12779014","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...
Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)
Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...
Консультация для педагогов дошкольного образования «Организация совместной деятельности дошкольников в образовательной деятельности»
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Дошкольные организации вступили в период глубоких качественных изменений. Федеральный государственный образовате...
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в совместной деятельности семьи и детского сада».
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в...
Консультация для педагогов дошкольного образования «Организация совместной деятельности дошкольников в образовательной деятельности»
Консультация для педагогов дошкольного образования «Организация совместной деятельности дошкольников в образовательной деятельности»...