Конспект беседы о зависти с дошкольниками подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект беседы о зависти с дошкольниками подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №91 комбинированного вида
Московского района г. Санкт-Петербурга
Конспект
беседы о зависти
с дошкольниками подготовительной группы
воспитатель
Никулина Юлия Викторовна
г. Санкт-Петербург
2022 год
ХОД БЕСЕДЫ
Дорогие ребята! Поговорим о зависти.
Зависть - дурное чувство. Оно человека мучает, лишает покоя и сна. Недаром народ приметил: «Завистливого и сон неймет».
♦ Умеете ли вы от души радоваться успехам своих друзей?
♦ Можете ли вы похвалить друга, если у того что-то хорошо получается, а у вас нет?
Думаю, что вы испытываете радость за друга, если его похвалил воспитатель, если ему подарили новую игрушку или книжку. Но если в вашей душе все же поселилось неприятное чувство зависти, постарайтесь его подавить, победить, настройте себя на то, что друзьям нужно не завидовать, а радоваться за них, у них стоит чему-то поучиться и самому добиваться успехов в труде, спорте, учебе.
Послушайте стихотворение.
Завистливая Катя
Всем завидовала Катя:
Аня ходит в новом платье,
Таня — в шелковой косынке,
Бант у Даши, как картинка!
У Наташи день рожденья —
Будут торт и поздравленья.
Машу нынче похвалили,
А меня опять забыли!
И сказала мама Кате:
- Не завидуй, дочка, хватит!
Зависть нас не украшает,
Зависть людям жить мешает.
Не завидуй, а сумей
Радоваться за друзей!
♦ Чему завидовала девочка Катя?
Новому платью, и косынке, и бантику подруги, и дню рождения, и похвале, доставшейся подруге. Но ведь когда хвалят другого, это вовсе не значит, что ругают вас! В следующий раз похвала достанется и вам. Скоро и у вас будет день рождения. И вы придете в детский сад или в школу в новой красивой одежде. Друзья не будут вам завидовать, они порадуются за вас.
Умение радоваться чужим успехам, чужому счастью — великое и прекрасное свойство человеческой души!
Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.
Пластилиновый Буратино
Дети лепили игрушки из пластилина. Самая выразительная и забавная игрушка получилась у Нади.
- Какая прелесть! - воскликнула воспитательница Анна Анатольевна, показывая ребятам пластилинового Буратино.
Буратино и в самом деле получился на славу: в красном колпачке, полосатых чулках, с задорной улыбкой, с золотым ключиком в руке.
- Давайте все вместе вспомним сказку о приключениях Буратино и о золотом ключике, - предложила воспитательница.
Ребята наперебой стали рассказывать сказку, и только Галя молча отошла в сторонку, надулась и поскучнела. Девочка подумала, что ее пластилиновый медвежонок Винни-Пух ничуть не хуже Буратино, но Анна Анатольевна похвалила Надю. Галя почувствовала зависть к подруге. Она подошла к столу и сбросила пластилинового Буратино на пол. Игрушка тут же сломалась. Галя отошла подальше от стола и стала играть с куклой.
Когда Надя увидела, что Буратино упал и сломался, она заплакала. Но Сережа поднял игрушку с пола, Таня стала утешать подругу, а Анна Анатольевна помогла девочке починить игрушку.
- Как Буратино мог оказаться на полу? - спросила воспитательница.
- Я знаю, - ответила Галя, - он стоял на самом краю, вот и упал.
Хотя Анна Анатольевна и видела, что Галя сбросила игрушку, сейчас она ничего не сказала девочке. Собрала все поделки и поставила их в стеклянный шкаф. Она хотела поговорить с девочкой наедине.
♦ Как вы думаете, почему Галя сбросила игрушку на пол?
♦ Хорошее или дурное чувство владело ею в этот момент?
♦ Могли бы вы поступить так?
♦ Случалось ли вам видеть подобное проявление зависти? Расскажете об этом.
♦ Как вы думаете, почему Галя солгала?
♦ Связаны ли ложь и зависть? Приведите примеры того, что зависть часто связана с ложью.
♦ Как вы считаете, почему воспитательница сделала вид, что ничего не заметила?
♦ Подумайте, какие слова сказала Анна Анатольевна Гале.
Может быть, она сказала девочке примерно так:
- Галя, ты постудила нехорошо. Причем нехорошо вдвойне. Сначала- из зависти сбросила на пол Надину игрушку, а потом еще и солгала мне. Похвалив Надю, я ведь не сказала, что твоя игрушка плохая. Тебя я, может быть, похвалила бы в другой раз! Подумай обо всем случившемся на досуге. Ты хорошая, добрая девочка, но зависть никого не украшает.
Завистливый человек не вызывает уважения. У завистливых людей мало друзей. Наоборот, душевно щедрые люди умеют радоваться за других. Ведь друг познается не только в горести, но и в радости.
Послушайте такую историю.
Витя занимался в спортивной секции плаванием. На соревнования он пригласил своих друзей - Володю и Пашу.
Володя всей душой желал другу победы. В самых острых моментах он даже вскакивал с места и подбадривал Витю возгласами.
- Давай, Витек, прибавь скорость!
А Паша, хотя и считался Витиным другом, завидовал его спортивным успехам и в глубине души, сам себе не признаваясь, был бы рад, если бы тот проиграл: «Чтобы не задавался, нос не задирал!» Чем же закончилось соревнование?
Витя выиграл! Володя и Паша поздравили его с победой. Паша не хотел потерять друга и сумел победить в себе зависть. Он тоже выиграл этот поединок с самим собой!
♦ Как вы относитесь к успехам своих друзей?
♦ Почему радость за человека можно считать проверкой дружбы?
♦ Случались ли подобные истории с вами? Смогли ли вы победить в себе зависть?
Послушайте стихотворение.
Зависть победить сумей
Вот тебе, дружок, наука:
Зависть победить сумей,
Радуйся за друга —
Много обретешь друзей!
Тест
Выберите ответ и объясните свой выбор.
I. Вашей подруге поручили на новогоднем празднике сыграть роль Снегурочки. А вам очень хотелось, чтобы эта роль досталась вам. Как вы поступите?
1. Скажете, что подруге эта роль не подходит, и попросите воспитательницу дать ее вам.
2. Ну что ж! Пусть подруга будет Снегурочкой. Может быть, в следующем году эту роль дадут вам. А пока вы попросите сыграть роль Снежинки.
3. Порадуетесь за подругу. Поможете ей приготовить новогодний костюм и разучить роль.
II. Ваш друг, играя в футбол, удачно забил гол, тренер его похвалил. Как вы поведете себя?
1. Поздравите друга с удачей и постараетесь научиться играть в футбол не хуже.
2. Скажете другу, чтобы он не зазнавался, ему просто повезло, а вы играете не хуже.
3. Похвалитесь, что лучше играете в футбол.
Послушайте сказку.
Злой камешек
Раз брела по заснеженной городской улице старуха Зависть. Бледная, худющая, будто высохший сучок. Недаром ведь говорится: «Зависть по чужому счастью сохнет».
Шла она и всем встречным завидовала: «Вон песик пробежал: ишь веселый какой - рад зимушке-зиме. Ребятишки с санками на горку пошли улыбающиеся, румяные, и мороз им нипочем, а мне, бедной, ох, как холодно!»
Шла Зависть и думала, к кому бы ей прилепиться, в чьем сердце поселиться, чье счастье погубить.
Вдруг слышит: где-то музыка играет, ребячьи голоса звенят. Свернула старуха в переулок и увидела сверкающий огоньками каток.
Ребятишки по льду легко скользят, кто парами, кто поодиночке. Острыми коньками гладкий лед режут, только облачка снежной пыли за ними вьются.
На скамейке, чуть поодаль, мамы и бабушки сидят, поджидают, когда занятие по фигурному катанию закончится. Зависть присела на краешек скамейки и стала наблюдать за ребятишками.
В это время две подружки - Катя и Марина, - взявшись за руки, мимо проезжали. Розовые от легкого морозца. Глаза блестят, косички от ветра разлетаются, в волосах снежинки запутались.
Позавидовала им злая старуха: «Ишь какие дружные, пригожие да как ловко катаются! А у меня, бедной-несчастной, и коньков-то никогда не было. Испорчу-ка я им радость!»
Зависть достала волшебный камешек и прошептала заклинание. Камень в ее руке засветился зловещим красным огоньком. Старуха направила светящийся камешек на одну из девочек.
- Ой, - вскрикнула Катя, - меня что-то больно кольнуло здесь!
Это лучи от злого камешка проникли ей в сердце, и в нем поселилась зависть.
В это время Марина ловко закружилась под музыку на одном коньке, и Катина бабушка похвалила девочку: «Чудесно Мариночка катается, словно настоящая фигуристка!»
Катя услышала эти слова, и сердце ей кольнула зависть. От досады, что похвалили не ее, она даже споткнулась. А ведь прежде Катюша никогда никому не завидовала!
Старуха Зависть все видела и осталась довольна.
С тех пор и пошло. Похвалит Марину воспитательница - Катя ходит мрачнее тучи, подарят подруге красивое платье - Катя маме истерику закатывает: хочу такое же!
Лицо у Кати стало недовольным, плаксивым, улыбка редко на нем появлялась, а голос сделался капризным и злым.
Между тем настали веселые новогодние деньки.
На катке елку установили, гирляндами и бусами украсили. Дети стали готовиться к новогоднему представлению: разучивать стихи, песни, танцы. Кому-то достались роли зайчишек, белочек, сосулек, а Марине - роль Снегурочки.
Катя тут же позавидовала подруге. Ведь она и сама втайне мечтала об этой роли: уже представляла себя в голубой атласной шубке, отороченной белым пушистым мехом, и в короне, украшенной сверкающими снежинками.
Настроение у Кати совсем упало. Пришлось ей довольствоваться ролью Снежинки.
Вот наконец и пришел долгожданный новогодний праздник!
В пышной густой хвое вспыхнули и замерцали разноцветные огоньки елочной гирлянды. На вершине зажглась голубая звезда. Заиграла веселая музыка, и по льду заскользили юные фигуристы в ярких карнавальных костюмах. Все веселились от души: танцевали, читали стихи, пели песенки, водили возле елки хороводы. Дед Мороз дарил всем подарки.
Только Катю ничто не радовало, и праздник ей не нравился. С недовольным, злым лицом она стояла в сторонке.
Когда Марина подъехала к ней и пригласила прокатиться по кругу, взяв подругу за руку, Катя вырвалась и сердито зашипела:
- Отстань! Не хочу с тобой кататься!
- Но почему? - удивилась Марина.
- Не хочу и все. Катайся одна! - отрезала Катя и отвернулась.
На глазах ее заблестели слезы досады. Катя и сама не понимала, что с ней происходит, почему все ее злит и раздражает.
Девочка не заметила, как рядом с ней оказался Дед Мороз. Добродушный, улыбающийся старик в красной шелковой шубе, с ледяным посохом в руках.
- Катюша! - ласково обратился он к девочке. - Ты о чем-то грустишь? Может быть, я сумею тебе помочь? Ведь раз в году я становлюсь настоящим волшебником и могу творить любые чудеса. Задумай желание, и я тебе обещаю - оно обязательно сбудется.
Катя на минутку-призадумалась: «Что бы такое пожелать? О чем попросить Дедушку Мороза?»
Вдруг ей вспомнилось, как хорошо и весело жилось ей, когда она всех любила и никому не завидовала, когда за всех радовалась, и ребята хотели с ней дружить. «Хочу никому не завидовать!» - подумала девочка.
Только эта мысль пришла ей в голову, как Катя почувствовала, будто у нее на сердце потеплело, а на душе вдруг стало легко и радостно. Это по волшебству Деда Мороза ее покинули злые лучи зависти.
Катя беззаботно засмеялась, поблагодарила доброго Деда Мороза и, оттолкнувшись коньком, помчалась к детям.
Она подъехала к Марине и с искренним восхищением воскликнула:
- Марина, ты самая красивая Снегурочка на свете! Поедем кататься, - тут же предложила она подруге.
Марина согласилась, и девочки, взявшись за руки, весело заскользили по освещенному фонариками и звездами катку.
♦ Где Зависть увидела Катю и Марину?
♦ Почему злая старуха позавидовала девочкам?
♦ Что случилось с Катей?
♦ Как изменился ее характер?
♦ Кто помог Кате избавиться от зависти?
♦ Вспомните, какие вы знаете сказки, где зависть приносит людям зло?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-726034-1450201536.jpg)
План-конспект беседы для детей старшей (подготовительной группы) группы. Тема: «Осень».
План-конспект беседы для детей старшей (подготовительной группы) группы. Тема: «Осень»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/05/picture-522318-1630855369.jpg)
Конспект беседы с детьми в подготовительной группе Тема: «Цветение луга»
Конспект беседы с детьми в подготовительной группе Тема: «Цветение луга»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/16/picture-892958-1668622577.jpg)
Конспект «Беседа о птицах» в подготовительной группе
Конспект «Беседа о птицах» в подготовительной группе ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280342-1603180017.jpg)
Конспект беседы по ОБЖ в подготовительной группе «Терроризм — зло для всех людей планеты»
Тема: «Терроризм — зло для всех людей планеты»Цель: Способствовать формированию общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.Задачи:- Объяснить понятия...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-999105-1517389820.jpg)
Конспект беседы о космосе в подготовительной группе
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: Создание условий для расширения знани...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/16/picture-1329390-1618550284.jpg)
Конспект беседы по ОБЖ в подготовительной группе «Терроризм — зло для всех людей планеты»
Конспект беседы по ОБЖ в подготовительной группе...